Книга моего
деда Коркута
Поэтическая
эпопея (1482)
Первая поэма.
ПЕСНЬ О БУГАЧ-ХАНЕ, СЫНЕ ДИРСЕ-ХАНА
Абдаллах ибн
Фарадж XV в.
Туркменская
литература
X. Г. Кероглы
Байындыр-хан по
давно установившейся среди огузов традиции устроил пир для беков. При этом он
приказал поставить белые шатры для тех, у кого есть сыновья, красные для тех, у
кого нет сыновей, но есть дочь, и черные шатры для бездетных беков. Чтобы
сильнее унизить последних, он велел подавать им пищу из мяса черного барана и
посадить их на черный войлок.
Так поступили с
видным беком Дирсе-ханом, который прибыл со своей дружиной на церемонию. Он в
гневе покинул ставку Байындыр-хана. Дома по совету жены Дирсе-хан устроил пир,
накормил голодающих, раздал щедрую милостыню, вымаливая таким образом у Бога
сына. У него родился сын, которого стали воспитывать так, как было принято у
знати. В пятнадцатилетнем возрасте, играя со своими сверстниками, он вдруг
увидел свирепого ханского быка, которого вели на площадь. Его товарищи бросили
игру и спрятались. Но смелый юноша ударом кулака заставил отступить
бросившегося на него разъяренного быка, а затем отрезал ему голову. При бурном
восторге огузских беков Коркут нарек его именем Бугач (Бык). По огузской
традиции отец выделил сыну наследство и дал ему бекство. Однако дружинники
Дирсе-хана, завидуя смелости юноши и власти, которой он достиг, начали плести
вокруг него интриги. Кончилось тем, что Дирсе-хан на охоте смертельно ранил
своего Бугача. Мать с трепетом ждала возвращения сына из первого выезда на
охоту; готовилась даже, по обычаю огузов, устроить пир по этому случаю.
Встретив одного лишь мужа, она бросилась к нему с расспросами и упреками. Не
получив ответа, она взяла своих сорок девушек-воительниц и отправилась искать
сына,
Юноша лежал в
крови, еле отгоняя от себя стервятников. Появился Хызыр и предупредил его, что
лекарством от ран может быть сок горных цветов, смешанный с молоком матери, и
тут же исчез. Приехала мать, увезла сына, вылечила, но все это держала в тайне
от мужа. Юноша окончательно выздоровел. Тем временем сорок дружинников Дирсе
решили покончить с самим ханом: сговорились связать его и передать в руки
врагов. Узнав об этом, жена хана обратилась к сыну, рассказала ему о случившемся
и попросила выручить отца. Бугач отправился один навстречу злоумышленникам и
настиг их на стоянке. Дирсе-хан не узнал сына, попросил у изменников разрешения
вступить в бой с юношей, с тем чтобы в случае победы они освободили его. Те
согласились. Но юноша вступил в бой с сорока изменниками, часть из них убил,
часть взял в плен, а отца освободил. Бугач-хан получил бекство от
Байындыр-хана, а Коркут сложил о нем поэму-огузнаме.
Третья поэма.
ПЕСНЬ О БАМСЫ-БЕЙРЕКЕ, СЫНЕ КАМ-БУРЫ
Увидев сыновей
беков, несущих службу на приеме у Байындыр-хана, Кам-Бура-бек сильно загрустил:
ведь у него не было сына. Присутствующие на пиру помолились Богу, чтобы он
ниспослал ему сына. Тут же другой бек сказал о своем желании иметь дочь. Беки
помолились и за него. При этом оба бека условились поженить своих будущих
детей. И вот у Кам-Бура родился сын, которого назвали Бамсы-Бейрек.
Мальчик быстро
рос и мужал. В пятнадцать лет он стал богатырем, Однажды со своими сверстниками
он отправился на охоту. К нему обратились купцы с жалобой на разбойников. Юноша
разгромил отряд разбойников и вернул купцам товары.
Примечательно в
этом эпизоде то, что юноша, проявив геройство, обрел право на инициацию по
древнейшему обычаю огузов.
Охотясь в
другой раз, Бамсы-Бейрек заметил в степи шатры, которые принадлежали
помолвленной с ним сверстнице. Деде-Коркут был послан сватом. Сыграли свадьбу,
но в первую же брачную ночь правитель крепости Байбурд напал на ставку юноши и
увел его в плен. Семнадцать лет Бамсы-Бейрек провел в темнице. Тем временем
распустили слух о его смерти, а жену вынудили согласиться на брак с другим
молодым беком. Дав согласие, она, однако, отправила купцов на поиски мужа.
Последние смогли сообщить Бамсы-Бейреку о случившемся. Бамсы-Бейреку удалось
бежать. Недалеко от темницы он обнаружил своего коня и пустился в путь. По
дороге встретил певца, который шел на свадьбу, обменяв своего коня на
музыкальный инструмент, он пришел на свадьбу, притворившись юродивым. Своими
выходками Бейрек начал забавлять людей, а потом принял участие в состязаниях по
стрельбе из лука и вышел победителем. Его выходки понравились Казану. Последний
назначил Бейрека беком свадьбы. Пользуясь этим, Бейрек отправился на женскую
половину и потребовал, чтобы невеста станцевала для него. Увидев свой перстень
на ее пальце, он открылся жене. Свадьба расстроилась. В финале Бейрек нападает
на крепость Байбурд и освобождает тридцать девять своих соратников.
Пятая поэма.
ПЕСНЬ ОБ УДАЛОМ ДУМРУЛЕ, СЫНЕ ДУХА-КОДЖИ
Некий Делю
Думрул, сын Духа-коджи, построил мост над безводным руслом реки и взимал по
тридцать три деньги с тех, кто проходил по мосту, и по сорок — с тех, кто не
проходил по нему. Он похвалялся, что нет и не было человека, равного ему по
силе. Однажды у моста остановилось кочевье. И был среди пришельцев больной
джигит, который вскоре скончался. Поднялся плач по нему. Прискакал к кочевью
Делю Думрул и спросил, кто убийца джигита. Узнав, что юношу лишил жизни
«краснокрылый Азраил», он расспросил о нем и потребовал от Бога, чтобы тот
послал к нему Азраила помериться с ним силой. Он хотел наказать его так, чтобы
тот больше не осмеливался лишать молодых людей жизни.
Богу не
понравилась дерзость Делю Думрула, и он приказал Азраилу отнять у Делю жизнь.
Как-то Делю Думрул сидел со своими сорока джигитами и распивал вино. Вдруг
появился Азраил. Вне себя от ярости, бек заорал на него, вопрошая, как это он,
такой безобразный, явился к нему без предупреждения. Узнав, что перед ним
Азраил, Делю Думрул приказал запереть двери и бросился на него с мечом. Азраил,
превратившись в голубя, выпорхнул в окошко. Это еще больше распалило Делю
Думрула. Он взял своего орла и поскакал за Азраилом. Убив пару голубей, он
вернулся домой. И здесь перед ним вновь предстал Азраил. Испуганный конь свалил
своего седока. Тут же Азраил сел Делю на грудь и готов был лишить его жизни. На
мольбу Делю Думрула пощадить его Азраил ответил, что он всего лишь посланник
всемогущего Бога, только Бог дарует и отбирает жизнь. И это было откровением
для Делю Думрула. Он попросил Бога сохранить ему жизнь за то, что покорился.
Бог велел Азраилу оставить его в живых, однако взамен потребовал жизнь кого-то
другого. Делю Думрул отправился к своим престарелым родителям с просьбой, чтобы
кто-либо из них пожертвовал собой за него. Родители не согласились. Тогда Делю
Думрул попросил Азраила выполнить последнее его желание: зайти с ним к его
жене, чтобы отдать распоряжения перед смертью. Прощаясь с женой, Делю Думрул
велел ей выйти замуж, чтобы дети не росли без отца. Жена готова была отдать
жизнь за него. Бог, однако, не принял ее душу, а велел Азраилу лишить жизни
родителей Делю Думрула, верным же супругам обещал по сто сорок лет жизни.
Шестая поэма.
ПЕСНЬ О КАН-ТУРАЛЫ, СЫНЕ КАНГЛЫ-КОДЖИ
В век огузов
жил мудрый муж по имени Канглы-коджа. Задумал он женить своего сына Кан-Туралы,
а тот предъявил необычные требования к невесте: она должна вставать с постели
раньше, чем муж, седлать коня и садиться на него раньше, чем муж, и прежде чем
муж нападет на гяуров, она должна напасть на них и принести их головы.
Канглы-коджа предложил сыну самому искать себе невесту. Юноша объездил весь
огузский мир, но тщетно: он не обнаружил невесты по своему вкусу. Тогда на
поиски отправился его отец вместе со старейшинами, и тоже безрезультатно. И вот
старики решили отправиться в Трапезунд, у правителя которого была красавица
дочь богатырского сложения, способная натянуть двойной лук. Отец девушки
объявил, что выдаст дочь за того, кто сумеет одолеть трех зверей: льва, черного
быка и черного верблюда.
Услышав о таких
страшных условиях, Канглы-коджа решил все это рассказать сыну. «Если он найдет
в себе достаточно мужества, то пусть претендует на руку девушки, если нет, то
пусть удовлетворится девушкой из огузов», — подумал он.
Кан-Туралы не
испугали эти условия. В сопровождении сорока соратников он отправился в
Трапезунд и был принят с почестями. Юноша победил зверей. Сыграли свадьбу, но
жених решил немедленно вернуться домой и сыграть свадьбу по своим обычаям и
только тогда соединиться с возлюбленной.
По дороге домой
Кан-Туралы решил отдохнуть. Выбрали подходящее место. Юноша заснул.
Сельджан-хатун, невеста Кан-Туралы, опасаясь коварства со стороны отца, надела
на себя доспехи и стала наблюдать за дорогой, пока жених спал. Ее опасения
оправдались. Правитель Трапезунда решил вернуть обратно свою дочь и отправил
большой отряд следом за Кан-Туралы. Сельджан-хатун быстро разбудила жениха, и
они вступили в бой, во время которого она потеряла Кан-Туралы из виду. Девушка
нашла его пешего и раненного в глаз. Запекшаяся кровь ослепила его. Они вдвоем
бросились на гяуров и истребили всех. По окончании боя Сельджан-хатун посадила
на коня раненого жениха и отправилась в дальнейший путь. По дороге Кан-Туралы,
боясь опозорить себя тем, что спасся благодаря помощи женщины, решил
расправиться с Сельджан-хатун. Она, обиженная нападением жениха, приняла бой и
чуть не убила его. Затем состоялось примирение. Кан-Туралы понял, что нашел
такую девушку, которую хотел. Снова сыграли свадьбу.
Восьмая поэма.
ПЕСНЬ О ТОМ, КАК БАСАТ УБИЛ ДЕПЕГЕЗА
Однажды враг
напал на огузов. Становище откочевало. В суматохе был обронен младенец
Аруз-коджи. Его подобрала львица и вскормила. Через некоторое время огузы
вернулись на свою стоянку. Табунщик сообщил, что ежедневно из камышовых
зарослей появляется какое-то существо, которое ходит, как человек, поражает
коней и сосет кровь. Аруз узнал в нем своего пропавшего сына, взял его домой,
но он то и дело уходил в логово льва. Наконец Деде-Коркут внушил ему, что он
человек и ему следует быть с людьми, ездить на скакунах, и дал ему имя Басат.
В другой раз,
когда огузы откочевали на летовку, пастух Аруза встретил у источника нескольких
пери, поймал одну из них, сошелся с ней, после чего пери улетела, сообщив
пастуху, чтобы тот через год пришел и забрал у нее свой «залог». Через год,
когда огузы снова прикочевали на летовку, пастух обнаружил у того источника
яркую блестящую кучу. Прилетела пери, позвала пастуха, передала ему его «залог»
и прибавила: «Ты на огузов навлек гибель».
Пастух стал
кидать в кучу камни. Но с каждым ударом она росла. У источника появились
огузские беки во главе с Байындыр-ханом. Джигиты начали бить по куче. Но она
все росла. Наконец Аруз-коджа коснулся ее шпорами, она лопнула, и из нее вышел
мальчик с одним глазом на голове. Аруз взял этого мальчика, принес к себе домой.
Пригласили нескольких кормилиц, но всех он погубил: «Раз потянул грудь, взял
все молоко, до капли; другой раз потянул, взял у нее всю кровь; третий раз
потянул, взял ее душу». Тогда стали кормить его овечьим молоком. Он рос быстро
и стал нападать на детей. Как Аруз ни наказывал его, ничего не помогало.
Наконец выгнали Депегеза из дому.
Появилась
мать-пери, надела ему на палец перстень. Вышел Депегез за пределы огузского
стана, поднялся на высокую гору и сделался разбойником. Он нападал на стада, на
людей и всех пожирал. Никто не мог сравниться с ним. Все видные огузские беки,
в том числе и всемогущий Казан, потерпели от него поражение. Тогда решили
отправить к нему Деде-Коркута для переговоров. Депегез потребовал по шестьдесят
человек ежедневно на съедение. Сошлись на том, что огузы будут давать ему по
два человека и по пятьсот баранов в день и приставят к нему двух поваров,
которые будут готовить ему пищу. Огузы отбирали людей поочередно из каждой
семьи. У одной старухи было два сына. Одного забрали, когда же очередь дошла до
второго, она взмолилась. Посоветовали ей обратиться к Басату, сыну Аруз-коджи,
который славился как богатырь. Басат согласился вступить в единоборство с
людоедом, но при первой же попытке сразиться с ним был схвачен, заключен в пещеру
и передан в руки поваров. Когда людоед спал, повара указали на единственное его
уязвимое место — глаз. Басат накалил вертел и ослепил им Депегеза. Разъяренный
людоед, чтобы поймать и наказать врага, встал у входа пещеры; выпуская баранов,
он проверял каждого из них, но Басату удалось выбраться из пещеры в шкуре
барана. Депегез еще трижды пытался побороть врага (посредством волшебного
перстня, заколдованного купола, в который он помещал Басата, и волшебного
меча), но тщетно. Наконец Басат убил людоеда его же волшебным мечом.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://infolio.asf.ru/