Ассаджоли Р. “Психосинтез”
Психосинтез и другие интерактивные техники
психотерапии.
Психосинтез
– научная теория, впервые сформулированная в 1910г. итальянским психиатром
Роберто Ассаджоли. Уникальность этого направления состоит в том, что наряду с
такими уже привычными уровнями человеческого опыта, как биологический,
психический и социальный, большое внимание в нем придается духовному опыту
человека и тому, как этот опыт взаимодействует с перечисленными выше уровнями на
протяжении всего цикла человеческой жизни. Синтезируя различные дисциплины, это
подход стремится к пониманию не только того, как духовное измерение проявляется
на уровне отдельного человека, но и того, как оно действует в группах и даже в
масштабе более крупных систем, включая планету в целом. Это – стремление
исследовать опыт отдельного человека, его отношения с другими людьми, с
царством природы и с планетой в целом для того, чтобы найти такие способы
существования, которые не угрожали бы жизни на Земле, а поддерживали ее. Таким
образом – для профессиональной работы в данной области – формирование
представления о физическом и духовном развитии в контексте транскультурального
и многоуровнего подхода к решению проблем, встающих перед человечеством на рубеже
20 и 21 веков.
Центральная
проблема человеческой жизни – несвобода, кажущаяся “раздвоенность” (Я –
личностное, не осознающее и отрицающее существование другого Я – истинного,
присутствующего скрыто, не поддающегося непосредственному осознанию). На самом деле
Я – едино. Достичь внутренней гармонической целостности, истинной реализации
своего Я и добрых отношений с окружающими можно через этапы:
Глубокое
знание своей личности – исследование низшего бессознательного, затем – среднего
и высшего (психоанализ) – открытие истинных призваний, неизвестных
возможностей, которые были ранее подавлены.
Умение
управлять различными элементами личности – метод дезиндентификации – нами
управляют все, с чем мы себя отождествляем, и мы можем управлять всем, с чем мы
себя дезиндентифицируем. То есть – дезинтеграция выявленных вредных образов или
комплексов (атак бессознательного) и управление и использование высвободившейся
таким образом энергии.
Познание
своего истинного Я – открытие или создание объединяющего центра – расширить
сознание своей личности до осознания своего Я. , иными словами – двигаясь по
лучу света, проследить его направление до самого источника света и объединить
низшее и высшее Я. Здесь использование соответствующих активных техник
(возможно – естественный внутренний рост), каждый этап связан с новой
идентификацией (например – человек создает идеал свей личности, соответствующий
его масштабам, этапу внутреннего развития и психологическому типу, таким
образом делает этот идеал достижимым – идеал – художник, реализующий себя через
создание прекрасного). Идеальные модели затрагивают основные отношения с
внешним миром и другими людьми, идет проекция внутреннего мира вовне – человек
не теряет себя во внешнем объекте, но в какой-то степени освобождается от
эгоистических интересов и внутренней ограниченности; он реализует себя через
внешний идеал, какую-то внешнюю суть. Эта внешняя суть – не прямой путь к
высшему Я, но – истинная точка соприкосновения с ним, связующее звено между
человеком и его высшим Я, которое отражается во внешнем объекте и является его
символом.
Психосинтез
– формирование или реконструкция личности вокруг нового центра – вокруг
созданного центра строится новая личность, которой присущи согласованность,
организованность и единство.
Сначала
– план действий, внутренняя программа – представить себе цель - модель с
динамической творческой силой (новую личность, к которой стремится человек) и
различные связанные с этим задачи; возможно – действие по наитию у людей
соответствующего склада. Модель не должна быть слишком жесткой в первом случае
действий, во втором случае – действия не должны быть слишком пассивными плюс
адекватная оценка перемен.
Следующий
этап – практический психосинтез – собственно формирование новой личности.
Использование доступной энергии – силы, освободившиеся в результате анализа и
дезинтеграции бессознательных комплексов, скрытые до сих пор, пренебрегаемые
тенденции, существующие на различных уровнях психики. Развитие тех сторон
личности, которые не вполне соответствуют поставленной задаче или же полностью
отсутствуют: через аутосуггестию (вызывание у себя необходимых качеств,
творческое утверждение их наличия) или методичная тренировка неразвитых
функций. Координация и субординация различных видов психической энергии,
создание прочной организации личности.
Психосинтез
– частное выражение более широкого принципа, общего закона межличностного и
космического синтеза. Это – метод психологического развития и самореализации
для тех, кто не хочет оставаться рабом своих иллюзий или внешних влияний, кто
не хочет быть послушным участником происходящей в нем игры внутренних сил, кто
решил стать полноценным хозяином своей жизни. Это метод лечения психологических
и психосоматических расстройств, когда их причиной является глубокий и сложный
конфликт между различными группами сознательных и бессознательных сил, или же
когда они происходят в результате глубинных и мучительных кризисов, часто
предшествующих этапу самореализации. Это – метод целостного воспитания детей и
подростков, здесь уделяется внимание не только развитию у них различных
способностей, идет помощь ребенку в раскрытии и реализации истинной духовной
природы и, как результат– создание светлой, гармонической, жизнеспособной
личности.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/