Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Главный вектор

Главный вектор

Денис Швецов, Психолог
тренинг-центра "Синтон"

Замечательный писатель, психолог
по жизни, Михаил Веллер однажды предположил, что одним из ведущих мотивов
человека является мотив совершения максимального действия. Т.е. – человеку постоянно мало, постоянно
чего-то не хватает. Дай ему покой и благополучие – он заскучает. Дай ему
захватывающие дух приключения – захочет покоя. Дай все, что нужно ему для
счастья – найдет к чему придраться. Отбери – и попросит обратно, оценив то, что
потерял. И так – постоянно. Человеку постоянно хочется большего, и порой в
погоне за этим он попадает в такие передряги, что диву даешься – и за этим ты
так стремился?! И, казалось бы - чего не сидится?

Человеку, по наблюдениям, постоянно мало. А
почему?

Мне кажется, что нам, людям,
действительно свойственно непостоянство. Но, как мне кажется, такое «метание» обусловлено не
столько стремлением к максимальному действию, сколько к поддержанию ощущения
движения вообще. А стремление к совершению максимального действия – это один из
частных вариантов стремления к ощущению движения (которое может быть достигнуто
и другими способами). Это уточнение – важно. А теперь подробнее.

Что такое жизнь? – Это движение. То, что находится в движении и изменении –
то и живо. Все живые организмы – это сгустки постоянного обмена веществ,
постоянных изменений и адаптации, постоянных превращений. И чем меньше в
организме движения, тем «мертвее» организм.

Это обстоятельство «известно» и
нашему мозгу. Его задача –
обеспечивать выживание организма. Для подтверждения жизнеспособности мозг
постоянно ищет признаки движения. И не важно, является ли это
движение/изменение физическим (во времени и пространстве) или эмоциональным
(движение чувств и эмоций). Если мозг получает сигналы о замедлении или даже
остановке движения - начинается «недовольный» поиск путей возобновления
активности. И это беспокойство ума вполне можно «понять», ведь страх от
замедления и простоя сродни страху смерти (а-а-а, я умираю!), и поэтому
включается механизм самосохранения: человек начинает что-то делать для того,
чтобы ощутить движение. И порой это «что-то» - не всегда в итоге ведет к
комфорту. И вот тогда – дает о себе знать другая потребность человека –
потребность в безопасности и комфорте (потребность в благополучии).

Потребность в благополучии –
также объяснима. Опять-таки,
она продиктована стремлением человеческого организма выжить. Опасность? – Нужно
убежать. Дискомфорт? – Нужно сделать все, чтоб стало комфортно. Неприятности? –
Устранить или избежать. Убежали, устранили, исправили – и что дальше? Дальше –
наслаждение, временный покой, а затем, когда наступает привыкание к новому
состоянию – поиск новых способов получить ощущение движения, жизни. И – все по
кругу.

Но, почему же человек в
стремлении к покою и движению получает неприятности? Стремится же к другому! Давайте рассмотрим на примерах
из.

Человек родился. Для ребенка – все внове, и
соответственно – все является источником новых переживаний. Ощущение движения –
есть, да еще какое! Новые впечатления – хоть отбавляй. Ребенок растет.
Постепенно возникает привычка по отношению к некоторым людям, явлениям,
событиям, которая, к счастью, компенсируется возникновением «новых уровней»
игры под названием Жизнь: нужно самоутверждаться, завоевывать вершины и
адаптироваться к жизни взрослой. Цели – глобальные, весь мир – у ног и ждет
великих свершений, ощущение «я все могу и у меня все впереди» дает человеку
солидный заряд, и он как ледокол движется в выбранном направлении (чаще всего).
Переломный момент наступает, когда окружающий мир становится для человека все
более и более предсказуемым. Исчезает свежесть чувств и рвется романтическая
пелена: организм адаптируется («человек ко всему привыкает»). И это - тоже
закономерно: как нервные окончания привыкают к раздражителю при длительном
воздействии, так и мозг человека привыкает к «длительному воздействию жизни» на
сознание человека (особенно если этот человек живет в одном и том же окружении
и «жизнь проходит стороной»). И вот тогда – начинается поиск.

К сожалению, в школе пока
отсутствует предмет под названием «Основы безопасности при поиске ощущения
движения», и люди – экспериментируют. Экспериментируют с разными развлечениями
(музыка, спорт, коллекционирование, чтение, живопись, путешествия и еще много
чего). Пробуют даже
экстремальности (что особенно популярно у людей, которым уже другие способы
жизни – приелись). Не в последнюю очередь в ход идут любовные похождения и
прочие отношения, главная задача которых – быть попикантнее (потому что именно
так в жизни появляется «полнота»). К сожалению, часто психологическая культура
и человеческая мудрость значительно отстают в развитии от жажды ощущений, и
поэтому - случаются казусы. Так, взрослый человек, с удивлением озирающийся на
ворох скопившихся неприятностей, которые он не смог разрулить, решает пойти к
спокойствию и комфорту коротким пофигистическим путем и - напивается.
Сдерживающие центры – отключаются, надевается психологический скафандр и
человеку становится «до лампочки». Правда – ненадолго, и требуется новая
порция. Потребность – удовлетворяется, переходя в наркотическую зависимость. И
вот уже перед человеком дилемма: ощущений, как и прежде, хочется, но не таких,
какие бывают при мучительном желании очередной дозы; покоя хочется также, но
способы грамотного его достижения – неизвестны. Результат – печален.

На примере любовных отношений. Сначала –
знакомство, «буйство и половодье». Ощущения друг от друга – свежи и остры,
смысл жизни – быть рядом всегда (потому что кажется, что такой кайф будет
постоянным). Добились, живем. Что дальше? – Привычка. Постепенно и неотвратимо
все проявления «второй половинки» становятся предсказуемыми, неожиданностей и
сюрпризов – мало. И вот здесь проявляется культура отношений. Что нужно
сделать, чтобы семейная жизнь стала увлекательной? – Правильно, начать выяснять
отношения. Мировые войны – ничто по сравнению с баталиями в семейном гнездышке
между вчерашними «ненаглядными». А почему именно этот способ? – А потому что он
наиболее популярен в сериалах и современной массовой культуре. Есть ли другие
способы? – Есть, но это – отдельный разговор. А наши «влюбленные» тем временем,
если не нашли довольства в ссорах, ищут приключений на стороне (оно и понятно,
это проще, чем пораскинуть мозгами и воспитать душу). И все это – объяснимо:
если людям никто не показал способов познания и ощущения жизни «вглубь», то они
будут привычно искать развлечений «вширь» (пока не упрутся в стенку или в
крышку). Знакомо?

Еще явление современности –
виртуальные развлечения. Можно
долго говорить молодым, что игры их засасывают и что они упускают в жизни
главное, но ведь они именно так получают (почти нахаляву) ощущение движения,
причем – находясь в безопасности и закусывая бутербродом. А что еще нужно?
Общения, разного и со всеми – вдоволь; информация – сама в рот лезет; все
варианты интеллектуального разнообразия – доступны. И, подари им возможность
получать продукты бесплатно с доставкой на дом в течение жизни - они и на улицу
выходить забудут. Пока тело не начнет с болью требовать подвижности.

Так как же быть? Как получить два ощущения
– благополучия и движения – одновременно? И возможно ли это в принципе?

Не хочется лишать Вас возможности
сначала самостоятельно подумать над этим на досуге, поэтому – пока разговор
прервем, и продолжим в следующий раз.

Ярких Вам ощущений!
Список литературы

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.psy.syntone.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.