Реферат по предмету "Другое"


Основные подходы к оценке инвестиционной привлекательности облигаций

I. Общая характеристика и классификация облигаций
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. В отличие от держателей обыкновенных акций владельцы облигаций не имеют прав собственности или доли в капитале фирмы или институте, выпустившем облигацию. Это обусловлено тем, что облигации являются кредитными обязательствами, держатели облигаций всего лишь дают в долг свои деньги эмитенту; при таком характере отношений они не получают доли в собственности или каких-либо других прав и привилегий, которые могут сопровождать участие в собственности.
Облигации являются постоянным (по величине) требованием к прибыли эмитента (определяемым размерами периодически выплачиваемых процентов), а также фиксированным требованием к активам эмитента (равным величине суммы погашения). Как правило, проценты на облигации выплачиваются каждые шесть месяцев. Однако из этого правила существуют исключения: в некоторых случаях интервал выплаты процентов сокращается до одного месяца, и совсем редко выплата осуществляется один раз в год. Величина выплачиваемого процента зависит от купона.
Купон – это свойство облигации, определяющее величину годового дохода в виде процентов, но существуют также бескупонные облигации.
Величина суммы погашения (принципал), которую часто называют номинальной стоимостью выпуска или просто номиналом выпуска, определяет величину капитала, которая должна быть возвращена инвестору при наступлении установленного срока погашения.
Для облегчения размещения облигаций эмитент разбивает весь выпуск на стандартные суммы, именуемые деноминациями. Разумеется, долговые обязательства регулярно выставляются на торги по рыночному курсу, который отличается от величины их номинала. Так происходит всякий раз, когда ставка купона конкретного выпуска облигаций отличается от преобладающей рыночной процентной ставки. Курс облигаций будет изменяться в противоположном направлении по отношению к рыночным процентным ставкам, пока их доходность не станет сопоставимой с господствующей рыночной ставкой.
Выпуск, рыночный курс которого ниже номинала, называется облигациями выпускаемыми с дисконтом, обычно ему свойственна купонная ставка, которая ниже ставки купонов новых выпусков облигаций. В противоположность этому выпуски с курсовой стоимостью, превышающей номинал, обычно называют облигациями, продающимися с премией, их ставки купонов выше, чем у новых выпусков.
Срок погашения
Все долговые ценные бумаги имеют ограниченный срок действия, который истекает в установленный срок погашения - Срок погашения – это дата окончания срока действия облигации, когда подлежит возврату основная сумма долга. Хотя облигации имеют целую серию специальных дат выплаты процентов, сумма погашения (принципал) выплачивается лишь однажды: в день или перед истечением срока погашения. Поскольку срок платежа никогда не меняется, он не только определяет продолжительность жизни нового выпуска, но также указывает на продолжительность оставшегося времени действия более старых облигаций, находящихся в обращении. Говоря о продолжительности такого рода, имеют в виду срок до погашения облигаций. Новый выпуск ценных бумаг может осуществляться в виде облигаций, рассчитанных на 25 лет, однако через 5 лет он (этот выпуск) будет иметь только 20 лет, остающихся до срока погашения. По критерию сроков погашения можно выделить два типа облигаций: срочные выпуски и серийные.
Срочные облигации — это облигации с единым для всех достаточно протяженным сроком действия до момента погашения.
Срочные выпуски облигаций являются наиболее распространенными. В противоположность этому серийные облигации выпускаются с серией различных сроков погашения, причем количество серий в одном выпуске может достигать 15 и даже 20. Например, выпуск облигаций сроком на 20 лет, вышедший в обращение в 1989 г., имеет единственный срок погашения, приходящийся на 2009 г., однако выпуск 20-летних серийных облигаций может иметь 20 ежегодных сроков погашения, которые будут следовать друг за другом с 1990 по 2009 г.
В каждый из этих ежегодных сроков определенная часть выпущенных облигаций в соответствии с условиями эмиссии подлежит выкупу и погашению. Кроме того, наличие срока погашения позволяет отличать векселя от облигаций. Так, например, долговые ценные бумаги, которые изначально имели срок погашения от 2 до 10 лет, обычно принято считать векселями, в то время как для облигаций всегда характерен срок погашения, превышающий 10 лет.
Оговорки об отзыве
Практически векселя часто выпускаются со сроком погашения порядка 5—7 лет, в то время как облигации обычно имеют срок выплаты в пределах от 20 до 30 лет или даже больше.
Если облигации являются отзывными, то они могут быть погашены до истечения установленного срока. И это вполне законно, поскольку все облигации выпускаются с оговоркой об отзыве, предусматривающей или не предусматривающей право досрочного выкупа, определяющей условия погашения облигаций до истечения установленного для них срока. В основном существуют три типа оговорок об отзыве, или о праве досрочного выкупа облигаций.
1. Облигация может быть свободно отзываемой, это означает, что эмитент может объявить о погашении выпуска в любое время.
2. Она может быть безотзывной, это означает, что эмитенту запрещено осуществлять погашение облигаций до истечения установленного срока.
3. Выпуск ценных бумаг может быть с отложенным отзывом, это означает, что облигации не могут быть погашены до истечения некоторого срока с момента их выпуска, т.е., по сути дела, выпуск как бы становится безотзывным в течение периода отсрочки, а после этого переходит в категорию свободно отзываемых.
Оговорки о праве отзыва, применяемые к облигациям, отвечают интересам эмитента. Такие оговорки используются в большинстве случаев для замены облигаций одного выпуска облигациями другого, более позднего, выпуска, с более низкой купонной ставкой; эмитент получает прибыль за счет сокращения ежегодных выплат процентов. Таким образом, когда рыночные процентные ставки переживают резкий спад, эмитент облигаций (особенно корпорации и муниципальные власти) осуществляет погашение своих высокодоходных бумаг (путем объявления об их досрочном отзыве) и их замену менее доходными облигациями. Окончательный результат состоит в том, что инвестор получит более низкую норму доходности своих инвестиций, чем он ожидал.
Слабой попыткой компенсировать потери инвестора, вдруг обнаружившего, что его ценные бумаги отзываются, является отзывная премия, (это сумма, добавляемая к номиналу облигации и выплачиваемая инвестору, когда облигация погашается досрочно). Сумма этих двух выплат (номинала и отзывной премии) представляет собой курс отзыва выпуска и равна той сумме, которую эмитент должен выплатить при досрочном выкупе выпущенных облигаций. Как правило, предусматривается, что подобная отзывная премия обычно в среднем равна величине годового процента, если вести отсчет с максимально раннего срока начала отзыва, причем величина этой премии постепенно снижается по мере приближения срока погашения.
Вместо оговорки об отзыве у некоторых облигаций может иметься специфическая оговорка о рефинансировании, которая почти аналогична оговорке о праве досрочного выкупа (отзыва), за исключением того, что этим условием запрещается преждевременное погашение выпуска за счет поступлений, обеспечиваемых выпускаемыми для рефинансирования (замещения старого займа) облигациями с более низкой купонной ставкой. Это отличие имеет очень большое значение, поскольку оно означает, что "нерефинансируемый” выпуск или выпуск “с отсроченным рефинансированием” может быть выкуплен и преждевременно погашен по любым причинам, кроме рефинансирования.. Таким образом, инвестор может столкнуться с выкупом высокодоходных (нерефинансируемых) облигаций, только если эмитент располагает свободными денежными средствами, позволяющими ему осуществить погашение выпущенных облигаций до истечения ранее установленного для них срока.
Выкупной фонд
Выкупной фонд — это оговорка, определяющая сумму погашения облигаций, подлежащую ежегодному выкупу эмитентом в течение всего срока действия облигаций.
Разумеется, оговорка такого рода применима только к срочным выпускам облигаций, погашение которых наступает в один и тот же день, поскольку серийные выпуски обычно имеют заблаговременно установленные правила выкупа. Далеко не все срочные выпуски облигаций содержат требование о выкупном фонде, однако для тех из них, условия эмиссии которых все же предусматривают эти требования, выкупной фонд устанавливает особый график ежегодных выплат, регулирующий погашение всего выпуска, он указывает на сумму номиналов, подлежащих ежегодному погашению. Требования выкупного фонда обычно вступают в действие через 1—5 лет после выпуска в обращение и остаются в силе в течение того времени, пока весь (или большая часть) выпуск не будет погашен. Какая-то часть выпуска, не выкупленная к установленному сроку погашения (она может составлять от 10 до 25% выпуска), будет погашена в виде единовременной выплаты по займу. Подобно оговорке об отзыве в облигациях с выкупным фондом также применяется отзывная премия, хотя в данном случае она сугубо символична и достигает лишь 1 % (или даже меньше) номинала, подлежащего погашению.
Облигации классифицируются:
1) По субъекту прав: а) именные б) на предъявителя Именные облигации обычно выпускаются для определенных владельцев, а имена держателей официально регистрируются эмитентом, который обслуживает счета владельцев ценных бумаг и автоматически выплачивает проценты владельцам путем выписывания именных чеков. В противоположность этому держатели или владельцы облигаций на предъявителя считаются их собственниками, а эмитент этих облигаций не ведет официального списка собственников.
2) По характеру обеспечения: а) обеспеченные б) необеспеченные Обеспеченные облигации имеют реальное обеспечение активами. Их можно разбить на три подтипа: облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом предприятия (ее недвижимостью) и иным вещным имуществом; облигации залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другого предприятия (но не компании-эмитента) - как правило, ее филиала или дочерней компании; облигации с залогом оборудования. Такие облигации обычно выпускаются транспортными предприятиями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например, транспортные средства (самолеты, локомотивы и т.п.).
Смысл залогового обеспечения заключается в том, что в случае банкротства компании или ее неплатежеспособности держатели обеспеченных облигаций могут претендовать на часть имущества компании.
Необеспеченные облигации не обеспечиваются какими-либо материальными активами, они подкрепляются добросовестностью компании-эмитента, иначе говоря - ее обещанием. В случае банкротства компании держатели таких облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации менее надежны, но и на них распространяются преимущественные права при ликвидации компании. В связи с тем же ставка процента по ним более высокая.
3) По характеру погашения: а) единовременное б) погашение сериями
4) По возможности досрочного погашения: а) без такой возможности б) с такой возможностью, но с согласия владельца
5) По характеру требований к активам эмитента: а) старшие б) младшие
Старшие облигации — это обеспеченные ценные бумаги, так как они опираются на юридически обоснованное право требования к активам эмитента (в виде закладной). Такие выпуски включают облигации с залогом недвижимости, обеспеченные реальной недвижимостью; облигации с финансовым залогом, обеспеченные ценными бумагами других компаний, которыми владеет эмитент облигаций, но которые находятся в доверительном управлении у третьего лица; сертификаты под закупку оборудования, которые обеспечиваются специфическими видами оборудования; наконец, облигации с комбинированным залогом, в которых сочетаются облигации, обеспеченные первой (старшей) закладной, и младшие облигации, обеспеченные закладной на иное имущество компании (т.е. облигации обеспечены частично первыми закладными на определенные активы эмитента, а частично вторыми или третьими закладными на другие активы, поэтому подобные выпуски являются менее надежными, а следовательно, не должны смешиваться с облигациями, обеспеченными первой закладной).
Младшие облигации основаны только на обещании эмитента платить проценты и вернуть основную сумму долга в соответствии с установленным временным графиком. Существует несколько классов младших облигаций, наиболее известными из которых являются необеспеченные облигации.
Помимо этого, к младшим облигациям также относят второстепенные необеспеченные облигации; ценные бумаги этих выпусков имеют требования к прибыли эмитента, носящие вторичный характер по отношению к другим долговым необеспеченным облигациям. Доходные облигации являются, пожалуй, самыми младшими, обладая минимальными из всех требованиями к прибыли и активам эмитента, и представляют собой необеспеченные долговые обязательства, по которым процентный доход будет выплачен только при условии, что эмитент получает достаточную сумму прибыли; не существует каких-либо юридических оснований требовать выплаты процентов по этим облигациям в установленные сроки или на регулярной основе, если определенная сумма прибыли не будет получена. Такие выпуски во многих отношениях аналогичны муниципальным доходным облигациям.
6) По способу выплаты доходов: а) купонные облигации К ним прилагаются специальные купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон - своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, предприятие не регистрирует, кто является их собственником. б) дисконтные облигации (с нулевым купоном) Выпускаются с большой скидкой (дисконтом) по отношению к номинальной стоимости, а затем с течением времени их стоимость растет (с учетом сложного процента), так что к моменту установленного погашения они стоят намного дороже, чем стоили в момент первоначального инвестирования. в) с мини купоном (ставка купона ниже рыночной, но размещаются с дисконтом)
Конвертируемые облигации
Конвертируемые облигации обычно по очередности погашения уступают другим видам долговых обязательств. Они имеют все описанные выше характеристики облигации, но у них есть одно существенное отличие от других облигаций — они могут быть обращены (конвертированы) в определенное число акций того же эмитента. Такая конвертируемость «вынуждает» цену облигации вплотную следовать за изменениями цены акций, лежащих в основе этой обратимости. Поэтому, несмотря на то что конвертируемая облигация обеспечивает относительную надежность возврата основной суммы займа и выплаты процентов, присущую так называемым «прямым», или неконвертируемым, облигациям, цена их обычно колеблется более резко и в более широком диапазоне, что обусловлено именно возможностью их конвертации. В этом смысле выгода инвестиций в конвертируемые облигации напрямую зависит от благополучия их эмитента.
I. Классификация инвесторов
Всех инвесторов, работающих на фондовом рынке, можно классифицировать по следующим основаниям:
1) статусу: государство, корпорации, институциональные инвесторы, фондовые посредники и население;
2) целям инвестирования: стратегические и портфельные;
3) отношению к региону: внутренние и внешние;
4) стратегии поведения на рынке: хеджеры и спекулянты.
Возможна «пересекаемость» типов инвесторов. Так, институциональный инвестор может одновременно быть и портфельным, и внутренним, и спекулянтом. Практика знает примеры таких инвесторов.
Это, прежде всего, паевые инвестиционные фонды.
Инвестиционная деятельность государства как инвестора на фондовом рынке предопределяется следующими основными условиями. Прежде всего, это необходимость неэмиссионного финансирования федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований.
Поскольку государственные ценные бумаги, как и любые другие, надо раскручивать, государство должно не только выпускать ценные бумаги, но и выступать в качестве инвестора. Для проведения операций на открытом рынке Банк России на федеральном уровне имеет соответствующий департамент, а органы власти субъектов федерации- специально назначенных агентов.
Государство создает специальные условия для обращения собственных ценных бумаг: вводит ограничения на обращение государственных ценных бумаг только через специально выбранных организаторов торговли, создает депозитарий, принимает нормативные акты, регулирующие обращение только государственных ценных бумаг.
Таким образом, прослеживается тенденция обособления государства как инвестора от прочих типов инвесторов, создания особых условий для обращения собственных ценных бумаг.
К корпоративным инвесторам прежде всего относятся производственные инвесторы. Они, как правило, покупают предприятия, выпускающие необходимую им продукцию. Главная задача таких инвесторов- ритмичная поставка комплектующих и материалов для успешной организации собственного производства.
Инвестиционная деятельность корпораций зависит от:
1. наличия у корпорации свободных денежных средств. В частности, благоприятное воздействие в этом смысле оказал кризис, в результате чего у некоторых товаропроизводителей появился свободный оборотный капитал. Основными направлениями его вложений могут стать: приобретение акций смежных компаний, укрупнение компаний путем присоединения, увеличения доли участия в капитале стратегически важных для корпорации предприятий, диверсификация вложений и создание на этой основе финансово-промышленных групп. Основная цель корпораций как инвесторов заключается в создании условий для реального управления производством, бесперебойного снабжения предприятия путем влияния на поставщиков, страхования рисков структурных кризисов в отрасли, а также условий, направленных на укрепление позиций в производстве продукции;
2. возможности открытого (публичного) приобретения корпорацией ценных бумаг конкурентов, смежников или других предприятий. Это связано с тем, что на организованных фондовых рынках обращается незначительное количество ценных бумаг эмитентов. Отсутствие такой возможности сдерживает приобретение корпорацией как инвестором опыта работы на фондовом рынке, значительно ограничивает ее инвестиционную деятельность.
К институциональным инвесторам относятся паевые инвестиционные фонды, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и подобные им образования, построенные по принципу аккумулирования денежных средств в единый фонд и их использования для вложений в ценные бумаги и другие активы.
Наличие значительного количества институциональных инвесторов и их развитая структура свидетельствуют о привлекательности ценных бумаг региональных эмитентов для инвестиционных, пенсионных, паевых фондов, страховых компаний и других институциональных инвесторов.
Из числа институциональных инвесторов целесообразно выделить в отдельную группу инвесторов фондовых посредников, поскольку их значение будет возрастать по мере укрепления группы профессиональных участников рынка- брокеров и дилеров.
Особую группу инвесторов составляет население. Это индивидуальные инвесторы, купившие ценные бумаги в инициативном порядке с целью получения доходов (дивидендов) от своих вложений или получившие ценные бумаги как члены трудовых коллективов предприятий в ходе приватизации.
В настоящее время население можно назвать потенциальным инвестором, так как мобилизовать его сбережения в инвестиции через фондовый рынок не удается.
Активность населения свидетельствует, с одной стороны, о его возможности вкладывать свои средства в ценные бумаги и его информированности в отношении фондовых операций, а с другой- о способности инфраструктуры фондового рынка обслуживать население.
Многие финансовые инструменты большинству населения неизвестны и непонятны. К тому же вложения в акции для граждан не являются доходными, поскольку предприятия не выплачивают дивидендов вообще или их размер невелик. Поэтому в последние годы наблюдалась тенденция роста продажи акций, полученных населением в ходе приватизации.
Облигации являются более доступным инструментом, однако необходимо предложить такие их виды, которые были бы инвестиционно привлекательными. В целях привлечения средств населения корпорации должны предложить такие ценные бумаги и такой механизм их обращения, который был бы надежен и понятен тем, кто не имеет специальной подготовки для работы на фондовом рынке. Это могут быть документарные денежные купонные облигации, документарные выигрышные купонные облигации, документарные дисконтные товарные облигации.
Следует учитывать, что у населения нет опыта работы с ценными бумагами. Большинство людей не различает документарные и бездокументарные формы ценных бумаг. Поэтому, сталкиваясь с необходимостью обращения к регистратору для переоформления прав собственности, большинство инвесторов этого типа считают процедуру продажи очень сложной и не стремятся делать новые инвестиции. Решение этой проблемы состоит в массовом обучении населения основам фондового рынка и требует специальных мер государственной поддержки.
Новосибирское региональное отделение ФКЦБ и мэрия Новосибирска в 1998 г. пытались создать подобную обучающую программу, однако в связи с экономическим кризисом она не была реализована.
Низкая вероятность получения инвестиций от населения объясняется также отсутствием рыночных ориентиров. Если ставки по депозитам в коммерческих банках и курс иностранной валюты широко известны населению, то цены на ценные бумаги не рекламируются, а на многие из них вообще отсутствуют. В связи с этим необходимо разработать систему оповещения населения об изменениях конъюнктуры фондового рынка и курсовых стоимостей наиболее ликвидных национальных и региональных ценных бумаг.
По целям инвестирования следует выделить стратегических инвесторов, покупающих, как правило, контрольный пакет акций предприятия и проводящих инвестиции за счет прибыли этого предприятия, и портфельных, надеющихся на рост курсовой стоимости ценных бумаг предприятия (прирост капитала) и возможные дивиденды.
На первый взгляд, стратегические инвесторы, покупая сразу контрольный пакет акций акционерного общества с целью последующего прямого инвестирования в его развитие, не способствуют формированию фондового рынка: последующих эмиссий они не проводят, ресурсы с помощью ценных бумаг не привлекают. Однако их деятельность объективно способствует привлечению инвестиций, поскольку предприятия, приобретенные стратегическим инвестором, чаще всего работают успешно.
Стратегические инвесторы предъявляют к эмитентам свои требования. Их интересует:
1. высокая значимость эмитента в экономике страны или региона. Анализ приобретаемых стратегическими инвесторами эмитентов показывает, что они являются либо монополистами по производству какой-либо продукции
(например РАО «Норильский никель»), либо монополистами в регионе
(телекоммуникационные системы в областных центрах субъектов федерации);
2. структура собственников, что говорит о возможности владения контрольным пакетом, вероятность блокирования решений со стороны государства. Многие предприятия не были куплены стратегическими инвесторами в связи со значительной долей государства в структуре собственников и невозможностью проведения самостоятельной политики;
3. возможность адресного выбора объекта инвестирования и приобретения его контрольного пакета. Стратегический инвестор, проведя предварительный анализ, конкретно определяет объект для инвестирования. Есть два принципиальных способа приобретения контрольного пакета: а) эмиссия под стратегического инвестора, для осуществления которой разработана нормативная база, в частности предметно прописана процедура закрытой подписки на ценные бумаги эмитента; б) скупка контрольного пакета акций на свободном рынке- способ, который является достаточно трудоемким и требует, чтобы ценные бумаги эмитента свободно обращались на организованных рынках, либо держатели мелких пакетов были готовы продавать эти ценные бумаги по каким-либо причинам;
4. возможность концентрации пакета долевых ценных бумаг в одних руках и привлечения инвестиций через фондовый рынок путем выпуска долговых ценных бумаг. Такая ситуация определяется боязнью стратегического инвестора потерять контроль при выпуске акций;
5. возможность включения приобретенного предприятия в финансово- промышленную группу. Как правило, стратегический инвестор является крупной промышленной или финансовой структурой, обладающей серьезными инвестиционными ресурсами. В этом смысле приобретаемое им предприятие либо является основой будущего холдинга, либо включается в уже существующий. Совсем недавно так называемые «банки-олигархи» активно создали такие финансово-промышленные группы, выступая стратегическими инвесторами для отдельных крупных промышленных предприятий. В этой связи требовалось создание специальных условий для контроля за обращением приобретаемых ценных бумаг эмитентов. Некоторые из банков, в том числе и по этим причинам, занялись активной депозитарной деятельностью.
Корпорации, намечая планы взаимодействия со стратегическими инвесторами, должны обратить их внимание на возможности собственной финансовой устойчивости. Одним из способов привлечения внимания являются публичные сделки с ценными бумагами через организаторов торговли, соблюдение правил переоформления прав собственности, выбор регистратора, находящегося в центре финансовой активности, имеющего хорошую репутацию и известных эмитентов.
Для стимулирования притока инвестиций необходима ориентация на потребности и стратегических, и портфельных инвесторов. Однако количество портфельных инвесторов неизмеримо больше. К тому же для них характерны отсутствие заданных отраслевых и региональных предпочтений, безразличие к специфике самого объекта инвестирования. Портфельный инвестор должен делать выбор из огромного числа предприятий, расположенных во многих регионах страны и принадлежащих различным отраслям экономики.
Говоря о деятельности портфельных инвесторов на рынке ценных бумаг, следует отметить:
1. низкую ликвидность ценных бумаг большей части эмитентов, что приводит к опасности зависания ценных бумаг и невозможности их продажи на организованных и на неорганизованных рынках. Большая часть ценных бумаг нигде не торгуется и покупка пакета на так называемом «уличном» рынке ведет к замораживанию инвестиционных ресурсов. Решение этой проблемы связано с установлением законодательных ограничений на обращение долей пакетов ценных бумаг в торговых системах организаторов торговли;
2. отсутствие рыночной котировки ценных бумаг. В России подавляющая часть ценных бумаг не имеет рыночной котировки, поэтому при оценке их стоимости с классических позиций капитализация многих корпораций равна нулю, что вряд ли является инвестиционно привлекательным фактором для портфельных инвесторов. Решение этой проблемы заключается в установлении обязательных требований к наличию рыночной котировки, например через распределение эмитентов ценных бумаг по лицензированным организаторам торговли;
3. отсутствие опорных инфраструктурных элементов во многих регионах, что сдерживает привлечение портфельных инвесторов. Портфельные инвесторы часто осуществляют краткосрочные инвестиции, и в этом смысле им необходимы гарантии быстрого переоформления прав собственности на ценные бумаги.
II. Инвестиционная привлекательность облигаций и факторы ее определяющие
Инвестиционная привлекательность облигаций состоит именно в том, что:
1) согласно Федеральному закону РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля
1996 года N39-ФЗ под облигацией понимается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателей на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.
Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству РФ;
2) для инвестора привлекательность облигаций состоит и в том, что облигации удостоверяют отношения займа между ее владельцем
(инвестором) и лицом, выпустившим облигации (эмитентом). Эмитент, выпустивший облигации, обязуется погасить в определенный срок ссуду и выплатить ссудный процент, который представляет собой часть чистой прибыли, полученной благодаря займу. Характерными чертами облигации являются: заемное средство; эмитент обязуется по истечении определенного срока погасить инвестору номинальную стоимость облигации; инвестор дает ссуду на определенных условиях, за это эмитент обязуется выплачивать фиксированный процент;
3) следующая черта привлекательности в том, что инвестор может получить два вида дохода: а) проценты, которые выплачиваются ежегодно, ежеквартально и т.д.; б) доход в виде дисконта, который представляет собой положительную разницу между ценой приобретения (ниже номинальной стоимости) облигации;
4) инвестор уверен, что порядок выплаты процентов по облигациям регламентируется «Положением о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям». И это инвестору выгодно, потому что: а) доходы по облигациям выплачиваются из чистой прибыли; б) если чистой прибыли не хватает, то выплата производится за счет средств резервного фонда. Создание резервного фонда обязательно для акционерного общества; в) если проценты по облигациям не выплачиваются, то акционерное общество может быть объявлено неплатежеспособным (но не автоматически); г) проценты по облигациям рассчитываются по отношению к номиналу независимо от курсовой стоимости облигации; д) проценты по выпущенным в порядке первичного размещения облигациям в первый год выплачиваются пропорционально времени фактического нахождения облигации в обращении. Если осуществляется перепродажа облигаций на вторичном рынке, то и здесь инвестор получает процент по облигациям тот, кто является владельцем облигации за 30 дней до объявленной даты выплаты дохода.
5) Инвестиционная привлекательность заключена и в разнообразных формах выплаты процентов по облигациям: проценты могут выплачиваться в денежном выражении, ценными бумагами, товарами, если это предусмотрено условиями выпуска.
6) Для инвестора привлекательность облигации и в том, что можно получать сложные проценты, которые выплачиваются по облигациям, представляют собой проценты, которые начисляются по постоянной ставке с учетом доходов, начисленных в виде процентов по предыдущим срокам выплат.
7) Согласно российскому законодательству облигация- это долгосрочная ценная бумага. Облигации могут выпускаться на срок не менее 1 года, исключением являются государственные краткосрочные, которые эмитируются на срок 3 и 6 месяцев- и в этом тоже своеобразная привлекательность облигаций для инвесторов.
8) Инвестиционная привлекательность облигаций заключена и в классификации облигаций. Эта классификация исходит из мировой практики и законодательства Российской Федерации.
9) В мировой практике различаются следующие разновидности облигаций, эмитируемых местными органами власти. И здесь инвестор имеет выбор в разнообразии привлекательности облигаций. Итак, какова привлекательность облигаций: а) Облигации под общее обязательство, которые представляют собой необеспеченные облигации. В данном случае косвенным обеспечением могут выступать местные налоги. б) Облигации под доход от проекта, которые эмитируются для финансирования конкретных проектов и погашаются за счет доходов от реализации этих проектов. в) Облигации под специальный налог, которые погашаются в счет какого-либо муниципального налога: процентные облигации (выплата производится по купонам) и беспроцентные облигации (с нулевым купоном); облигации с фиксированным процентом и облигации с плавающим процентом (процент измеряется в соответствии с конъюнктурой рынка ссудных капиталов); обеспеченные облигации (облигации с залогом) и необеспеченные облигации; первозакладные облигации; второзакладные облигации, конвертируемые облигации; растяжимые облигации, которые позволяют владельцу облигации отодвигать на ряд лет срок погашения; рыночные и нерыночные облигации.
Рыночные облигации выпускаются с ограниченным кругом обращения: владельцами их могут быть только юридические лица- резиденты. Эти облигации обращаются только на внебиржевом рынке. Их инвестиционная привлекательность в том, что продажу и выкуп облигаций по требованию инвесторов постоянно осуществляет Банк России (его главные территориальные управления) на основе двусторонних котировок, что обеспечивает надежность и ликвидность рынка. Котировки устанавливаются еженедельно. Платежным агентом по выплате доходов и погашению облигаций также является Банк России. Порядок установления котировок имеет уникальную особенность: в течение одной «особой» недели в году котировки равны текущим котировкам в течение недели за 13 месяцев до наступления
«особой» недели. Таким образом, инвесторы могут планировать свои инвестиционные операции с учетом соотношения цен в «особую» неделю и текущей конъюнктуры.
Введение
Данная тема весьма актуальна в наши дни. В течение многих лет облигации считались достаточно примитивным и негибким способом вложения капитала, способным лишь обеспечить текущий доход и практически ничего сверх того. Однако такое положение сохранялось недолго; сегодня облигации относятся к одному из наиболее конкурентоспособных инвестиционных инструментов, обладающих потенциальными возможностями обеспечения привлекательной доходности в виде текущих процентов и/или прироста капитала. Инвестор обязательно должен знать, во что он собирается вкладывать деньги, поскольку множество представляющихся незначительными моментов может оказывать чрезвычайно большое воздействие на судьбу выпуска и на доход от конкретных инвестиций. Поэтому целью написания данной курсовой работы является оценка инвестиционной привлекательности облигаций.
В курсовой работе в главе первой дается определение облигации, общая характеристика и классификация облигаций. Во второй главе описывается, что такое инвестиционная привлекательность и какие факторы ее определяют. В третьей главе рассматривается классификация инвесторов. Основное внимание уделено индивидуальным, корпоративным, стратегическим и портфельным инвесторам. В четвертой главе данной курсовой работы устанавливаются оптимальные соотношения параметров облигаций, таких как доходность, риск, ликвидность, срок и дополнительные права для разных типов инвесторов.
При написании данной курсовой работы наиболее часто использовались следующие источники:
1. Гитман Лоренс Дж., Джонк Майкл Д. Основы инвестирования.
2. Новиков А.В. Фондовый рынок как механизм привлечения инвестиций.
3. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции.
I. Установление соотношения параметров облигаций для обеспечения интересов разных групп инвесторов
Рынок облигаций существует и развивается, если в его основе лежит интерес инвестора к приобретению облигаций. Установление соотношения параметров облигаций для обеспечения интересов разных групп инвесторов- ключ к успеху на фондовом рынке.
Инвесторы будут вкладывать инвестиционные средства в облигации только в том случае, если будут уверены, что правила игры едины для всех и честно соблюдаются. Однако надо заметить, что, например, облигации являются низко доходным финансовым инструментом, особенно, в период инфляции, и тем не менее, облигации позволяют обеспечивать интересы разных групп инвесторов.
В любом инвестиционном решении риск и доход рассматриваются как две взаимосвязанные категории. Именно доход обеспечивает интерес разных групп инвесторов в приобретении облигаций. Доход представляет собой определенную финансовую (экономическую) отдачу на вложенный капитал. Доход по ним может возникать в двух основных формах:
1. как прирост капитала вследствие роста рыночных котировок;
2. как прямой доход, предопределяемый экономической природой облигации
(процент). Доход, исчисленный в процентах к первоначальной стоимости финансового инструмента, называется доходностью.
Риск- это агрегированная вероятностная категория. Риск в общем определяют как вероятность возникновения убытков или недополучения прибыли по сравнению с прогнозируемым вариантом. Нельзя рисковать многим ради малого, необходимо предвидеть последствия риска. Этим и руководствуются инвесторы, но всего предвидеть, очевидно, не всегда возможно. Соотношение риска, доходности, потенциала роста курсовой стоимости и колебания доходности к курсовой стоимости по облигациям предприятий и государственным облигациям представлено в приложении.
Ликвидность означает возможность для инвестора быстро и без существенных финансовых потерь продать свои активы. Так как большая часть облигаций покупается и продается через дилеров, ликвидность облигаций всегда можно определить по разнице между ценами покупки и продажи, устанавливаемыми дилерами. У облигаций, пользующихся большим спросом и имеющих высокое предложение, эта разница меньше, чем у тех, торговля которыми ведется пассивно. Это происходит из-за того, что дилер более подвержен риску когда имеет дело с пассивными бумагами.
Причиной этого риска являются облигации, которыми владеет дилер, а именно тот факт, что изменения ставки процента могут вызывать финансовые потери по этим облигациям. Соответственно облигации, которые активно покупаются и продаются, должны иметь более низкую доходность к погашению и более высокую внутреннюю стоимость, чем пассивные облигации при прочих равных условиях.
Облигация обладает особыми свойствами, так как выступает как элемент кредитования акционерного общества и представляет собой срочное долговое обязательство, которое гарантирует ее владельцу доход в виде фиксированного или плавающего процента и обращение ограничено определенным сроком. Курс облигации в меньшей степени подвержен колебаниям рыночной конъюнктуры, так как доход ниже дохода по другим ценным бумагам. Облигация является основным объектом инвестиции для коммерческих банков и крупных инвестиционных компаний, которых в первую очередь интересует не только доход, но и надежность вкладов.
Обеспечение выполнения условий по облигациям подкрепляется не только природой данного вида ценной бумаги, но и социальными обязательствами, имуществом и авторитетом государства. Разработаны и применяются на фондовом рынке различные системы оценки, шкалы и рейтинги, удостоверяющие надежность облигации и помогающие инвесторам определить уровень риска:
А++ - высшее качество, максимальная безопасность как по самому долгу, так и по процентам;
А+ - очень хорошее качество;
А - хорошее качество, но финансовое положение может быть нестабильным;
ВВ++ - среднее качество;
В+ - качество ниже среднего;
В – плохое качество;
С – спекулятивные облигации;
D – выплата процентов приостановлена;
S – нет гарантии не только выплаты, но и погашения обязательств по выкупу самих облигаций.
Общепринятым является положение, когда облигация не прошедшая процедуру оценки, не является привлекательной для потенциальных инвесторов. Из-за инфляционных процессов в государстве выпуск облигации ориентирован на получение дохода от операции купли-продажи для покрытия государственного бюджета.
Прибыль (в процентах годовых) от этой операции исчисляется по формуле:
П= (Цв-Цп) : Цп х Кдг : Кдв, где
П- прибыли в процентах годовых
Цв- цена выкупа
Цп- цена покупки
Кдг- количество дней в году
Кдв- количество дней до выкупа.
Цена облигации определяется доходностью до ее погашения с учетом различных рисков (банкротство, неплатежи и т.д.). Учитывая, что доходность по облигациям меняется практически ежедневно, на получение прибыли может рассчитывать достаточно узкий круг лиц, в основном занятых операциями на аукционных торгах.
Дополнительные права инвесторов по облигациям включают в себя:
1. начать процедуру банкротства в отношении эмитента, не выполнившего обязательства;
2. первоочередное (по отношению к акционерам) удовлетворение требований при банкротстве предприятия;
3. определенные налоговые льготы (доход по государственным облигациям не облагается налогом частично или полностью).
Приложение
Соотношение параметров облигаций предприятий и государственных облигаций |Критерий сравнения |Облигации предприятий |Государственные | | | |облигации | |1. Риск |низкий |очень низкий | |2. Доходность |ниже среднего |низкая | |3. Потенциал роста |ниже среднего |низкая | |курсовой стоимости | | | |4. Колебания доходности|уровень колебаний ниже |низкий уровень | |и курсовой стоимости |среднего |колебаний |
Содержание
Введение 3
I. Общая характеристика и классификация облигаций 4 II. Инвестиционная привлекательность облигаций и факторы ее определяющие
13 III. Классификация инвесторов 17 IV. Установление соотношения параметров облигаций для обеспечения интересов разных групп инвесторов 24
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 31
Заключение
В заключении данной курсовой работы следует сделать выводы, что: облигация является, по существу, долговой ценной бумагой, продаваемой по установленным правилам, которая представляет собой заем эмитента у инвестора; владелец облигации получает периодические проценты и возмещение номинальной стоимости облигации при ее погашении; облигации классифицируются по субъекту прав, характеру обеспечения, погашения, возможности досрочного погашения, по характеру требований к активам эмитента, по способу выплаты доходов; облигации приносят инвесторам два вида доходов:
1) большую сумму в виде текущего дохода;
2) значительные суммы в виде прироста капитала. Текущий доход, разумеется, поступает как проценты, получаемые в течение срока действия выпуска, тогда как прирост капитала может быть получен каждый раз, когда падают рыночные процентные ставки. в последние годы интерес инвесторов к облигациям значительно вырос, так как более высокие и гибкие процентные ставки привлекали к рынку облигаций инвесторов, ориентированных как на текущий доход, так и на прирост капитала; изменение процентных ставок является наиважнейшим фактором на рынке облигаций, поскольку оно определяет размер не только текущего дохода, но и прироста (или убытка) капитала, который получит инвестор. К сожалению, изменения рыночных процентных ставок могут иметь драматические последствия для совокупных годовых прибылей, фактически полученных от облигаций. К тому же в то время как инвесторы, ориентированные на текущий доход, предпочитают высокие процентные ставки, те, кто ориентирован на прирост капитала, предпочитают, чтобы они снижались; благодаря своему более высокому статусу облигации являются относительно надежными инвестиционными инструментами и обычно рассматриваются как относительно гарантированные от невыполнения обязательств ценные бумаги. Однако существует ценовой (рыночный) риск, поскольку даже по первоклассным облигациям с высоким рейтингом курсы падают, когда рыночные процентные ставки начинают повышаться; поскольку условия действия облигации являются фиксированными на момент выпуска, изменения в рыночных условиях фактически ведут к изменению ее курса.
Список литературы
1. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг и его участники. Бухгалтерский учет.- М., 1992г.- N2.
2. Астахов М. Рынок ценных бумаг и его участники.- М., 1996г.
3. Базовый курс по рынку ценных бумаг России.- М., 2000г.
4. Басов А. И., Галанов В. А. Рынок ценных бумаг.- М., 2000г.
5. Гитман Лоренс Дж., Джонк Майкл Д. Основы инвестирования.- М., 1999г.
6. Дуглас, Ливингстон. Анализ рисков операций с облигациями на рынке ценных бумаг.- М., 1999г.
7. Литтл Джеффри, Роудс Люсьен. Как пройти на Уолл-стрит.- М., 1998г.
8. Новиков А.В. Фондовый рынок как механизм привлечения инвестиций.-
Новосибирск, 2000г.
9. Перламутров В.Л., Липец Ю.Г. Азбука биржевой деятельности. Финансы.-
М., 1992г.- N2.
10. Семенкова Е. В. Операции с ценными бумагами.- М., 1997г.
11. Семилютина Н. Некоторые виды ценных бумаг в мировой практике и в РФ. Финансовая газета- М., 1993г.- N22.
12. Федеральный закон №39-ФЗ от 22 апреля 1996г. «О рынке ценных бумаг».
13. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции.- М., 1997г.
Министерство общего и профессионального образования РФ
Новосибирская государственная академия экономики и управления
Институт экономики, учета и статистики
Кафедра «Ценные бумаги»
Курсовая работа по рынку ценных бумаг на тему:
«Основные подходы к оценке инвестиционной привлекательности облигаций»
Исполнитель ' ); document.write( addy79301 ); document.write( '' ); //-->\n ' ); //--> Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ' ); //--> студентка 4 курса гр.____ Смирнова Е.И.
Руководитель Шурчаков А.В.
Новосибирск 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совершенствование учетного процесса в системе управления предприятий общественного питания
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экономическая теория: Макроэкономика, Микроэкономика» Направление подготовки: 080200 «Менеджмент»
Реферат История города Димитровград
Реферат Світоглядні уявлення та вірування
Реферат 1. Понятие управления. Природа и характерные черты управления. Управление
Реферат Вердикт и приговор в суде присяжных
Реферат Диалог как самоидентификация в культуре
Реферат Александр Артемьевич Аруцев, Михаил Семенович Слуцкий, Ираклий Отарович Кутателадзе Концепции современного естествознания
Реферат Iii. Культурный национализм и историческая мифология: от элитарного почвенничества к массовому сознаний культурный национализм как разновидность утопического сознания основан на историческом мифе
Реферат Жизнь, смерть и бессмертие человека и человечества нравственно-гуманистические аспекты
Реферат Кислород и водород как химические элементы и простые вещества. Их получение и применение
Реферат Биохимическая очистка сточных вод нефтеперерабатывающих предприятий
Реферат Обучение грамматическому аспекту английского языка как средство оптимизации процесса обучения
Реферат Откуда берется подъемная сила?
Реферат Патологическая анатомия Мезенхимальные дистрофии