Брюзга (Dyskolos)
Менандр (Menander) 324–293 до н. э.
Комедия. Античная литература. Греция.
Ю. В. Шанин
Эта комедия в переводе имеет и другое название —
«Человеконенавистник». Главный ее персонаж, крестьянин Кнемон, в конце жизни
изуверился в людях и возненавидел буквально весь мир. Впрочем, брюзгою он был,
вероятно, от рождения. Ибо жена бросила его именно за дурной нрав.
Живет Кнемон в деревне, в Аттике, близ Афин.
Обрабатывает скудное поле и растит дочь, которую любит без памяти. Рядом живет
и его пасынок Горгий, который, несмотря на дурной нрав отчима, относится к нему
хорошо.
Сострат, богатый молодой человек, случайно увидавший
дочь Кнемона, влюбляется в нее и предпринимает всевозможные попытки
познакомиться с прекрасной скромной девушкой, а заодно — и с ее нелюдимым
отцом.
В начале первого действия лесной бог Пан (его
пещера-святилище находится тут же, неподалеку от дома и поля Кнемона) сообщает
зрителям краткую предысторию грядущих событий. Кстати, это именно он сделал
так, что Сострат влюбился в дочь нелюдимого брюзги.
Херея, приятель и приживал Сострата, советует
влюбленному действовать решительно. Впрочем, оказывается, что Сострат уже
послал на разведку в усадьбу Кнемона раба Пиррия, который к моменту нашего
действия возвращается в панике; Кнемон прогнал его самым недвусмысленным
образом, забросав землей и камнями...
На сцене появляется Кнемон, не замечая присутствующих,
и говорит сам себе: «Ну, разве не был счастлив, и вдвойне притом, / Персей?
Во-первых, обладая крыльями, / Он ото всех, кто землю топчет, скрыться мог. / А
во-вторых, любого, кто в докуку был, / Мог в камень обратить. Вот если б мне
теперь / Такой же дар! Лишь каменные статуи / Кругом стояли молча бы, куда ни
глянь».
Увидев Сострата, робко стоящего неподалеку, старик
произносит гневно-ироническую тираду и уходит в дом. Тем временем на сцене
появляется дочь Хнемона с кувшином. Ее няня, черпая воду, уронила ведро в
колодец. А к возвращению отца с поля вода должна быть нагрета.
Стоящий тут же Сострат (он ни жив ни мертв от счастья
и волнения) предлагает девушке помощь: он принесет воду из источника!
Предложение принято благосклонно. Знакомство состоялось.
Присутствие Сострата обнаруживает Дав, раб Горгия. Он
предупреждает хозяина: неподалеку «пасется» некий юнец, явно «положивший глаз»
на сестру Горгия. А честные ли у него намерения — Неизвестно...
Входит Сострат. Горгий, не только порядочный и
трудолюбивый, но и решительный юноша, сперва неправильно его оценив («Сразу
видно по глазам — подлец» ), решает все же побеседовать с пришельцем. И после
разговора, как человек умный, понимает свою первоначальную ошибку. Вскоре оба
проникаются взаимной симпатией.
Горгий честно предупреждает влюбленного, сколь трудно
будет договориться с его отчимом — отцом девушки. Но, поразмыслив, решает
помочь Сострату и дает ему ряд советов.
Для начала, чтобы «войти в образ», богатый юноша целый
день самоотверженно отдается непривычным для него полевым работам, дабы
подозрительный Кнемон решил: Сострат — бедняк, живущий собственным трудом. Это,
надеются оба юноши, хоть немного примирит старика с мыслью о возможном
замужестве любимой дочери. А в святилище Пана родственники Сострата и он сам
готовятся к торжественным жертвоприношениям. Шум священных приготовлений (вблизи
его дома!) выводит Кнемона из себя. А когда сначала раб Гета, а затем повар
Сикон стучатся к нему в дверь с просьбой одолжить кое-какую посуду, старик
окончательно приходит в неистовство.
Вернувшийся с поля Сострат так изменился за день
(загорел, от непривычного труда сгорбился и еле передвигает ноги), что даже
рабы не узнают своего хозяина. Но, как говорится, нет худа без добра.
Возвращается с поля и Кнемон. Он ищет ведро и мотыгу
(и то и другое старая служанка Симиха уронила в колодец). Между тем Сострат и
Горгий уходят в святилище Пана. Они уже почти друзья.
Кнемон в гневе сам пытается спуститься в колодец, но
гнилая веревка обрывается, и злобный старик падает в воду. Об этом воплем
возвещает выбежавшая из дому Симиха.
Горгий понимает: настал «звездный час» Сострата!
Вдвоем они вытаскивают охающего и ругающегося Кнемона из колодца.
Но именно Сострату приписывает умный и благородный
Горгий ведущую роль в спасении сварливого старца. Кнемон начинает смягчаться и
просит Горгия в дальнейшем взять на себя заботы о замужестве сестры.
Сострат в ответ предлагает Горгию в жены свою сестру.
Сначала честный юноша пытается отказываться: «Непозволительно, / Женив тебя на
собственной сестре, твою взять в жены». Добропорядочного юношу смущает и то,
что он беден, а семья Сострата — люди богатые: «Несладко мне / Чужим добром
кормиться незаслуженно. / Свое нажить хочу».
Недоволен сперва перспективой второго «неравного
брака» и Каллипид — отец Сострата. Но в конце концов и он дает согласие на обе
свадьбы.
Сдается, наконец, и Кнемон: брюзга даже соглашается,
чтобы рабы отнесли его в святилище Пана. Завершается комедия словами одного из
рабов, обращенными к зрителям: «Порадуйтесь, что старика несносного / Мы
одолели, щедро нам похлопайте, / И пусть Победа, дева благородная, / Подруга
смеха, будет к нам всегда добра». дает возможность представить следующее:
Габротонон узнает Памфилу (они встречались на том злополучном празднике
Таврополий), а обиженная и обесчещенная жена Харисия узнает его перстень и
понимает: виновник ее несчастья — собственный муж!
А Харисий пока знает лишь то, что его жена — мать
незаконнорожденного ребенка. В то же время он понимает, что и сам далеко не
безупречен и не вправе столь сурово судить Памфилу. Но тут появляется добрая
Габротонон и рассказывает Харисию все, что знает. Непутевый юноша-гуляка
счастлив: у них с Памфилой есть сын!
Радостью сменяется и недовольство Смикрина: он стал
счастливым дедом пятимесячного внука! Все довольны и даже счастливы. Так
благополучно, как и положено, завершается комедия.
Список литературы
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.
Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и
Возрождения: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.:
«Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997.