Короленко:
Река играет
Тюлин - герой
рассказа, перевозчик на реке Ветлуге. У него моложавое лицо, "почти без
бороды и усов, с выразительными чертами", басистый грудной голое,
"немного осипший, будто с сильного похмелья", но в нем слышатся
"ноты такие же непосредственные и наивные, как и эта церковь, и этот
столб, и на столбе надпись", - замечает рассказчик.
За внешне
простым сюжетом, состоящим из нескольких сценок, где мужик, мучающийся с перепою,
преображается в борь-бе с взыгравшей от дождевого паводка рекой, возникает идея
особой жизненной силы, возвышающей человека. Объяснение этого эффекта трудно
связать с тем противопоставлением, которое есть в рассказе: богомольцев на
Светлояре, "святом озе-ре, у невидимого града Китежа" - и
перевозчика, "книжных народных разговоров, среди "умственных"
мужиков и начетчиков" - и "стихийного, безалаберного, распущенного и
вечно страждущего от похмельного недуга" Тюлин.
Здесь автор
излишне рационализирует повествование - излишне, ибо Тюлин с его неизменным
"разве-либо" самодостаточен. Он, как и река, играет своей волен, сам
по себе. Рассказ сразу приобрел известность, многократно переиздавался, а образ
Тюлнна привлек особое внимание М.Горько-го, неоднократно к нему обращавшегося.
Однако
связывать образ Тюлина с "революционными настроениями" народа, как
это делал Горький, было бы натяжкой. Тюлин гораздо ближе к русской фольклорной
традиции, к архетипам Емели, Иванушки, его можно связать с носителями
травестийного богатырства в русской литературе (Кузька в "Нравах
Растеряевой улицы" Г.И.Успенского, бунинский Захар Воробьев из
одноименного рассказа И.А.Бунина, а также с народными героями русской
литературы советского периода - Иваном Африканычем В.И.Белова ("Привычное
дело"), Федором Кузькиным Б.А.Можаева ("Живой"),
"чудиками" В.М.Шукшина, Кирпиковым В.Н.Крупина ("Живая
вода").
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/