Ярмарка
тщеславия. Теккерей Уильям Мейкпис
Ярмарка
тщеславия. Роман без героя Проза
(1847-1848)
Англия, начало
XIX в. Европа воюет с Наполеоном, но это не мешает множеству людей, одержимых
честолюбием, продолжать погоню за мирскими благами - состоянием, титулами,
чинами. Ярмарка Тщеславия, Базар Житейской Суеты бурлит денно и нощно...
Две юных девицы
покидают пансион мисс Пинкертон. Эмилия Седли, дочь состоятельного эсквайра,
являет собой образец чисто английской, несколько пресной миловидности и
добродетели.
Она
"обладает добрым, нежным и великодушным сердцем" и, по правде говоря,
не блещет умом. Иное дело Ребекка Шарп. Дочь беспутного художника и балетной
танцовщицы, француженки, "мала ростом, хрупка и бледна", но один
взгляд ее зеленых глаз уже способен сразить наповал любого мужчину. Бекки,
выросшая в веселой бедности, умна, остра на язык, видит людей насквозь и полна
решимости любой ценой завоевать место под солнцем, даже путем лицемерия и обмана.
Что ж делать,
ведь у бедняжки нет ни любящих родителей, ни состояния, ни титула - всего того,
что питает добродетель более счастливых сверстниц.
Эмилия,
искренне привязанная к Бекки, приглашает ее погостить, и та пользуется
гостеприимством наилучшим образом. Маленькая плутовка умеет понравиться всем,
но главное, она с величайшим успехом пробует свои чары на Джозефе Седли, брате
Эмилии. Лесть, притворство - и этот "лентяй, брюзга и бонвиван" готов
к последнему решительному шагу.
К несчастью, в
дело вмешивается случай и мистер Джордж Осборн, жених Эмилии, в результате чего
надежды юной интриганки рушатся, а Джозеф спасается бегством.
В жизни мисс
Шарп открывается новая страница: она приступает к обязанностям гувернантки в
Королевском Кроули, наследственном поместье сэра Питта Кроули, "неимоверно
вульгарного и неимоверно грязного старика", пьяницы, скареда и сутяги.
Изобретательность, умение притворяться и лицемерить помогают Бекки завоевать
расположение всех обитателей поместья, начиная с ее воспитанниц и кончая
мистером Питтом Кроули, старшим сыном баронета, истинным "благовоспитанным
джентльменом", которого побаивается даже буйный папаша. Что касается
последнего, то Бекки находит "множество способов быть ему полезной".
Не проходит и года, как она становится совершенно незаменимой, чуть ли не
хозяйкой в доме.
Королевское
Кроули осчастливливает ежегодным визитом незамужняя сводная сестра сэра Питта,
на банковском счету которой значится изрядная сумма. Эта старая дама
"знается с атеистами и французами", любит весело пожить и безбожно
тиранит компаньонку, прислугу, а заодно и многочисленных родственников,
надеющихся получить наследство.
Она терпеть не
может ни сэра Питта, ни его старшего сына, зато обожает младшего - Родона
Кроули - недалекого офицера гвардии, шалопая, игрока и дуэлянта. Мисс Кроули
находит Ребекку настолько очаровательной и остроумной, что, заболев, увозит ее
в свой лондонский дом, где и завершается роман между нищей гувернанткой и
младшим сыном баронета. Завершается тайным браком, ибо, несмотря на пристрастие
тетушки к Свободе и Равенству, она может сильно рассердиться. Все открывается
после смерти жены сэра Питта, когда он, не слишком опечаленный этой
безвременной кончиной, пытается вернуть Ребекку в Королевское Кроули. Сэр Питт
падает на колени, предлагая ей стать леди Кроули, и в этот миг бестрепетная
Бекки первый раз в жизни теряет присутствие духа и разражается "самыми
неподдельными слезами". Зачем она поторопилась? Какой шанс упущен! Молодую чету проклинают все.
Как ни
старается Родон, руководимый умненькой Ребеккой, вернуть расположение тетушки,
ему это не удается. Поборница демократии и любительница романтических браков до
конца своих дней так и не простит племяннику мезальянса. О сэре Питте и
говорить нечего: старик буквально "теряет разум от ненависти и несбывшихся
желаний", все больше опускается, и только его смерть спасает родовое
гнездо от окончательного опустошения и надругательства. Супругам приходится
рассчитывать только на скромное жалованье капитана гвардии.
Однако
неунывающая Бекки`В совершенстве владеет искусством, которое еще не раз
пригодится ей в жизни, - искусством жить более или менее припеваючи, не имея ни
гроша наличных денег. Она не теряет надежды занять более блестящее место в
обществе и согласна потерпеть, а Родон, страстно и слепо влюбленный в жену,
превращается в счастливого и покорного супруга.
Тем временем
над головой Эмилии сгущаются тучи, и виною тому, как это ни удивительно,
оказывается Наполеон, или Вони, как его именуют англичане. Бегство Бонапарта с
Эльбы и высадка его армии в Каннах изменяют положение дел на бирже и влекут за
собой полное разорение Джона Седли, отца Эмилии. И кто же оказывается
"самым несговорчивым и упрямым из кредиторов"? Его друг и сосед Джон
Осборн, которому он помог выйти в люди. Имущество Седли идет с молотка, семья
переселяется в убогую наемную квартирку, но не из-за этого страдает Эмилия.
Беда в том, что эта простодушная девушка любит жениха не так, как положено
любить на Ярмарке Тщеславия, а всем сердцем и на всю жизнь: Она искренне считает
пустого, самовлюбленного и фатоватого Джорджа Осборна самым красивым и умным
мужчиной на свете. В отличие от Ребекки, все поступки которой диктуются
"корыстью, эгоизмом и нуждой", Эмилия живет только любовью. А
Джордж...
А Джордж
милостиво позволяет себя любить, не отказываясь от чисто холостяцких увеселений
и не балуя невесту особым вниманием.
После краха
Джона Седли отед запрещает Джорджу жениться на Эмилии. Более того, ее
собственный отец тоже слышать не хочет о браке с "сыном негодяя".
Бедняжка Эмилия в отчаянии.
Но тут в дело
вмешивается капитан Доббин, верный друг Джорджа, честный и великодушный
человек, который уже давно горячо любит Эмилию, не решаясь в том признаться
даже самому себе. Он уговаривает Джорджа, не чуждого благородных порывов, жениться
на Эмилии вопреки воле отца. Не стоит и говорить о том, что отец отказывается
от Джорджа и лишает его наследства.
Обе опальные
четы встречаются в Брюсселе, куда выступает полк Джорджа и Доббина и прибывает
генерал гвардии Тафто с адъютантом Родоном Кроули. Полк с восторгом принимает
Эмилию, но ее подруга вращается в куда более блестящем обществе. Где бы ни
появилась Ребекка, она всегда окружена толпой знатных поклонников. В их число
попадает и Джордж Осборн. Кокетство Бекки и собственное тщеславие заводят его
настолько далеко, что на балу он передает ей букет с письмом, в котором умоляет
бежать с ним. (Разумеется, та никогда и не собиралась совершать ничего
подобного.
Она-то знает
цену Джорджу.) Но в тот же день войска Наполеона переходят Самбру, и Джордж,
полный невысказанного раскаяния, прощается с женой. Прощается, чтобы через
несколько дней погибнуть в битве при Ватерлоо.
А Бекки и Родон
после Ватерлоо проводят три года в Париже. Ребекка пользуется бешеным успехом,
она допущена в самое высшее общество, французы не столь разборчивы, как
англичане. Впрочем, она не собирается оставаться во Франции на всю жизнь. Все
семейство (в Париже у Бекки и Родона рождается сын) возвращается в Лондон, где
чета Кроули живет, как всегда, в кредит, раздавая обещания всем и не платя
никому.
И вот Ребекка
снова появляется в Королевском Кроули и снова умудряется очаровать всех. Чего
ей только не приходится для этого делать! Даже изображать любовь к сыну, к
которому она на самом деле не питает ни малейшей привязанности.
Тонкая лесть
Ребекки так пленяет новоиспеченного баронета, что он едва ли не каждый день
бывает у нее в доме. Столь же часто там бывает и всемогущий лорд Стайн,
вельможный покровитель Бекки, старый циник, с помощью которого бывшая
гувернантка "карабкается и проталкивается вперед". Какими способами
она этого добивается? Никто не может сказать ничего определенного, но лорд
Стайн дарит ей бриллианты и предоставляет в ее распоряжение свои погреба.
Наконец происходит событие, которое ставит Бекки в один ряд с респектабельными
дамами, ее представляют ко двору. Она входит в самые высокие круги лондонского
света.
Блистательное
шествие Бекки по Ярмарке Тщеславия кончается катастрофой. Родон уличает ее если
не в измене, то в предательстве, пытается вызвать на дуэль лорда Стайна и в
конце концов покидает Англию, чтобы занять пост губернатора острова Ковентри
(выхлопотанный для него все тем же лордом Стайном). Ребекка исчезает, а Родон
Кроули-младший остается на попечении дяди и его жены, которая заменяет ему
мать.
А что же Эмилия?
Смерть мужа едва ли не стоила ей жизни, ее спасло только рождение сына,
которого она боготворит, как боготворила мужа. Долгое время она живет с
родителями, стойко переносит бедность и лишения и находит отраду в маленьком
Джорджи.
Но старый Джон
Осборн, пораженный сходством внука с покойным сыном, предлагает забрать
мальчика и воспитать его как джентльмена. Бедная Эмилия расстается с сыном ради
его блага и после смерти матери находит утешение в том, чтобы скрашивать
последние дни старика отца. Но как раз в то время, когда Ребекка терпит
сокрушительный крах, Фортуна поворачивается лицом к Эмилии. Из Индии
возвращается майор Доббин вместе с ее братом Джозефом, который клянется, что
отныне его родные не будут знать нужды. Как замирает преданное сердце майора,
когда он подходит к дому, где живет миссис Осборн, какое счастье охватывает
его, когда он узнает, что она не вышла замуж. Правда, и ему надеяться особенно
не на что. Эмилия по-прежнему словно не замечает бескорыстной, преданной любви
Добби-на, по-прежнему не видит его выдающихся достоинств.
Она остается
верна памяти мужа, со всем жестокосердием добродетели предоставляя Доббину
"смотреть и томиться". Вскоре умирает Джон Седли, а вслед за ним и
Джон Осборн. Он оставляет маленькому Джорджи половину состояния и
восстанавливает вдову своего "возлюбленного сына" в опекунских
правах. Эмилия узнает, что и этим она обязана Доббину, узнает, что он и был
неизвестным благодетелем, поддерживавшим ее в годы нужды. Но "за эту
несравненную преданность она может заплатить только благодарностью"...
На берегах
Рейна в маленьком герцогстве снова происходит встреча двух "подруг".
Эмилия совершает заграничное путешествие с сыном, братом и Доббином, а Ребекка
уже давно порхает по Европе, проматывая в карточной игре и сомнительного
свойства приключениях содержание, назначенное ей мужем, и везде
соотечественники из приличного общества шарахаются от нее как от зачумленной.
Но вот она видит Джозефа Седли, и в ее душе просыпается надежда. Бедная,
оклеветанная страдалица, у которой отняли честное имя и любимое дитя, как в
прежние времена, без труда обводит вокруг пальца тучного щеголя и Эмилию,
которые, как видно, ничуть не поумнели и ничему не научились. Доббин, всегда
питавший отвращение к Бекки, ссорится из-за нее с Эмилией и первый раз в жизни
упрекает ее в том, что она не ценит "привязанности, которую с гордостью
разделила бы более возвышенная душа". Он решает расстаться с Эмилией
навеки. И тут Бекки совершает единственный в жизни бескорыстный поступок. Она
показывает письмо Джорджа, доказывающее его неверность. Идол повержен. Эмилия
свободна и может ответить на чувство Доббина.
История
подходит к концу.
Доббин
соединяется с Эмилией, они ведут тихую жизнь в уютном собственном доме и дружат
с обитателями Королевского Кроули. Джозеф до конца своих дней влачит жалкую
жизнь, раба Ребекки. Он умирает при "невыясненных обстоятельствах".
Умирает от
желтой лихорадки и Родон Кроули-старший. Его сын после смерти дяди наследует
титул и поместье. Он не желает видеть мать, но назначает ей щедрое содержание,
хотя она и без того достаточно .обеспечена. У Ребекки немало друзей, считающих
ее несправедливо обиженной. Она живет на широкую ногу и усердно занимается
благотворительностью. Вот и все. Счастлива ли Ребекка? Счастливы ли Эмилия и
Доббин? А кто из нас счастлив в этом мире?
И. А. Москвина-Тарханова Уильям
Доббин - товарищ Джорджа Осборна по полку, более всех способствовавший браку
этого повесы с Эмилией Седли, которую преданно - и почти до самого конца без
надежды на ответное чувство - любит сам майор. Олицетворение бескорыстия,
преданности и надежности, Д. тем не менее описан с нескрываемой иронией,
которую заключает в себе даже его значащая фамилия (dobbin - старая кляча). В
канун Ватерлоо Д. берет на себя заботы о беспомощной, фактически покинутой
супругом Эмилии, вручив ее попечению брата. Впоследствии из Индии, куда майор
надолго уехал со своей дивизией, он оказывает вдове денежную помощь, в которой
ей отказали Осборны, не прощающие ослушания Джорджа, внявшего призывам Д., а не
запретам старика отца. Д. предстоит и самая тяжкая обязанность: открыть Эмилии
глаза на коварство мужа, который, поддавшись азарту любовного приключения, за
день до гибели был готов ее бросить. Крушение кумира - почти непереносимый удар
для кроткой Эмилии, и Д. выказывает чудеса такта, выхаживая возлюбленную после
перенесенного шока, прежде чем вести ее к алтарю - разочарованную, но наконец
спустившуюся с небес на землю. Лишь эпизодически появляясь в рассказе, Д. тем
не менее занимает важное место как единственный из персонажей книги, к которому
не может быть безоговорочно отнесено определение "роман без героя",
стоящее в подзаголовке. Он - несомненный положительный герой.
Однако
воплощение связанного с Д. замысла, который состоял в попытке обозначить за
ярмарочной суетой мир реальных человеческих ценностей, оказалось вызывающе
нетрафаретным. Д. - персонаж, полностью лишенный притягательности внешнего
облика или самоочевидной героики поведения, подчас навевающий чувство скуки
своей подчеркнутой ординарностью, которая сказывается в неизменном прозаизме
взятых им на себя обязательств, в самом его мышлении и в характере поступков.
Всегда
остававшаяся для Теккерея актуальной полемика с героизацией исключительного, к
которой прибегали романтики, и с эстетикой, сложившейся на этом фундаменте,
особенно наглядно проступает в его трактовке Д. как символа истинно здоровых
начал жизни.
Эмилия Седли -
богатая наследница, которой суждено пережить разорение отца, остракизм со
стороны свекра, считающего ее с Джорджем Осборном брак мезальянсом, гибель
боготворимого супруга и много лет спустя - крах связываемых с ним романтических
иллюзийс когда истину о легкомыслии и эмоциональной черствости этого павшего
при Ватерлоо офицера становится невозможно утаивать от самой себя.
Неукоснительно добродетельная, страшащаяся хотя бы в мелочах отступить от
ригористической морали, к которой ее с детских лет приучали под крышей
отцовского дома, где во главу угла всегда ставились ответственность, честность
и порядок, Э. оказывается явно неприспособленной к условиям и нравам того
"базара житейской суеты", который ей открывается с началом взрослой
жизни. Ее предсказуемый удел - положение жертвы слишком трезвых, почти
неприкрыто циничных норм, которым подчиняется реальная действительность.
История Э. - красочная иллюстрация тезиса, провозглашенного повествователем,
который убежден, что "Ярмарка тщеславия - место суетное, злонравное,
сумасбродное, полное всяческих надувательств, фальши и притворства".
Колебания Теккерея, первоначально хотевшего поместить на обложке портрет
моралиста, который держит речь перед публикой, но затем отдавшего предпочтение
рисунку, изображающему марионеток и кукольника в колпаке с бубенцами, были
вызваны важностью сюжетной линии, связанной с Э,: она требует скорее
драматической тональности, чем насмешки. Тем не менее даже рассказ о ее тяжких
мытарствах после разорения отца и смерти мужа заключает в себе явственный
оттенок иронии. Житейская неприспособленность Э., которая долгое время не может
осознать реальную ситуацию во всем ее жестоком прозаизме и продолжает держаться
искусственных представлений, оттененных ходульной романтикой, вызывает у
рассказчика и жалость, и скепсис, и долю язвительности.
Ребекка (Бекки)
Шарп - подруга Эмилии Седли по пансиону мисс Пинкертон. Дочь художника, "беспечного
служителя муз", своим пристрастием к кабачку оставившего семью без средств
к существованию, и балетной танцовщицы, француженки по происхождению. Учится на
"особых условиях", т. е. из милости, и уже школьницей едва не
склоняет к безумству новоиспеченного помощника викария. Б. "обладала
печальной особенностью бедняков - преждевременной зрелостью". Тяжбы с
несго ворчивыми отцовскими кредиторами, унижения в пансионе, где ей напоминают
про даровой стол, рано прояснили для Б. ее ситуацию, требующую полагаться не на
связи и знатность, а лишь на собственные дарования и навыки, сражаясь за
положение в обществе, достойное ее амбиций и действительно незаурядного
человеческого потенциала. История Б., сделавшей своим жизненным кредо циничное
правило, по которому "нет добродетели, есть только обстоятельства",
может быть прочитана как "роман карьеры", почти доведенной до
счастливого конца и не увенчавшейся полным торжеством лишь волей случая,
становящегося у Теккерея движущим фактором интриги. Однако фортуна вовсе не
слепа, и случайное стечение неблагоприятных фактов, погубивших дерзкие замыслы
Б. как раз в минуту, когда их исполнение казалось делом ближайших дней, на
поверку лишь выявляет силу социальных закономерностей, перед которыми бессильна
даже завидная целеустремленность героини, соединившаяся с ее агрессивной
беззастенчивостью. Не доведенный до конца план брачного союза с братом Эмилии
Джозефом отступает перед намного более амбициозным замыслом завоевания
аристократа Родона Кроули, который на фоне Б., наделенной энергией, умом и
яркой индивидуальностью, выглядит законченным ничтожеством (это подчеркнуто уже
его значащей фамилией: crawl - ползать). Попав в старинное поместье Кроули на
правах всего лишь гувернантки, Б. легко покоряет сердце старого баронета, который,
похоронив супругу, был бы счастлив немедленно вновь идти под венец, если бы
вчерашняя пансионерка не рассудила, что тайно заключенный брак с его сыном
надежнее гарантирует ее от перепадов судьбы. Для Теккерея ее дерзкая авантюра,
как бы ни возмущались моралисты, прежде всего подтверждает, что на Ярмарке
тщеславия преуспевают лишь те, кто усвоил законы бесчестной игры лучше, чем
безжизненные нормы добродетели. Б. раз за разом даже в этическом отношении
оказывается выше своих жертв, поскольку свою лицемерную игру ясно осознает лишь
как вынужденность, пусть игра стала ее второй природой. Она принадлежит к числу
третируемых обществом и должна день за днем вести с ним необъявленную войну,
доказывая, что у нее есть собственные права на социальное благоденствие,
которое достигается лишь престижем. "Пожалуй, и я была бы хорошей
женщиной, имей я пять тысяч фунтов годового дохода", - аргумент, весомость
которого в глазах Теккерея неоспорима.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl