Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Ифигения в Авлиде (Iphigeneia he en Aulidi)

Ифигения в Авлиде (Iphigeneia he en Aulidi)

М. Л. Гаспаров

Начиналась
Троянская война. Троянский царевич Парис обольстил и похитил Елену, жену
спартанского царя Менелая. Греки собрались на них огромным войском, во главе
его встал аргосский царь Агамемнон, брат Менелая и муж Клитемнестры — сестры
Елены. Войско стояло в Авлиде — на греческом берегу, обращенном к Трое. Но
отплыть оно не могло — богиня этих мест Артемида, охотница и покровительница
рожениц, наслала на греков безветрие или даже противные ветры.

Почему
Артемида это сделала — рассказывали по-разному. Может быть, она просто хотела
защитить Трою, которой покровительствовал ее брат Аполлон. Может быть,
Агамемнон, на досуге развлекаясь охотою, одной стрелою поразил лань и не в меру
гордо воскликнул, что сама Артемида не ударила бы метче, — а это было
оскорблением богине. А может быть, случилось знаменье: два орла схватили и
растерзали беременную зайчиху, и гадатель сказал: это значит — два царя возьмут
Трою, полную сокровищ, но им не миновать гнева Артемиды, покровительницы
беременных и рожениц. Артемиду нужно умилостивить.

Как
умилостивить Артемиду — об этом рассказ был только один. Гадатель сказал:
богиня требует себе человеческой жертвы — пусть на алтаре будет зарезана родная
дочь Агамемнона и Клитемнестры, красавица Ифигения. Человеческие жертвы в
Греции давно уже были не в обычае; а такая жертва, чтобы отец принес в жертву
дочь, была делом совсем неслыханным. И все-таки жертву принесли. За Ифигенией
послали гонцов: пусть ее привезут в греческий стан, царь Агамемнон хочет выдать
ее замуж за лучшего греческого героя — Ахилла. Ифигению привезли, но вместо
свадьбы ее ждала смерть: ее связали, завязали ей рот, чтобы крики ее не мешали обряду,
понесли к алтарю, жрец занес над нею нож... Но здесь богиня Артемида
смилостивилась: она окутала алтарь облаком, бросила под нож жреца вместо
девушки жертвенную лань, а Ифигению унесла по воздуху на край земли, в Тавриду,
и сделала там своей жрицей. О судьбе Ифигении в Тавриде Еврипид написал другую
трагедию. Но никто из греков не догадывался о случившемся: все были уверены,
что Ифигения пала на алтаре. И мать Ифигении, Клитемнестра, затаила за это
смертную ненависть к Агамемнону, своему мужу-детоубийце. Сколько страшных дел
последовало за этим, покажет потом Эсхил в своей «Орестее».

Вот
об этом жертвоприношении Ифигении и написал свою трагедию Еврипид. В ней три
героя: сперва Агамемнон, потом Клитемнестра и, наконец, сама Ифигения.
Начинается действие разговором Агамемнона со своим верным стариком рабом. Ночь,
тишь, безветрие, но в сердце Агамемнона нет покоя. Хорошо рабу: его дело —
послушание; тяжело царю: его дело — решение. В нем борются долг вождя: повести
войско к победе — и чувство отца: спасти свою дочь. Сперва долг вождя
пересилил: он послал в Аргос приказ привезти Ифигению в Авлиду — будто бы для
свадьбы с Ахиллом. Теперь пересилило чувство отца: вот письмо с отменой этого
приказа, пусть старик как можно скорее доставит его в Аргос к Клитемнестре, а
если мать с дочерью уже выехали, пусть остановит их в дороге и вернет назад.
Старик уходит в путь, Агамемнон — в свой шатер; всходит солнце. Появляется хор
местных женщин: они, конечно, ни о чем не знают и в долгой песне искренне
прославляют великий задуманный поход, перечисляя вождя за вождем и корабль за
кораблем.

Песня
хора обрывается неожиданным шумом. Раб-старик недалеко ушел: при выходе из
лагеря его встретил тот, кому эта война нужнее и дороже всего, — царь Менелай;
недолго думая, он отнял тайное письмо, прочитал его и теперь осыпает Агамемнона
укорами: как, он изменил себе и войску, он приносит общее дело в угоду своим
семейным делам — хочет сохранить дочь? Агамемнон вспыхивает: не Менелай ли
затеял все это общее дело в угоду собственным семейным делам — чтобы вернуть
жену? «Тщеславец! — кричит Менелай, — ты домогся командования и слишком много
берешь на себя!» «Безумец! — кричит Агамемнон, — много я беру на себя, но греха
на душу не возьму!» И тут — новая пугающая весть: пока братья спорили, никем не
предупрежденная Клитемнестра с Ифигенией уже подъехала к лагерю, войско уже
знает об этом и шумит о царевниной свадьбе. Агамемнон поникает: он видит, что
одному против всех ему не выстоять. И Менелай поникает: он понимает, что
конечный виновник гибели Ифигении — все-таки он. Хор поет песню с любви доброй
и недоброй: недоброй была любовь Елены, вызвавшая эту войну.

Въезжают
Клитемнестра и Ифигения, сходят с колесницы; почему так печально встречает их
Агамемнон? «Царские заботы!» Точно ли Ифигению ожидает свадьба? «Да, ее поведут
к алтарю». А где же свадебная жертва богам? «Ее я и готовлю». Агамемнон
уговаривает Клитемнестру оставить дочь и вернуться в Аргос. «Нет, никогда: я —
мать, и на свадьбе я — хозяйка». Клитемнестра входит в шатер, Агамемнон идет в
лагерь; хор, понимая, что жертвы и войны не миновать, заглушает печаль песней о
грядущем падении Трои.

За
всем этим остался забыт еще один участник действия — Ахилл. Его именем
воспользовались для обмана, не сказавши ему. Сейчас он как ни в чем не бывало
подходит к шатру Агамемнона: долго ли ждать похода, воины ропщут! Навстречу ему
выходит Клитемнестра и приветствует его как будущего зятя. Ахилл в недоумении,
Клитемнестра — тоже; нет ли здесь обмана? И старик раб раскрывает им обман: и
умысел против Ифигении, и мучения Агамемнона, и его перехваченное письмо.
Клитемнестра в отчаянии: она с дочерью в ловушке, все войско будет против них,
одна надежда — на Ахилла, ведь он обманут так же, как они! «Да, — отвечает
Ахилл, — я не потерплю, чтобы царь играл моим именем, как разбойник топором; я
воин, я повинуюсь начальнику на благо дела, но отказываюсь от повиновения во
имя зла; кто тронет Ифигению, будет иметь дело со мной!» Хор поет песню в честь
Ахилла, поминает счастливую свадьбу его отца с морской богиней Фетидой — такую
непохожую на нынешнюю кровавую свадьбу Ифигении.

Ахилл
ушел к своим воинам; вместо него возвращается Агамемнон: «Алтарь готов, пора
для жертвоприношенья» — и видит, что его жена и дочь уже все знают. «Ты
готовишь в жертву дочь? — спрашивает Клитемнестра. — Ты будешь молиться о
счастливом пути? и о счастливом возврате? ко мне, у которой ты отнимаешь
невинную дочь за распутницу Елену? к ее сестрам и брату, которые будут
шарахаться от твоих кровавых рук? и даже не побоишься правой мести?» —
«Пожалей, отец, — заклинает Ифигения, — жить так радостно, а умирать так
страшно!» — «Что страшно и что не страшно, я знаю сам, — отвечает Агамемнон, —
но вот в оружии стоит вся Греция, чтобы чужеземцы не позорили ее жен, и для нее
мне не жаль ни своей крови, ни твоей». Он поворачивается и уходит; Ифигения
жалобной песней оплакивает свою судьбу, но слова отца запали ей в душу.

Возвращается
Ахилл: воины уже знают все, весь лагерь кипит и требует царевну в жертву, но
он, Ахилл, будет ее защищать хотя бы один против всех. «Не нужно! —
выпрямляется вдруг Ифигения. — Не обнажайте мечей Друг на друга — сберегите их
против чужеземцев. Если речь идет о судьбе и чести всей Греции — пусть я буду
ее спасительницей! Правда сильнее смерти — я умру за правду; а мужи и жены
Греции почтят меня славой». Ахилл в восхищении, Клитемнестра в отчаянии,
Ифигения запевает ликующую песнь во славу кровожадной Артемиды и под эти звуки
идет на смерть.

Здесь
обрывается трагедия Еврипида. Дальше следовала концовка — в вышине появлялась
Артемида и возвещала страждущей Клитемнестре, что дочь ее будет спасена, а под
ножом погибнет лань. Потом приходил вестник и рассказывал Клитемнестре, что он
видел, когда совершалось жертвоприношение: чин обряда, муки Агамемнона,
последние слова Ифигении, удар жреца, облако над алтарем и ветер, вздувший
наконец паруса греческих кораблей. Но эта концовка сохранилась только в поздней
переделке; как откликалась на это Клитемнестра, как зарождалась в ее сердце
роковая мысль о мести мужу, мы не знаем.
Список литературы


Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и
характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения:
Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО
«Издательство ACT» , 1997. – 848 с.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта  http://infolio.asf.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы взаимоотношения общества права и государства
Реферат Понятие и признаки правового государства
Реферат Предмет понятие метод и система криминологии
Реферат Понятие и способы обеспечения исполнения обязательств
Реферат Порядок проведения сертификации продукции в России
Реферат Предмет метод цивільного права
Реферат Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ в Российской Федерации
Реферат Правовий статус особи в Україні
Реферат Процесс разработки и методы принятия управленческих решений
Реферат Правовой статус акционерных обществ
Реферат Проблемы обжалования действий следователя или лица производившего
Реферат Abortion Essay Research Paper ABORTIONThere are many
Реферат Правосознание понятие структура и роль в правовой системе
Реферат Правовой анализ всеобщей декларации прав человека
Реферат Правове регулювання сімейних відносин за участю іноземців та осіб б