Аристотель. Никомахова этика.
Поскольку
нравственная добродетель связана со страстями и поступками, то можно
разграничить произвольное и непроизвольное (поступки, совершаемые по
неведению). Однако, те которые совершается из-за страха - смешанные.
Непроизвольное приносит страдания, а совпадающее с влечением - удовольствие и
поэтому сознательный выбор к нему отношения не имеет. Каковы мы, зависит от
того благо или зло мы выбираем, а не оттого какие у нас мнения.
Мы
принимаем решения о том, что зависит от нас и осуществляется в поступках. Цель
- предмет желания, а средства к ней - предмет принятия решений и сознательного
выбора, а поступки, связанные со средствами - сознательно избранные и
произвольные. Мы не можем возводить наши поступки к другим источникам, кроме
тех, которые лежат внутри нас и они сами зависят от нас и являются
производными. Мужественным можно назвать того, кто безбоязненно встречает
смерть => нравственно прекрасное и есть цель, ради которой такой человек
выносит и совершает какие-то поступки. Мужественным следует быть не по
принуждению, а потому, что это прекрасно.
Более
мужественен то, кому присущи бесстрашие и невозмутимость при внезапных опасностях,
а не предвиденные заранее.
Благоразумие
- обладание серединой в связи с удовольствиями. Благоразумие и распущенность
связаны с такими удовольствиями, которые общи людям, и поэтому представляются
скотскими - осязание и слух. Одни влечения общи для всех, а другие - благоприобретенные.
Распущенным можно назвать человека, который страдает больше чем следует, из -
за того, что ему не достаются удовольствия, благоразумным того, кто не страдает
не только при их отсутствии, но при воздержании от них.
Щедрость.
С ней связано мотовство - порок, состоящий в уничтожении своего состояния. Поступки,
сообразные добродетели совершаются во имя прекрасного = > щедрый будет
давать кому и сколько следует. Это также доставляет ему удовольствие. Величавый
- тот, кто считает себя достойным великого, будучи этого достойным. Она также
своего рода украшение добродетелей, т.к. придает им величие и не существует без
них.
Признак
величавого - не нуждаться ни в чем или крайне редко, но при этом охотно оказывать
услуги.
Ровность
- это обладание серединой в связи с гневом. Это есть противоположность
горячности желчности и злобности. Неотесанный и скучный - тот, кто сам ничего
смешного не говорит, но при этом отвергает то, что говориться другими. Тот, кто
развлекается пристойно - остроумный.
Любезность
- свойство высказывать и выслушивать то, что подобает доброму и
свободнорожденному человеку.
Стыд
не есть добродетель, т.к. он больше напоминает страсть, нежели склад души. Это
есть страх дурной славы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/