Васавадатта (Vasavadatta)
Роман
Субандху (Subandhu) VII в.
Индийская (санскритская) литература
Автор пересказов П. А. Гринцер
Царевич
Кандарпакету, сын царя Чинтамани, видит во сне незнакомую девушку и страстно в
нее влюбляется. Вместе со своим другом Макарандой он отправляется на ее поиски.
Однажды ночью, оказавшись в окрестностях гор Виндхья, он случайно подслушивает
разговор двух птиц. Одна из них, майна, упрекает другую, своего возлюбленного
попугая, в долгой отлучке и высказывает подозрение, что он изменял ей с другой
майной, с которой теперь вернулся в лес. Попугай в оправдание рассказывает, что
он побывал в городе Паталипутре, где царь Шрингарашекхара, желая выдать свою
дочь Васавадатту замуж, устроил для нее сваямвару — свадебный обряд выбора
жениха невестой. На сваямвару собралось множество царственных соискателей, но
Васавадатта всех их отвергла. Дело в том, что накануне сваямвары она тоже
видела вo сне прекрасного царевича, которого сразу же полюбила и только за него
решила выйти замуж. Узнав, что зовут этого царевича Кандарпакету, она послала
на его розыски свою домашнюю майну Тамалику. Желая помочь Тамалике в ее
нелегком задании, попугай прилетел с ней в горы Виндхья. Услышав рассказ попугая,
Кандарпакету вмешивается в разговор птиц, знакомится с Тамаликой, и та передает
ему устное послание Васавадатты, в котором царевна просит его поскорее
свидеться с нею. Кандарпакету и Макаранда направляются в Паталипутру и
проникают во дворец Васавадатты. Там они узнают, что царь Шрингарашекхара, не
считаясь с желанием дочери, непременно хочет выдать ее за царя духов воздуха —
видьядхаров. Тогда Кандарпакету решает бежать с Васавадаттой, и волшебный конь
Маноджива переносит их из Паталипутры обратно в горы Виндхья, где влюбленные
проводят ночь.
Проснувшись
на рассвете, Кандарпакету, к своему ужасу, обнаруживает, что Васавадатта
исчезла. После долгих бесплодных поисков Кандарпакету приходит на берег океана
и в отчаянии хочет броситься в его воды. В последний момент его удерживает от
самоубийства божественный голос, обещающий ему скорую встречу с возлюбленной. В
течение нескольких месяцев Кандарпакету бродит по прибрежным лесам, поддерживая
жизнь одними плодами и кореньями, пока однажды в начале осени не наталкивается
на каменное изваяние, похожее на его любимую. В любовной тоске Кандарпакету
касается изваяния рукой, и оно становится живой Васавадаттой.
На
расспросы Кандарпакету Васавадатта рассказывает, что в утро их разлуки она
пошла собрать им для еды плоды деревьев. Углубившись в лес, она неожиданно
повстречалась с расположившимся лагерем войском, и за нею погнался его
предводитель. Но тут же появилось еще одно войско — горцев-киратов, и его вождь
тоже стад преследовать Васавадатту. Оба военачальника, а вслед за ними и их
воины, ради обладания Васавадаттой вступили в сражение и полностью истребили
друг друга. Однако еще по ходу битвы они безжалостно опустошили обитель
отшельников, находящуюся поблизости, и святой глава этой обители, сочтя
Васавадатту виновницей случившегося, проклял ее, обратив в каменное изваяние.
Срок проклятия должен был кончиться — как и случилось на самом деле, — когда
изваяния коснется будущий супруг царевны.
После
долгожданной и счастливой встречи Кандарпакету и Васавадатта направляются в
столицу царства Кандарпакету. Там их уже ждет Макаранда, и оба царя-отца,
Чинтамани и Шрингарашекхара, торжественно празднуют свадьбу сына и дочери,
отныне навсегда избавившихся от всех тревог и бедствий.
Список литературы
Все
шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое
издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» ,
1997.