Реферат по предмету "Новейшая история, политология"


Международные региональные структуры

Международные региональные
структуры


А.В.Торкунов

Если
рассматривать международные организации в целом, то следует отметить, что им
присущ определенный «евроцентризм», проявляющийся как в их генезисе, так и в
составе участников. Сегодня в Европе, в сравнении с другими регионами,
существует значительно более плотная и более развитая сеть международных
организаций. Вместе с тем необходимо отметить и некоторые внеевропейские
региональные организации общей компетенции, объединяющие в своих рядах все или
большинство стран соответствующих регионов и являющиеся достаточно заметным
фактором современного международно-политического развития.

Организация
Африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г., является самой крупной из
региональных организаций по количеству участников и насчитывает свыше 50
государств-членов[1]
. Ее институциональная система включает
ежегодную Ассамблею глав государств и правительств, собирающийся дважды в год
Совет министров (на уровне министров иностранных дел[2]
,
базирующийся в Аддис-Абебе (Эфиопия), Генеральный секретариат,
специализированные комиссии (по социально-экономическим вопросам; по
образованию, науке, культуре и здравоохранению; по беженцам; по оборонным
вопросам; по посредничеству, примирению и арбитражу). Есть также автономные
специализированные агентства ОАЕ (Общеафриканский союз телекоммуникаций,
Общеафриканский почтовый союз, Общеафриканское агентство новостей, Союз
африканских железных дорог, Организация африканского профсоюзного единства и
др).

ОАЕ
сыграла немаловажную роль в завершении деколонизации континента, а также в
борьбе против апартеида в ЮАР r 1993 г. в ОАЕ был создан специальный механизм
по предотвращению конфликтов, который использовался для наблюдения за выборами,
направления посредников в некоторые конфликтные зоны, а также при осуществлении
попыток стабилизировать ситуацию в районе Великих Озер. Однако из-за отсутствия
адекватного финансирования и инфраструктуры и ввиду недостаточной поддержки со
стороны некоторых стран проведение по линии ОАЕ миротворческих акций оказалось
малорезультативным, в частности, не получила практического воплощения идея
создания африканских миротворческих сил в составе 1000 - 1500 человек для их
использования под эгидой ОАЕ в региональных конфликтах. В 1996 г.
государства-члены подписали договор о создании в Африке зоны, свободной от
ядерного оружия. В рамках ОАЕ приняты Африканская конвенция об охране природы,
Африканская хартия прав человека и ряд других общеафриканских документов. Еще в
1991 г. участники ОАЕ подписали договор об образовании Африканского
экономического сообщества; экономическая интеграция теперь рассматривается как
главный предмет внимания ОАЕ.

Лига
арабских государств (ЛАГ) создана в 1945 г. и насчитывает в настоящее время 22
государства-члена[3]
. В число задач Лиги, помимо организации
сотрудничества в политической, экономической, социальной, финансовой, торговой,
культурной и иных областях, входит урегулирование споров и конфликтов между
участниками, а также принятие мер против внешней агрессии.

Высший
орган Лиги - собирающийся дважды в год Совет, в котором каждое
государство-участник имеет один голос. Решения Совета, принятые единогласно,
обязательны для всех стран, принятые большинством голосов - только для тех, кто
проголосовал «за»[4]
С 1964 г. регулярно созываются
конференции глав государств и правительств стран Лиги. Размещенный в Каире
Генеральный секретариат Лиги обеспечивает ее текущую деятельность. В рамках ЛАГ
существует свыше двух десятков различных структур -  Экономический совет, Совет совместной
обороны, Административный трибунал, специализированные организации
(занимающиеся вопросами промышленного развития, сельского хозяйства,
образования, культуры, науки, телекоммуникаций, борьбы с преступностью и т.п.).

ЛАГ
играет важную роль в поддержании тесных взаимоотношений между арабскими
странами, координации их действий в связи с общими для них проблемами. На
протяжении длительного времени эта организация была главным инструментом
выявления «арабской солидарности» в противостоянии с Израилем и одновременно
полем столкновения подходов разных арабских стран к проблеме ближневосточного
урегулирования[5]
. Лига также проявила активность во время
войны в Персидском заливе (1990 - 1991 гг.) и кризиса, связанного с проблемой
инспекций на территории Ирака, заподозренного в производстве оружия массового
уничтожения, и угрозами США произвести воздушные бомбардировки (1997 - 1998
гг.).

Членами
Организации американских государств (ОАГ) в настоящее время являются все 35
стран Западного полушария[6]
. Цели ОАГ, сформулированные в ее Уставе,
принятом в 1948 г., включают поддержание мира и безопасности в регионе,
урегулирование споров, организацию совместных действий против агрессии и
развитие сотрудничества государств-членов Ежегодно проводимая Генеральная
ассамблея, консультативные совещания министров иностранных дел, наделенные
довольно широкими полномочиями советы (постоянный, имеющий общую компетенцию;
по социально-экономическим вопросам; по вопросам образования, науки и
культуры), генеральный секретариат для ведения административных дел и ряд
других органов (по унификации правовых норм, по правам человека и т.д.)
образуют институциональную систему ОАГ. Четырежды проводились встречи стран ОАГ
на высшем уровне (в 1956 1967, 1994 и 1998гг.).

На
протяжении 90-х годов активно обсуждаются направления и методы трансформации
ОАГ в меняющихся международно-политических условиях. На это нацелен целый ряд
принятых организацией программных документов, важнейшие положения которых
предусматривают действия по консолидации демократии и защите прав человека;
борьбу с коррупцией, терроризмом и торговлей наркотиками; продвижение в
формировании зоны свободной торговли в масштабах всего Западного полушария.
Деятельность ОАГ стала весьма заметным фактором в целом ряде областей, где
участники ОАГ (особенно страны Южной и Центральной Америки) сталкиваются с
острыми проблемами[7]
Определенные шаги были предприняты по
линии ОАГ для урегулирования гражданских конфликтов и стабилизации
постконфликтной обстановки в Никарагуа и Гватемале[8]
.

Ассоциация
государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является одной из наиболее динамично
развивающихся региональных организаций. Эта возникшая в 1967г. структура в
настоящее время объединяет 9 стран региона[9]
. Согласно трем официальным целям
организации, она должна содействовать социальному, экономическому и культурному
сотрудничеству в регионе, защищать его политическую и экономическую
стабильность от соперничества великих держав, служить форумом для
урегулирования внутрирегиональных разногласий.

Обращает
на себя внимание весьма развитая структура институтов АСЕАН. Официальные
встречи на высшем уровне должны проводиться раз в три года, неофициальные -
ежегодно. Поочередно в странах-членах проводятся ежегодные «министерские
сессии» АСЕАН на уровне руководителей внешнеполитических ведомств; периодически
- на уровне руководителей секторальных и функциональных министерств (экономики,
финансов, энергетики, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма,
труда, социального обеспечения, информации, образования и т.п.). В каждой
стране есть национальный секретариат по делам АСЕАН; руководители национальных
секретариатов вместе с генеральным секретарем организации и министром
иностранных дел страны, в которой проводятся «министерскиесессии», образуют
Постоянный комитет АСЕАН, занимающийся текущим политическим планированием и
координацией. Еще одно звено механизма сотрудничества - сессии на уровне высших
должностных лиц министерств иностранных дел и на уровне руководителей
экономических ведомств. Существует также секретариат с местопребыванием в
Джакарте, имеющий в своем составе четыре бюро по различным аспектам организации
сотрудничества стран-членов.

Активно
реализуемая в рамках АСЕАН стратегия экономического и политического сближения
стран-членов нацелена на превращение организации во влиятельный региональный
полюс системы международных отношений. В 1992г. было принято решение о
формировании зоны свободной торговли АСЕАН в течение 15-летнего периода. В 1995
г. в рамках АСЕАН подписан Договор о создании безъядерной зоны в Юго-Восточной
Азии. Характерная особенность АСЕАН - широкая система консультаций с другими участниками
международной жизни (США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Республика
Китай, Индия, Россия), развивающееся партнерство с Европейским союзом. При этом
все более пристальное внимание уделяется 
вопросам обеспечения международной стабильности, что нашло проявление, в
частности, в образовании регионального форума АСЕАН по проблемам безопасности.
По существу, АСЕАН превращается в центральный элемент системы
многостороннего  взаимодействия в рамках
Азиатско-тихоокеанского региона

Организация
Исламская конференция (ОИК), строго говоря не относится к категории
региональных организаций. Созданная в 1969г. с целью содействовать солидарности
мусульманских стран, она отражает возросшую роль исламского фактора в паз витии
современных международных отношений. В настоящее время данная структура
включает в себя 55 государств из разных регионов мира.

Степень
институционализации ОИК значительно ниже, чем в рассмотренных в данной главе
региональных организациях общей компетенции. Главную роль играют конференции
глав государств и правительств, созываемые раз в три года; ежегодно созываются
конференции министров иностранных дел. На этих совещаниях обсуждаются как общие
проблемы цивилизационного развития ислама, так и конкретные пути взаимодействия
мусульманских стран по актуальным для них международным вопросам. В рамках ОИК
создан ряд постоянных комитетов, формально возглавляемых главами отдельных
государств, но конкретные результаты их деятельности не очень заметны.

Более
важной, как представляется, является роль ОИК как механизма, в рамках которого
страны-члены определяют общую направленность своего подхода к некоторым
затрагивающим мусульманский мир международно-политическим проблемам, например
палестинской, афганской, боснийской. ОИК обращалась также к вопросам
прекращения ирано-иракской войны и таджикского урегулирования. Примечательным
фактом является вступление в ОИК постсоветских республик с мусульманским
населением (Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана,
Туркменистана), которые связывают с присоединением этой структуре надежды на
расширение своих внешнеполитических возможностей.
Список литературы

Клепацкий
З М. Западноевропейские международные организации.- М., 1973.

Коваленко
И.И. Международные неправительственные организации. – М.,1976.

Кольяр
К. Международные организации и учреждения. - М., 1973.

Международное
право. Учебник. Изд. 2-е, доп. И перераб. / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И.
Кузнецов. - М., 1998.

Моравецкий
В. Функции международной организации. – М ., 1976.

Морозов
Г.И. Международные организации. Изд. 2-е. –М., 1974.

 Нешатаева Т.Н. Международные организации и
право. Новые тенденции в

 международно-правовом регулировании. - М.,
1998.

Шреплер
Х.А. Международные экономические организации. Справочник. – М., 1997.

Archer C. International
Organizations. 2nd ed. - L. - N.Y, 1992

Yearbook of International
Organizations, 1998/99. - Munchen -New Providence - London - Paris, 1998.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.policy03.narod.ru/


[1]

Марокко вышло из состава ОАЕ, не
согласившись с принятием в ее ряды Сахарской Арабской Демократической
Республики (Западная Сахара).

[2]

Раз в два года проводятся встречи руководителей секторальных министерств
(труда, информации. торговли, здравоохранения, культуры и т.п.).

[3]
В
1976 г. в ЛАГ была принята Организация освобождения Палестины (ООП).
Единственным неарабским членом организации является Сомали (утратившее
дееспособность в результате внутреннего распада).

[4]

В случае обращения к Совету стран,
участвующих в споре (за исключением тех, которые касаются вопросов
независимости, суверенитета и территориальной целостности), его решения для них
обязательны (причем непосредственные участники спора не принимают участия в
голосовании).

[5]
Примечательно,
что в 1979 г. членство в ЛАГ Египта было приостановлено из-за подписания им
мирного договора с Израилем  (Египет был
вновь допущен в ЛАГ лишь в 1989 г.).

[6]
Реально
в деятельность ОАГ вовлечены 34 государства, поскольку в 1962 г. было принято
решение о неучастии Кубы (точнее, ее нынешнего правительства) в работе
организации. Сама Куба рассматривает ОАГ как «министерство колоний США». В ОАГ
довольно широко распространены настроения пользу возобновления взаимодействия с
Кубой и преодоления ее изоляции с целью содействовать демократическим переменам
в стране.

[7]
ОАГ
неоднократно направляла миссии для наблюдения за выборами в странах-членах. В
организации введено правило, позволяющее приостановить членство тех стран, в
которых нарушаются демократические принципы организации власти; в 90-е годы
этот вопрос поднимал в ОАГ трижды - в связи с событиями в Гаити (1991 г.), в
Перу (1992 г) и в Гватемале (1993 г.).

[8]

ОАГ, например, координирует
международную программу по обезвреживанию противопехотных мин, установленных во
многих странах Центральной Америки в период внутренних вооруженных конфликтов в
80-х годах.

[9]

Первоначальная «пятерка» АСЕАН состояла из Индонезии, Малайзии. Сингапура,
Таиланда и Филиппин. Позднее к ним присоединились Бруней (1984г.), Вьетнам
(1995г.), а также Лаос и Мьянма (Бирма) (1997г.).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.