Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Киппер Дж., Кроулин Р. Психодрама

Киппер Дж., Кроулин Р. Психодрама

Базовые
техники: специальная группа. Техника ролевых игр. Существует множество
классификаций игр. Фундаментальное: на базовые и ситуационные. Критерии
деления: степень связанности техники со специфическим содержанием темы,
изображаемой в действии. Базовая – широкий круг применения, универсальное
психологическое значение, не связана с содержанием проблемы. Эти техники в
основном имеют психодраматическую направленность. Ситуационная – представлена в
случаях моделирования поведения, ограниченная психологическая основа, сильно
привязана к одержанию проблемы.

 Общие характеристики: техники ролевых игр –
терапевтический инструмент. Структурные требования к технике ролевых игр:

Любая
ТРИ должна быть психологически обоснована, то есть способна порождать и
активизировать определенные психологические процессы;

Три
должна быть несложной;

ТРИ
должна быть краткосрочной;

Три
должна быть хорошо спланирована и выстроена, следовать определенным процедурам
и правилам;

ТРИ
должна предоставлять протагонисту поддержку, быть путеводной нитью.

Девять
специфических техник. Представление самого себя, исполнение роли, диалог,
монолог, дублирование и множественное дублирование, обмен ролями, реплики в
сторону, пустой стул, зеркало.

 Представление самого себя. Состоит из коротких
ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то
очень важного для себя. В основе техники 2 предпосылки: субъективность и
люгитальность. Субъективность – описание базируется на особенностях характера
протагониста, его личных ощущениях, суждениях. Люгитальность – протагонист
является единственным источником этих ощущений. Существуют два вида метода:

Описание
себя, людей в форме последовательных эпизодов, парад личностей;

Психодрама
– серия завершенных ситуаций.

Есть
также и метод интервью, когда есть человек, от имени которого отвечают на
вопросы.

 Обоснование: применение техники обусловлено
причинами:

Согласованность
– изображение значимых людей в последовательных эпизодах;

Психологическое
состояние человека в начале терапии (тревога) удовлетворяется потребностью в
защите в процессе самораскрытия при обеспечении контроля за степенью раскрытия;

Усиливается
готовность человека включиться в лечение ролевыми играми.

Показания:

В
начале лечения

Когда
человек зажат, скован

С
чересчур разогретым человеком – требует сфокусированности внимания на задании и
обеспечивает контроль

Если
человек не доверяет вспомогательному лицу, подозревает всех (параноики)

Если
человеку трудно работать с другими людьми.

Противопоказания:

Когда
человек недостаточно разогрет, ему трудно выполнять все роли, вспомогательное
лицо должно их стимулировать

Когда
человеку трудно дается исполнение чьей-то роли.

Исполнение
роли – это акт принятия роли кого-то другого. Это может быть часть тела,
животное, неодушевленный предмет, человек. К протагонисту она не применяется.
Но существуют три исключения:

Когда
используется одна техника как монодрама

Когда
используется техника обмена ролями

Во
время тренинга, когда человека просят принят новую чужую роль.

Показания:
когда для развития замысла необходимо вспомогательное лицо, когда нудна
тренировка в новой роли, во время тренинга, когда человека просят принять новую
чужую роль. Противопоказания: когда человек отказывается работать со вторым
лицом, когда человек не готов серьезно войти в действие ролевых игр и
откладывает работу со вспомогательным лицом на более позднее время.

Диалог
– это изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми.
Вспомогательный персонал – люди, с которыми человек взаимодействует в реальной
жизни. Здесь каждый играет самого себя (и протагонист и вспомогательный
персонал). Часто используется при исследовании конфликтных ситуаций.
Обоснование: достоверность получаемой во время игры информации, техника
становиться самым достоверным изображением. Показания: когда необходимо
определить источники сложностей протагониста, для тренировки, обучения новым
навыкам, новому поведению в условиях, идентичным реальной жизни.
Противопоказания: те же, что и в технике исполнения роли, но также – когда
вспомогательное лицо увлекается и начинает вытеснять протагониста – тогда его
нужно отстранить и заменить новым, а сама техника заменяется техникой
исполнения роли, когда второстепенное лицо новое, а старое – просто
наблюдатель. Когда протагонист и второстепенное лицо взаимодействуют в форме,
которая сохраняет и даже усиливает патологические взаимоотношения – заменить
другой техникой.

Монолог
– изложение человеком своих чувств, мыслей, как будто он вслух (но при этом
письменно) советуется с самим собой – комментирование своих действий в ролевых
играх в начале, середине и в конце сцены. Есть две формы монолога: акт полного
раскрытия самого себя и сопротивление полному развитию роли. Использование: для
дополнения действия, изображаемого во время основной, ключевой сцены; для
связующей сцены. Помогает вовлеченности в процесс ходьба по кругу и открытое
выражение своих мыслей вслух. Эта техника разговора с сами собой сочетается техникой
дублирования, так как человеку могут понадобиться внешние стимулы для разговора
(второстепенное лицо исполняет роль дублера). Показания: когда человек скрывает
информацию или не проявляет важные чувства и мысли; если человек созрел для
участия в важной сцене и готов поделиться своими ожиданиями, тревогами. Также,
в конце сцены, когда у протагониста остались еще не выраженные чувства; если
терапевт ищет ключи для начала следующей сцены. Противопоказания: когда общение
идет свободно, человек выражает себя без проблем; когда действия развиваются
гладко, и паузы, возникающие в связи с монологом, нарушили бы вовлеченность
протагониста.

Дублирование
– (al te ego) – второстепенное лицо играет роль протагониста – “психологический
двойник” - его внутренний голос. Дублер стоит рядом с протагонистом, сбоку от
него (с противоположной от зрителей стороны). Нужно добиться ощущения
психологического единства с протагонистом. Дублер имитирует его физически с
целью: помочь дублеру как можно глубже погрузиться в роль протагониста;
направить внимание дублера на физические ключи с тем, чтобы определить
психологические ключи. Роль дублера:

Имитация
физических особенностей, жестов, манер протагониста;

Повторение
ключевых слов, достижение ментального, эмоционального сходства с протагонистом;

Чтение
между строк и обсуждение скрытых мыслей и чувств;

Фокусирование
на страхах, запретах, дилеммах, живущих в протагонисте;

Высказывание
гипотез касательно проблем протагониста;

Побуждение
протагониста к открытому выражению своих проблем и к прямому соприкосновению с
ними.

Дублирование
– один из лучших способов обучения способности сопереживать.

Техника
множественного дублирования – роль дублера поделена между несколькими
второстепенными лицами, каждое из которых изображает один аспект поведения
протагониста, одну сторону его личности. Использует ее, если протагонист
перегружен многочисленными проявлениями своей проблемы и не в состоянии
воспринимать ее в целом (лучше не более 3-4 дублеров). Если это возможно, лучше
протагонисту самому выбрать себе дублера. Показания: когда протагонист
переживает излишний стресс; когда протагонист чувствует себя одиноким,
печальным, подавленным,; когда протагонист выглядит испуганным, подавленным в
результате столкновения с второстепенным лицом; когда контакт протагониста со
второстепенным лицом недостаточен и требует углубления или направления в другое
русло; когда терапевт ищет ключи для перехода к другой сцене. Противопоказания:
когда протагонист должен справиться с проблемой сам; когда протагонист очень
открыт и действие протекает гладко. Эту технику надо осторожно использовать при
лечении шизофреников и лиц с параноидными тенденциями.

Реплики
в сторону – цель – извлечение и раскрытие внутренних мыслей, чувств человека.
Вводится в действие, если протагонист излагает события недостоверно, умышленно
скрывает правду. Всегда применяется в сочетании с “исполнением роли” и
“диалогом”. Обычно говорит в сторону протагонист, но может и второстепенное
лицо, если участвует жена и другие люди, значимые для протагониста. Тогда все
участники могут применять реплики в сторону. Показания: когда протагонист
утаивает какую-нибудь информацию. Или за его словами кроется что-то еще; когда
имеются межличностные проблемы, основанные на одностороннем или взаимном
непонимании; когда терапевт ищет ключ к следующей сцене. Противопоказания:
когда протагонист ничего не утаивает; когда действие проходит гладко и
вмешательство других лиц ни к чему.

Обмен
ролями – два человека меняются ролями – участники меняются ролями физически,
каждый перенимает позу, манеры, психологическое состояние другого. Показания:
когда второстепенное лицо исполняет роль какого-то человека, хорошо известного
протагонисту, но ему нужна для этого дополнительная информация (протагонист
предоставляет ее путем демонстрации и моделирования); когда терапевту нужно
получить больше информации о протагонисте, так как многие люди, пребывая во
второстепенной роли, открываются, забывают о психологической защите; когда
взаимодействие между протагонистом и второстепенным лицом должно быть ускорено,
или когда оно приближается к тупику, а тема не раскрыта; при разборе конфликта
между близкими людьми, который должен быть разрешен путем улаживания и
признания. Противопоказания: когда действие развивается гладко, осмысленно;
когда протагонист напуган поведением второстепенного лица, изображающим лгуна,
садиста, насильника и т.д.; когда терапевт имеет дело с психотипом; слишком
частый обмен ролями может вызвать физическую и психологическую усталость.

Техника
пустого стула – протагонист взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то,
представленным одним или несколькими пустыми стульями. Протагонист
разговаривает с кем-то в форме монолога или обмена ролями. Потом стул занимает
второстепенное лицо, с кем протагонист мог бы общаться, как будто воображаемый
кто-то был здесь. Обоснование: применяется, когда протагонист не готов
встретиться с могущими причинить боль обстоятельствами. Показания: в начале
сеанса для разогрева; в групповой терапии для “разборок” с важными для
протагониста лицами; как ключ для начала сцены; когда протагонисту нужно
выразить отрицательные чувства, гнев в форме физического насилия, он направляет
агрессию на стулья; когда протагонист хочет выразить очень интенсивные
положительные эмоции, но воздерживается из опасения смутить человека; когда в
протагонисте живет чувство вины, и он должен справиться ним.

Зеркало
– разновидность имитации поведения, разработанная для того, чтобы обеспечить
протагониста живым зеркалом. Она осуществляется второстепенным лицом,
исполняющим роль протагониста в течении короткого времени, а протагонист
наблюдает, удалившись из пространства действия. Иногда второстепенное лицо
преувеличивает некоторые черты поведения протагониста. Техника используется в
закрытых сеансах. Показания: когда протагонист неохотно взаимодействует со второстепенным
лицом, погружен в себя, не разогрет или занимает позицию неучастия в сцене;
когда протагонист участвует в сцене, но мало проникается значением своих
действий, их последствий, значением своего отношения и поведения; когда
приходится иметь дело с протагонистом, неспособным открыто общаться с другими
людьми, или находящимся в депрессии, или с детьми с неадекватным поведением,
или с протагонистом, одержимым фантазиями. Противопоказания: когда протагонист
глубоко ушел в самооборону, очень чувствителен, с низкой самооценкой; когда
протагонист с суицидальными наклонностями или параноидальными тенденциями. Эта
техника направлена на преодоление сопротивления со стороны протагониста, у
которого есть два аспекта: мотивационные – причины, побуждающие протагониста
оказывать сопротивление действиям терапевта; поведенческие – когда способ
выражения – сопротивление. Протагонист сопротивляется изменениям в 2-х формах –
скрыто и открыто; сопротивления порождают: содержание обсуждаемой темы,
терапевт, окружение, терапевтический процесс. “Зеркало” устраняет сопротивление
теме “пустой стул” - сопротивление помощи второстепенного лица, “дублирование”
- сопротивление теме, “обмен ролями” - элементы сопротивления теме.

Подгруппа
общих техник касается времени и действительности, их использование в конкретной
форме в терапевтическом процессе: “шаг в будущее”, “возврат времени”, “тест на
спонтанность” - представляют собой разные измерения универсалии времени.
“техника сновидения”, “психодраматический шик”, “ролевая игра под гипнозом” -
различные аспекты универсалии действительности. Проблема заключается в том, как
преобразовать три временных измерения в действующие величины. Техника “шаг в
будущее” позволяет заглянуть в будущее, “возврат во времени” - в прошлое время,
“тест на спонтанность” - сфокусироваться на настоящем.

Шаг
в будущее – предназначена для описания ожидаемых явлений. Протагонист
разыгрывает ситуацию, в которой, как он считает, он попадает в будущее.
Существует и “тест на нахождение выхода” - протагонист проигрывает ряд
фрустрирущих ситуаций, с которыми он может столкнуться во внешнем мире. Цель –
устранение или ослабление предвосхищаемых тревог, особенно тех, которые
воздействуют на поведение в (целом) настоящем. Ее эффективность зависит от
степени выполнения условий:

Изображаемая
ситуация должна быть важной для протагониста;

Второстепенные
лица должны заставить протагониста почувствовать реальность будущей ситуации;

Протагонист
в действительности собирается участвовать в этой ситуации;

“шаг
в будущее” вводиться только после эффективного разогрева.

Показания:
протестировать отношения, реакции, навыки и их последствия для протагониста в
контексте будущих отношений; проверить, есть ли под амбициями и устремлениями
протагониста реальная основа, помочь протагонисту определить ценность его
будущих целей; как “тест на выход из затруднений”; смягчить давление,
рассмотреть причины недостатка мотивации для достижения цели, вызванные низкой
степенью уверенности в себе; снизить тревогу, тормозящий действие страха перед
неизвестными событиями и их последствиями; подготовить протагониста к более
эффективному поведению в будущем. Противопоказание: не следует вводить ее в
первой сцене сеанса.

Возврат
во времени – воссоздание значительных событий из прошлой жизни протагониста.
Протагонисты и второстепенные лица должны пользоваться настоящим временем.
Протагонист тщательно копирует то, что уже происходило. Показания: когда
протагониста волнуют травмирующие или неприятные воспоминания; когда терапевт
считает, что достижение катарсиса может облегчить или снять эмоциональное бремя
прошлого; если настоящие трудности протагониста связаны с переживаниями в
прошлом; когда нужно определить реакцию протагониста на определенную ситуацию,
имеющую место в прошлом. Важно предварительно разогреть протагониста.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Holocaust Essay Research Paper Quincy NnannaPeriod 3Holocaust
Реферат Иоган Хpистоф Фpидpих Шиллеp
Реферат Формирование интереса к обучению у младших школьников 2
Реферат How Technology Effects Modern America
Реферат Географія головних типів рунтів. рунти України
Реферат Роль Бразилии в мировой экономике
Реферат Речное и набережное строительство г. Барнаула
Реферат Honesty Characters Of Othello Essay Research Paper
Реферат Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности
Реферат Ротавирусная инфекция
Реферат Аттестационно – сертификационная работа медсестры палаты новорожденных акушерско-обсервационного отделения
Реферат Экологически чистое производство
Реферат Автореферат разослан октября 2009 г
Реферат Анализ опасных и вредных производственных факторов раздел дипломной работы
Реферат Применение метода частотных диаграмм к исследованиям устойчивости систем с логическими алгоритмами управления