Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Эмпатия

Эмпатия

В
современной психологии эмпатию принято трактовать либо как способность понимать
мир переживаний другого человека, либо как способность приобщаться к
эмоциональной жизни другого , разделяя его переживания. Анализируя существующие
определения эмпатии, можно выделить четыре наиболее часто встречающиеся:

1)
понимание чувств, потребностей другого;

2)
вчуствование в событие, объект искусства, природу;

3)
аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы;

4)
свойство психотерапевта.

Наиболее
популярно в психологии межличностных отношений и психологии личности понимание
эмпатии, предложенное Даймонд: "Эмпатия - воображаемое перенесение себя в
мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу".


В
школе психоанализа эмпатия рассматривается как свойство врача, обеспечивающее
эффективное взаимодействие с больными.

Липпс
трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта - это одновременно акт
наслаждения и познания. Эмпатия есть способ познания объекта - эстетического
наслаждения, вчуствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию
с ним. Правда эта трактовка давалась для психологии искусства, но она прекрасно
подходит и для людей.
Эмпатия как способность к межличностным контактам

Способность
к межличностным контактам требует прежде всего эмпатии.

Эмпатия
есть понятие обозначающее способность к аналоговой, опосредованной функцией
лимбической системы обработке информации исходящей извне ее расщепления и путем
установления обратной связи прогноза последующих событии и выработка стратегии
и тактики поведения для получения наибольшей выгоды. Эмпатия не есть что-либо
застывшее, но процесс в результате которого происходят межличностные контакты,
в результате которых человек способен удовлетворять (в рамках социума свои
витальные и др. потребности в том числе и высшие. В результате общения
происходят изменения и в нейрохимическом статусе каждой из общающихся сторон.
Если функция лимбической системы нарушена автоматически нарушается и
способность к эмпатии. Получается порочный круг. Чем более высока у человека
способность к эмпатии тем более он будет стремится к общению, и, таким образом
эти способности станут еще большими и наоборот. Человек с низкими эмпатическими
способностями будет избегать общения в результате чего у него будет страдать
процесс идентификации и таким образом его витальные потребности удовлетворены
не будут. Такие люди склонны к интроспекции и как правило склонны к
морализаторству болезненной саморефлексии и ощущении как это называет ряд
авторов снижением чувства собственной достоверности, чувством внутренней
пустоты, мертвенности, склонности и рассуждательству, а также обладают низким
аффективным фоном (дистимией). К чему ведет сенсорная и эмоциональная
депривация известно -частенько к психозу. Такие субъекты рациональны, так как
их мышление лишено эмоционального достаточного обеспечения. Порой под влиянием
внешних обстоятельств стрессового характера они переходят на другой более
высокий уровень экзистенции. После чего у них появляется чувство собственной
ущербности, т.к. они познали другой более высокий экзистенциальный уровень.

Тогда
как та крыса нажимающая на рычаг они стремятся вновь повысить свой низкий
эмоциональный уровень путем приятия психотропных таблеток, участия в различных
опасных, связанных с риском делах и.т.п.

В
своей работе "Заметки об отношении комплекса неполноценности к комплексу
вины"(1938) Александер разграничивает психологию чувства вины и психологию
чувства неполноценности, т.е. стыда. В психоаналитической литературе той поры
термины вина и стыд использовались как взаимозаменяемые; Александер показал,
однако, что они имеют различное эмоциональное содержание и совершенно
противоположные функциональные результаты. Чувство вины - это реакция на
какое-либо неправильное действие, совершенное или замышленное по отношению к
другому, что вызывает стремление получить наказание. Виновный человек, таким
образом, ищет наказания; далее, его вина, тормозя дальнейшую агрессивность,
имеет парализующий эффект. Такая реакция наиболее наглядным образом
просматривается у депрессивных больных, заторможенных и отсталых, обвиняющих
себя в греховности. Стыд с другой стороны, - это реакция на ощущение слабости,
неумелости , униженности по отношению к другим. Психологическая реакция на стыд
противоположна реакции на чувство вины: она стимулирует агрессивность. Чтобы
избавиться от стыда, индивид должен доказать, что он не слаб, что он может
победить того кто его опозорил. Стыд - настолько примитивная реакция, что
проявляется даже у животных; но чувство вины может возникнуть лишь тогда, когда
у индивида развита совесть, то есть – иначе - когда он осознает и принимает
моральные ценности своего круга..

Враждебные,
агрессивные, отчужденные импульсы вызывают чувство вины; оно в свою очередь
подавляет возможность человека утвердится в соревновании с другими.
Невозможность самоутвердиться тормозит успешное соревнование с другими,
парализует агрессивность и враждебность, которыми впоследствии будут также
подавлены чувством вины. Таким путем создается замкнутый круг, лежащий в основе
многих невротических расстройств.

Так,
Япония является страной базирующейся на культуре стыда, в то время как США
типичный представитель культуры вины. Как иллюстрирующий факт за 1980г.США произошло


10728
убийств(население 220 млн.человек) , в то время как в Японии было
зарегистрировано 48 случаев (население 120 млн.человек). Риск подвергнуться
насильственному нападению в Нью-Йорке в 200 раз выше чем в Токио.
Эйбл-эйбесфельд трактует подобные факты существованием так называемого
"культурального корсета".

Можно
прийти к выводу, что к формированию деструктивного агрессивного поведения могут
приводить те или иные особенности тесного взаимодействия между биологическими и
социально-средовыми факторами.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://www.troek.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.