Базовое университетское образование и социальный заказ
на педагогическую работу
Я. Е. Львович, Н. А. Королева, С. А. Антипов, И. А.
Дендебер, Главное управление образования Воронежской области, Воронежский
областной институт повышения квалификации и переподготовки работников
образования
Переход
производства от планового развития к рыночным отношениям предъявил новые
требования к целому спектру вопросов, начиная от качества продукции и кончая
повышенными требованиями к специалистам. В последние годы понадобились люди,
умеющие в сжатые сроки при минимуме средств и информации решать поставленные
задачи в разных областях производства, в том числе и в образовании, то есть
формируется новый социальный заказ. Его выполнением занимаются практически все
высшие учебные заведения. Но, несмотря на это, проблемы в подготовке
специалистов такого уровня сохраняются. Изучая опыт работы различных высших
учебных заведений и выделяя в нем позитивное, хочется обратить внимание на
подготовку специалистов в классических университетах.
Практика
показывает, что выпускники этих учебных заведений, как правило, отличаются
энциклопедическим объемом знаний по избранной специальности и умением применять
их в различных сферах деятельности. И эти два фактора зачастую являются
решающими при подборе специалистов на работу. Например, 68 % педагогов в
Воронежской области закончили высшие учебные заведения. Из них 67 % закончили
университеты (ВГУ; ВГПУ) и 18 % - ВГУ (табл. 1). Четырнадцать процентов
специалистов, работающих в школах области, выпускает Борисоглебский
государственный педагогический институт. На общем фоне - это небольшой процент,
но необходимо учесть, что 50 % учителей начальных классов и пятая часть
учителей русского языка и литературы - выпускники БГПИ.
Доля
педагогов, окончивших Воронежский государственный университет, колеблется от 7
% (учителя музыки, астрономии, технического труда) до 30 % (учителя географии).
Надо учесть, что классические университеты (в том числе ВГУ) не готовят
специалистов к конкретному виду производства. Тем не менее, они пользуются
большим спросом.
Но
это уже результат работы преподавателей вузов. А способ его достижения кроется
в организации учебного процесса университетов. При его ближайшем рассмотрении
хотелось бы выделить несколько фрагментов, позволяющих приблизиться к
выполнению социального заказа.
Это,
прежде всего, наличие научных школ практически по всем специальностям, которым
обучают в университете. Эти школы плодотворно работают над выбранными и
востребованными производством проблемами, выполняя одновременно два заказа:
производственный и социальный. Студенты под руководством преподавателей и ученых
гармонично сочетают обучение в университете с научной работой, принимая
непосредственное участие в решении поставленных задач. Тем самым накапливается
опыт их решения на основе умения «схватить» ситуацию в целом, увидеть ее
положительные и отрицательные стороны, избежать влияния негативных факторов в
решении поставленной задачи.
Тем
самым развиваются важнейшие умения: анализировать, сравнивать, обобщать,
прослеживать причинно-следственные связи, делать выводы и, в конечном итоге,
достигать результата. Применяемый в научных исследованиях индуктивный подход
как нельзя лучше способствует развитию умения достигать цели.
Второй
фрагмент. Учебный процесс классического университета не привязан к конкретному
виду деятельности. С первых дней учебы студентам предлагаются не узко
направленные (основанные на технологических алгоритмах) задачи, а задачи, при
решении которых требуется применение принципиально иного подхода. Это решение
задач на основе обобщенных формулировок и обобщенных решений. Методологические
основы данного подхода обоснованы С.Л. Рубинштейном: «Пока, решая задачу, мы
оперируем наглядным единичным содержанием, данным нам в непосредственном
созерцании, мы разрешаем задачу лишь для данного единичного случая. В каждом
следующем случае задачу приходится решать снова и снова - это решение только
этой частной задачи. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное
решение задачи радикально изменяет положение. Задача, получившая такое
обобщенное решение, решена не только практически - для данного частного случая,
но и теоретически, для всех принципиально однородных случаев. Решение,
полученное на единичном случае, выходит за его пределы и получает обобщенное
значение; оно становится теорией или составной частью теории... Теоретическое
мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает
решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться». То есть
речь идет о том, что, решая частную задачу на основе общего пути решения задач,
мы обретаем умение переносить усвоенное в иные сферы деятельности. Это
принципиальный фрагмент. Как показывает практика работы в общеобразовательных
учреждениях, только этот путь позволяет получить специалиста, способного
работать в условиях быстро меняющейся обстановки.
Но
существует фрагмент, над которым стоит задуматься. Многолетние наблюдения
показывают: выпускники классического университета переживают более длительный
период адаптации в сфере производства по сравнению с выпускниками профильных
вузов. Так, например, складывается ситуация у выпускников университета и
выпускников педагогического университета. Повидимому, это связано с тем, что в
стенах классического университета времени на специальные дисциплины
(педагогику, психологию, методику преподавания предметов) и педагогическую
практику отводится недостаточно. В результате времени для адаптации в тот
момент, когда учебный процесс уже идет, практически нет, что, несомненно,
создает трудности в работе.
Все
это, вероятно, необходимо учитывать при планировании учебного процесса в
университете.
И,
наконец, третье. Это традиции классического университета. Ведь кроме посещения
лекций и практических занятий студенты живут богатой полнокровной духовной
жизнью: кружки, секции, вечера, диспуты, конференции и т. д. Результат -
сформированность общей культуры мышления.
Примером,
характеризующим уровень специалистов, закончивших классический университет,
может служить деятельность учителей Снигиревой Н.Б. (СОШ № 43), Домашовой Н.В.
(Кольцовская гимназия), Трубецких Г.В. (гимназия № 8), Коростелевой Е.В.
(гимназия № 1), Царалунги А.В. (СОШ № 56), Морозовой Н.В. (СОШ № 28) и многих
других. Все они широко используют на своих уроках многообразие активных
приемов, развивающих общеучебные и специальные умения учащихся; умело
пользуются методом проблемного обучения в школе, применяют дифференцированный
подход, создают ситуации плодотворного общения в классе, позволяющие каждому
учащемуся, независимо от уровня его способностей, проявлять инициативу,
самостоятельность, избирательность способов работы. На уроках этих
преподавателей формируется высокий уровень мышления, речи, самостоятельности,
умения глубоко анализировать и обобщать материал, осуществлять перенос знаний
на другие предметы. Уровень подготовки их учеников, как правило, достаточно
высок. Дети ежегодно принимают участие в областных олимпиадах, занимая призовые
места.
Тщательное
структурирование учебного материала в ходе учебного процесса, его значимость и
новизна помогают добиться успеха. Немаловажное значение в работе и
профессиональном становлении специалистов играет деятельность учебных
заведений, входящих в Региональный университетский учебный округ непрерывного
общего и многоуровневого профессионального образования при Воронежском
государственном университете. Он создан как ассоциация, объединяющая на
добровольной основе образовательные, научно-производственные, инновационные,
социальные и иные учреждения и организации различных форм собственности и
ведомственной принадлежности. В него вошли ведущие вузы и техникумы Воронежа:
ВГУ, ВГПУ, ВГМА, БГПИ, ВОИПКиПРО, Воронежский институт экономики и социального
управления, Воронежский государственный промышленно - гуманитарный колледж,
Воронежский юридический техникум. Приоритетным направлением деятельности
университетского округа является разработка и реализация в образовательной
деятельности учебных заведений, расположенных в районах и городах Воронежской
области, современных технологий управления и обучения, учебно-методических
комплексов и других мер, способствующих повышению качества общего и
профессионального образования, обеспечению доступности высшего и среднего
профессионального образования для всех социальных групп населения, созданию
системы непрерывного многоуровневого общего и профессионального образования, обеспечивающего
удовлетворение потребностей личности, региона и государства (2).
Университетский
округ призван способствовать реализации таких непрерывных компонентов развития
образования области, при которых обучающийся может переходить с одного
образовательного уровня на другой с наименьшими потерями, с достижением тех
качественных результатов, которые сегодня требуются и от общего, и от
профессионального образования (2). Примером такого перехода является
последовательное обучение: среднее профессиональное учебное заведение - вуз;
вуз - ВОИПКиПРО. Так, учителя образовательных учреждений области не только
повышают свою квалификацию на базе ВОИПКи-ПРО, но в институте еще готовят
педагогов, преподающих культуру общения, сельскохозяйственный труд, ОБЖ, так
как факультетов, готовящих по этим специальностям, нет ни в ВГУ, ни в ВГПУ, ни
в БГПИ.
На
этом фоне хочется обратить внимание на данные ВОИПК и ПРО о притоке молодых
специалистов в образовательные учреждения области.
В
настоящее время в Воронежской области достаточно четко просматривается
тенденция увеличения числа выпускников ВГУ и ВГПУ, пришедших в образовательные
учреждения. Она свидетельствует о том, что педагогические профессии
востребованы и отвечают интересам молодых людей.
Основы
профессионального мастерства специалистов, закончивших классический
университет, заложены его многолетними традициями. Построение учебного процесса
в классическом университете позволяет осуществлять перенос знаний и способов
деятельности в различные сферы производства, в том числе и в образование. Их
развитие происходит не только в ходе работы на производстве, но и во время
учебы на курсах повышения квалификации, сохраняя преемственную связь в
становлении выпускника вуза как специалиста. Сохраняет и стабилизирует эту
связь университетский округ.
Список литературы
1.
Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста:
Материалы межрегиональной научно - практической конференции, 17-18 июня 2003
года. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. - Вып. З.-С.
208.
2.
Борисов И.И., Запрягаев С.А., Львович Я. Е., Трофимов В.П. Региональный
университетский учебный округ непрерывного общего и многоуровневого
профессионального образования при Воронежском государственном университете. -
Воронеж, 2001. - 32 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.vsu.ru