Отверженные.
Гюго Виктор.
Отверженные.
Роман (1862)
Жан Вальжан -
раскаявшийся каторжник. Бедняк и сирота, он в 1796 г., еще подростком, был
арестован за мелкую кражу и благодаря жестокой судебной системе своего времени
провел на каторге целых девятнадцать лет. Освободившись в 1815 г., он
переживает духовный переворот после встречи с праведником - епископом Мириэлем
- и с тех пор сам начинает творить добро. Под чужим именем он открывает
фабрику, обогащается с помощью сделанного им изобретения, становится мэром и
благодетелем целого городка, но в 1823 г. его личность открывается, и он снова
попадает на каторгу, откуда вскоре совершает побег. Еще в бытность свою мэром
он проникся сочувствием к судьбе Фан-тины - работницы, ставшей проституткой и
умершей от чахотки в больнице, - и остаток жизни посвящает заботе о ее
маленькой дочери Козетте. В. забирает ее из семьи жестокого кабатчика Тенардье,
куда ее отдали на воспитание, заменяет ей отца, на сохранившиеся у него
сбережения дает ей образование. Он вынужден годами скрываться и время от
времени спасаться от преследования: сначала за ним охотится полицейский
инспектор Жавер, затем банда уголовников, почуявших в нем богатого человека.
В июне 1832 г.
он готов увезти Козетту из Франции, но узнает о ее любви к молодому адвокату
Мариусу Понмерси; В. жертвует своей привязанностью к девушке - он спасает
незнакомого ему Мариуса от гибели во время республиканского восстания, в
котором тот участвовал, отдает ему в жены Козетту вместе со всем своим
состоянием, а сам устраняется, дабы не отягощать их счастье своим уголовным
прошлым. Он умирает в бедности летом 1833 г. на руках у Козетты и Мариуса,
который в последний момент распутал всю историю своего "тестя" и
убедился в его абсолютной чистоте и великодушии. История В. в своей основе
агиографична: это житие грешника, ставшего великим праведником.
Хотя В. не
совершал никаких серьезных преступлений, по выходе с каторги он показан
озлобленным человеком, ненавидящим общество. Зато после духовного кризиса вся
его жизнь - сплошная череда самоотречений. Он отдает себя в руки правосудия,
чтобы спасти невиновного, которого собираются осудить как "каторжника
Вальжа-на", самоотверженно заботится о совершенно чужой ему девочке, а
затем - и о женихе Козетты, хотя тот должен отнять у него нежно любимое им
существо; на баррикаде во время восстания он спасает людей от смерти, сам
стараясь никому не причинить вреда; отпускает даже своего старого врага,
полицейского шпиона Жавера, приговоренного республиканцами к казни.
Гаврош -
парижский мальчик-бродяга. Сын вороватого и жестокого трактирщика Тенардье,
впоследствии ставшего настоящим уголовником, он с детства находится на дне
общества.
Родители
выгнали его из дома, и Г. живет на улице, перебиваясь случайными заработками и
мелким воровством. Во время республиканского восстания 1832 г. он
присоединяется к революционерам, вместе с ними сражается против
правительственных войск и погибает во время смелой вылазки, собирая под
обстрелом патроны у убитых солдат, лежащих перед баррикадой. Г. - персонаж
почти внесюжетный: соприкасаясь с главными героями романа, он не принимает
сознательного участия в их взаимоотношениях; лишь однажды, в разгар восстания,
он доставляет письмо от Мариуса Понмерси к Козетте, второпях вручив его Жану
Вальжану, - эта ошибка окончательно открыла глаза Вальжану на любовь Козетты,
привела его на баррикаду, где сражается Мариус, и в конечном счете спасла жизнь
молодому человеку и обеспечила его счастье. Подобно главному герою Жану Вальжану,
Г. на свой лад воплощает лучшие черты "отверженных" людей народа:
независимость, нравственную чистоту, самоотверженность и милосердие. Близко
общаясь с ворами и бандитами, он не участвует (в отличие, скажем, от своих
сестер) в их налетах, зато охотно содействует побегу арестанта из тюрьмы; при
виде кошелька с деньгами, опрометчиво врученного преступнику, он исправляет
несправедливость - выкрадывает кошелек и подбрасывает его бедняку, более
достойному помощи. Встретив на улице двух бездомных детей, он, даже не узнав в
них своих маленьких братьев, немедленно начинает опекать их как взрослый.
Жавер -
полицейский сыщик. Выходец из низов общества (родившийся в тюрьме сын гадалки),
он стал преданным слугой общественного порядка, дослужившись от надсмотрщика на
Тулонской каторге до полицейского инспектора в Париже. Еще на каторге он
впервые заметил Жана Вальжана, с которым постоянно сталкивается в дальнейшем.
Распознав
бывшего каторжника в респектабельном мэре городка Монрейля, он в конце концов
добивается его разоблачения и осуждения; затем, после нового побега, охотится
за ним на улицах Парижа, невольно выручает его из бандитской ловушки. Во время
республиканского восстания 1832 г. Ж. проник шпионом в ряды революционеров, но
изобличен и приговорен к смерти; оказавшийся на баррикаде Жан Вальжан спасает
его и отпускает. Это великодушие каторжника переворачивает все нравственные
понятия сыщика; при новой, последней встрече Ж. уже сам помогает Жану Вальжану
спасти юного республиканца Мариуса Понмерси, отказывается от дальнейшего
преследования своего "подопечного", а сам вскоре кончает
самоубийством, утопившись в Сене. Ж. - абсолютно статичная фигура, воплощение
социального порядка, неподвижного и безжалостного. В его неизменной внешности
подчеркивается "статуарность"; его нравственные понятия сводятся к
безупречному выполнению служебных обязанностей полицейского. Подобно своему
прототипу - начальнику парижской полиции Видоку, - Ж. силен, неустрашим и
изобретателен в борьбе с уголовным миром; он честен, щепетилен и осмотрителен,
тщательно проверяет свои подозрения, чтобы не арестовать невиновного, но не
знает ни малейшей жалости к виновным, даже если они сами являются лишь жертвами
несправедливого социального устройства. Он прилагает все силы к разоблачению
каторжника Вальжана, ставшего монрейльским мэром, не обращая внимания ни на его
очевидные добродетели, ни на пользу, приносимую им согражданам.
Правда, решив
было в какой-то момент, что он обознался, Ж. тут же подает мэру прошение об
отставке: ведь своими подозрениями он нарушил главную заповедь службы -
подчинение начальству. Нечто подобное происходит с ним и в конце романа, когда
Жан Вальжан демонстрирует ему свое уже не социальное, а духовное превосходство,
спасая своего гонителя от расстрела. Инспектору приходится признать, что над
всеми земными начальниками есть "новый хозяин, Бог", и, чувствуя себя
виновным в оскорблении этой высшей нравственной власти, он вынужден
"просить Бога об отставке".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl