Воспитание чувства красоты
Соловьев В., педагог, г. Москва
Что
такое призвание? Это когда мы, увидев или услышав что-то красивое и полезное,
стремимся показать (и, возможно, рассказать) об этом всем другим людям. Такая
черта характера может считаться признаком нормальности человека, если угодно.
То есть, когда испытывающий радость хочет поделиться этой радостью с другими.
Кто-то
скажет: "Ну и что в этом такого? И что дальше?" А дальше идет
проблема (у дилетантов) – или решение вопроса (у профессионалов). В чем
проблема? Если педагогом становится человек, не видящий красоты мира и не
стремящийся эту красоту показать другим, – то какую такую радость он может
передать другим людям, включая и детей, и взрослых?
А
если с этим все в порядке, далее наступает время другого вопроса: о технологиях
и процедурах работы - или, более традиционно, методиках. Мы с Вами много раз
видели, как человек, вроде бы любящий детей, мучает их – не имея техники
работы, а имея одно лишь голое желание.
Возможно,
я говорю банальности. Но если бы эти банальности соблюдались! А люди, к
сожалению, очень часто забывают о том, что "Волга впадает в Каспийское
море". Да и о многом другом. Поэтому я поддерживаю идею обмениваться
письмами о методиках работы.
И
на одно из главных мест я ставлю воспитание – как воспитание у ребенка (можно и
у взрослого) чувства красоты. Кто-то сказал: "Красота живет в глазах того,
кто ее видит".
То,
что предлагаю я, можно назвать методикой с некоторой натяжкой – очень уж
просто. Сложно другое – любить и уважать детей, воспринимая их, как более
достойных или, как минимум, равных. И без этого метод не работает. Процедурно
же метод очень прост. Он называется "Воспитание чувства красоты у детей –
с помощью музыки". В первую очередь, данная тематика заинтересует, я
надеюсь, тех энтузиастов, которые превыше всего ценят способность и умение
ребенка и человека вообще видеть красоту.
Я
вообще-то, работаю помощником у одного предпринимателя. Но воспитание для меня
- проект гораздо более главный и значимый, чем бизнес. (Бизнес - это просто
зарабатывание необходимого минимума денег (которых, как известно, всех не
заработаешь). Ведь ни за какие деньги нельзя купить любовь ребенка или женщины,
знающей, что такое достоинство и целомудрие.
Любовь
к детям - это талант и может быть, даже Божий дар. Если в педагоге есть это,
все остальное – всего лишь дело техники, то есть наработанных методик. Если -
нет, то педагогическая работа превращается в мучение и для ребенка, и для самого
взрослого. И чем профессиональнее бессердечный педагог, тем больше вреда он
принесет ребенку.
Нужно
просто-напросто сделать, чтобы дети очень внимательно послушали ту музыку,
которую Вы им хотите показать. Все остальное сделает гений композитора - и талант
исполнителей, конечно.
Вовлечение.
Простое и понятное слово. Этот процесс происходит постоянно. Вопрос только в
одном: в хорошее или плохое вовлекается ребенок. К чему он привыкает – к каким
процессам – внешним и внутренним, протекающим в нем самом. К каким ощущениям.
В
первую очередь, данная методика предназначена именно для воспитания чувства
красоты – как Вы, вероятно, уже догадались, через слушание. Далеко не все дети
– и не только в России, так как есть много бедных стран (как правило, с порочными
и богатыми правителями) – могут учиться музыке. Но слушать музыку могут почти
все.
Основа
метода – много разной хорошей музыки. В малых дозах – максимум 3-5 минут. При
минимуме (лучше полном исключении) умных пояснений – типа "что хотел
сказать композитор этим своим высоким духовным произведением" (это, я
считаю, иногда вообще превращается в пошлость).
Очень
важный вопрос подбора музыкальных отрывков. Слушайте вместе с ребенком – и с
любым человеком, который более или менее Вам симпатичен – любую и РАЗНУЮ
хорошую музыку. Обязательно – ту, которая нравится Вам самому.
Очень
важно – не торопиться, не давить на ребенка слушать много. Вообще многое
зависит от нашего умения создать хорошую, спокойную обстановку –
доброжелательность и любовь наша играет роль. И вообще, построение жизни – это
искусство. И об этом можно говорить отдельно. И, конечно же, нужно любить и
уважать детей – понимая, что в них лучшего больше, чем в нас, взрослых. Хотя бы
потому, что дети это хорошее еще не растеряли (ну и конечно, еще не набрали
плохого). И нужно помочь им это хорошее не растерять. Нужно ценить это хорошее
– как, впрочем, и во всех остальных людях.
Основа,
как видите, проста. Вообще-то здесь есть тонкости. Но это – при более подробном
разговоре. Когда будут вопросы.
Музыкально-эстетическое
воспитание – название, пожалуй, на сегодняшний день самое верное. Можно
применять этот метод и при обучении музыкантов – на любом уровне владения
инструментом. Что и делается в хороших учебных заведениях. Например, в
большинстве американских музыкальных колледже студенты, обучающиеся джазу, в
обязательном порядке проходят и другие стили и жанры.
Можно
также совмещать слушание музыки с другим творчеством – рисованием и другим –
только подбирать музыку нужно очень тщательно. Чтобы не было перегрузки
информацией. Что делается, к сожалению, уже очень давно.
В
моей работе особого новаторства нет. Помните, как выразился Шурик в фильме
"Кавказская пленница": "А что? Часовню – тоже я?" "Нет
– это было до Вас в XY веке".
Собственно,
и то, что я называю методикой – скорее всего, и методикой-то назвать трудно. И
наверняка это использовалось очень давно и много. Но почему-то очень редко
используется сейчас. Может быть, дело не в отсутствии методов – а в состоянии
общества, при котором некоторые мамы и папы считают работу и секс (они его
называют "личная жизнь") важнее, чем воспитание детей. Поэтому то, о
чем говорится, скорее всего, строго говоря, не метод – а объяснение и
обоснование необходимости применения его. Я всего лишь предлагаю использовать
некоторые открытия на практике. И это всего лишь вопрос проявления воли и
высоты помыслов.
Вообще-то
дети – это, безусловно, лучшая часть Человечества. Цветы – которыми большинство
взрослых просто любоваться почему-то не хочет. Продолжая аллегорию – они не
хотят поливать эти цветы. Вовремя и правильно – и тем, чем нужно. Почему-то
взрослые предпочитают срезать их и поставить в вазу – которую ОНИ предпочитают
выбирать за детей.
Позволю
себе также высказать идею, которая может осчастливить довольно много людей. Не
слушайте тех, кто хочет внушить нам, что деньги – это базис, и смеется над
словами о бедных и гордых. Я предпочитаю жить по принципу – достоинство выше,
чем деньги. Важно подчеркнуть следующее: это – МОЯ правда. И вовсе не значит,
что моя правда так же хороша для других (для Вас например).
Совет
первый: не слушайте циников – именно так они называются (а вовсе не реалисты,
как они себя любят называть). МОЖНО быть счастливым без денег. Об этом еще
Конфуций говорил (да и до Конфуция было много благородных людей на этом свете).
У Учителя спросили: "Как Вы оцениваете тот случай, когда человек в
бедности не пресмыкается, а, разбогатев, не зазнается?" Учитель ответил:
"Это хорошо. Но гораздо лучше, когда человек в бедности испытывает радость,
а, разбогатев, питает склонность к ритуалу и традициям предков".
Современный
массовый маркетинг – это формирование спроса. Из людей формируют потребителей и
покупателей, одновременно подстегивая их суетность зарабатывать больше, чтобы
покупать больше. И большинство из того, что мы покупаем, нам не нужно – это
излишества. А ведь на зарабатывание этих излишеств мы тратим свою жизнь,
отрывая это время от своих близких.
Вы
спросите: "Причем тут методика?" А притом, что потребление – или
вещизм – разъедает души наших детей, да и наши тоже. И превращает людей в
баранов. А Красота – и созерцание ее – помогает лечить души детей. И удерживать
их от массы плохих поступков в ближайшем и отдаленном будущем (например, от
бандитизма и проституции).
Есть
еще один плюс. Данный метод (музыкально-эстетическое воспитание) – как раз из
тех, которые не требует особых финансовых затрат. Более того (вы можете мне не
верить) в последнее время я все более сочувствую обеспеченным и богатым людям.
Присмотритесь к ним – ведь счастья там, около тугих кошельков, очень мало. Еды
много, автомобилей и квартир, особняков – а счастья мало. За лишние деньги –
особенно когда их много и они заработаны нечестно – приходится платить
здоровьем детей. Это только у демократических журналистов "сын за отца не
отвечает". А в жизни еще как отвечает – и дочь тоже.
Люди,
умеющие видеть красоту мира и восхищаться ею - и, тем более, умеющие показать
ее другим (и способные обучать этому всему других) - не очень-то удобны
политикам-бизнесменам-военным. Последние и по сути, и по жизни – одни и те же.
Скорее
всего, данная тематика не вызывает интереса у тех частных лиц и организаций,
которые - называясь независимыми учебными заведениями или гуманитарными и
общественными - на самом деле выполняют социально-коммерческий и политический
заказ, обучая профессиям, которые при работе "на дядю" приносят
"дяде" весьма хорошие деньги. А также – предельно исполнительных и,
безусловно, профессиональных сотрудников, которые к тому же гарантированно
исполнительны - по той причине, что их (как бы "так само получилось")
просто-напросто не научили ни другим профессиям, ни тому, что называется
умением жить и выживать (в первую очередь, духовно).
Пример.
Какую прибыль банку – спонсору гимназии – принесут люди с развитым чувством
красоты и собственного достоинства? Понятно же – гораздо меньшую, нежели те,
кто знает банковское дело, иностранные языки и компьютер.
Или
государство. Ему нужны – для "разборок" (в которые уже армия
вовлекается) люди, умеющие одним нажатием кнопки отправить на тот свет половину
чеченского села с населением в 3 тысячи человек? Самые большие преступники –
это те, кто отдает приказы, то есть политики. Кто выполняет – то же хороши.
Вспомним Нюрнберг – все они говорили, что "только выполняли приказы".
Так что понятно, какая "музыка" им нужна – и в каком воспитании наших
детей они заинтересованы.
У
замечательного писателя по имени Ричард Бах есть одна книга. Там юный военный
летчик встречается с самим собой – после того, как он сбросил атомную бомбу на
Хиросиму. И он говорит: "Неужели это сделаю я?!" А ему отвечают:
"Если бы все военные думали перед тем, как делать – все президенты были бы
сумасшедшими одиночками в своих дворцах. Они и есть сумасшедшие". Не может
человек на вершинах власти оставаться нормальным – за очень редким исключением.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/