Дисциплина и трудолюбие
И.В. Лосева, Л.Б. Бычкова
В
данной статье нам бы хотелось кратко рассмотреть такие параметры как дисциплина
и трудолюбие. Вот уж где иллюзий не меньше чем с памятью, если не больше. Сразу
хочется внести ясность, эти параметры врожденные и не поддаются изменению, т.е.
применение «воспитательных мер» не только бесполезно, но зачастую и
катастрофично для вашего ребенка (или для вас, если вы пытаетесь изменить
себя).
Что
такое дисциплина? Это способность выполнять работу не потому, что она нравится,
а потому, что НАДО ее выполнить. Как часто педагоги и родители калечат психику
детей, настаивая на соблюдении дисциплины с теми детьми, у которых врожденный
показатель дисциплины почти ноль. Такие дети, даже будучи строго наказаны, в
следующий раз все равно нарушат дисциплинарные рамки, и ужесточение наказаний
ни к чему не приведет, кроме озлобления ребенка. Дети с врожденным нулевым
показателем дисциплины в принципе не понимают что это такое, для них это
китайская грамота. То, что кажется вам, уважаемые родители и педагоги,
очевидным (прийти без опоздания, вовремя сесть за уроки, написать реферат в
срок) для них непонятно, и они так же искренне не понимают, почему их поведение
вызывает такую нервную реакцию у окружающих. Напротив, ребенок с врожденным
высоким показателем дисциплины все планирует, все успевает в срок, ну, просто
мечта родителей. А теперь представьте себе такую пару с противоположными
показателями дисциплины… Комментарии излишни, тем более что дети по определению
не обладают такой терпимостью как взрослые. Однако существуют и нюансы в
построении общения с детьми с высоким показателем дисциплины, предоставление
излишней свободы пагубно сказывается на них, они ощущают себя брошенными на
произвол, поэтому их необходимо приучать к использованию ежедневников,
планированию и поддержанию этой традиции в семье.
Врожденные
показатели дисциплины и трудолюбия очень важно знать как самому ребенку, так и
родителям, для того чтобы избежать лишних психологических травм и конфликтов.
Что такое трудолюбие? Часто его путают с дисциплиной. Трудолюбие — это любовь к
труду, это способность заниматься тем, что НРАВИТСЯ длительное время, не
отвлекаясь иногда даже и на еду. Но именно ТЕМ, что НРАВИТСЯ, только при
наличии мотивации. Дети с низким врожденным показателем трудолюбия никогда не
будут трудиться по вдохновению и никогда сами не заинтересуются какой либо
работой. Понятно, что пара с разными показателями этих факторов подвержена
излишнему напряжению, особенно, если сами дети, родители и, что более важно,
тренер не знают этих особенностей. Давайте рассмотрим эти показатели в
сочетании друг с другом. Какого поведения можно ожидать от ребенка с высоким
показателем трудолюбия и низким показателем дисциплины? Такой ребенок будет
делать только те уроки, которые ему интересны, и его ни какими силами не
заставить сделать нелюбимую математику, например. Какой же выход? Выход только
один — заинтересовывать ребенка этим предметом любыми способами: покупкой интересных
энциклопедий, учебных фильмов и т.п. (способ подбирается исходя из типов памяти
ребенка, и рекомендацию о том, как это сделать вы получаете на консультации).
Заставлять все равно бесполезно, только нервы измотаете себе и ребенку. На
первый взгляд все это сложно, но на самом деле — нет, особенно, когда вы,
пройдя диагностику, получаете индивидуальную консультацию. Когда речь идет
только о вашем ребенке или только о конкретной паре все становится просто и
понятно.
Из
многочисленных откликов на наши предыдущие публикации, мы сделали вывод, что
многие боятся услышать «приговор» психолога. «Вот скажут нам, что у ребенка
недостаточно развита долговременная память и что делать, записывать в умственно
отсталые?» Или: «Вот пройдем диагностику профориентации и выяснится, что к
медицине нет врожденных данных, а мы мечтали, чтобы ребенок стал врачом». К
сожалению, это результат того, что многие уже имели опыт общения с психологами,
которые позволяют себе некорректное ведение консультаций, а именно приклеивание
ярлыков, что недопустимо. Уважаемые родители, наша диагностика предназначена не
для того, чтобы ставить диагнозы и выносить приговоры. Нет глупых или
бесталанных детей, есть только дети с недостаточно развитыми врожденными
способностями и не умеющие правильно (т.е. с выгодой для себя) ими
пользоваться. Пройдя любую диагностику, вы получаете полезную ИНФОРМАЦИЮ о себе
или своем ребенке и пути построения наиболее оптимальной среды обучения и
общения, будь то школьные уроки, танцевальное искусство и все что угодно.
Окончательный выбор остается всегда за вами.
На
консультации по результатам диагностики психолог научит вас правильно строить
общение друг с другом и с тренером для достижения наилучших спортивных
результатов. Зная особенности психики друг друга, всегда можно где-то вовремя
поддержать, а где-то и активизировать своего партнера. Да и родителям станет
понятнее, какие требования уместно предъявлять к данному ребенку, а какие нет.
Диагностика — это легкий и удобный способ познания себя и своих особенностей.
«Познай себя и ты познаешь мир, и вот ты господин»! Желаем Вам успеха.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.aumworld.ru/