Мэй Р. Искусство психологического консультирования.
I.
Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность по
отношению к людям, которая позволяет ему улавливать малейшие проявления
характера, такие как интонация, поза, выражение лица, одежда, случайные
движения тела. Предположительный вывод о личностной модели следует делать
только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов.
Манера
подходить к кабинету.
Твердый
размеренный шаг – мужество
Запинающаяся
походка – нерешительность, робость, тайное желание избежать встречи с
консультантом.
Рукопожатие.
Вялое,
краткое – словно говорит о том, что человек не желал этой встречи; такой
человек либо робок со всеми, либо боится именно этой встречи.
Грубоватое,
крепкое рукопожатие – желание предстать этаким потомком мужественных
первопроходцев, что само по себе может оказаться попыткой скрыть глубокое
чувство неполноценности.
Если
выражает искреннее дружелюбие, – говорит о душевном здоровье личности.
Одежда.
Неопрятность
в одежде, неухоженные волосы, рваные шнурки ботинок и пр. – говорит само за
себя. Если это постоянное явление – отсутствие всякого интереса к окружающим,
если только на встрече с консультантом – неуважение.
“Вылизанный
до пят” - как правило, склонен придавать чрезмерное значение мелочам и в других
сферах жизни.
Расстояние,
на котором общается клиент.
Придвигает
свой стул поближе к консультанту – дружелюбие.
Если
разделяет существенное пространство, – есть невидимый барьер.
Норма
и признак идеального душевного здоровья – свободное движение навстречу,
распахнутое отношение к жизни, то есть состояние объективной любви.
Кроме
того, необходимо улавливать неприметные мускульные реакции человека на
изменчивый поток его мыслей. Необходимо оценивать позы: клиент может нервничать
– закидывает ногу на ногу, напряженно сжимает руки, держится скованно. В чтении
характера большое значение имеет мимика (у вечно улыбающегося человека оптимизм
наигранный, а тот, кто всегда демонстрирует безукоризненную выдержку, лишь
прикрывает глубокую обеспокоенность своими проблемами). Чаще всего углы рта у
невротиков опущены вниз, что удлиняет лицо, придавая выражение пессимизма;
обычно такой человек медлителен в движениях, склонен к критическим и
саркастическим замечаниям, весьма нерешителен. Взгляд напряженный, глаза широко
открыты.
Интонация
голоса.
Отчетливый,
ясный – искренность, твердость, мужественность.
“Проникает
в душу” – интерес к людям.
Если
человек мямлит, говорит неразборчиво – нет желания идти на контакт.
Говорит
медленно и контролирует себя – определенное психологическое напряжение.
Усиленно
возражает консультанту – не очень уверен в том, что сам говорит.
Следует
обратить внимание на различные оговорки и забывчивости, – рассматриваются с
позиции психоанализа.
В
понимании личностной модели индивидуума важную роль играет его положение в
семье.
Старший
ребенок в семье – развито чувство ответственности.
Второй
ребенок в семье – глубоко скрыты в подсознании все моменты, связанные соперничеством,
непомерное честолюбие, привычка добиваться своего “с боем”.
Младший
ребенок – доброжелательное отношение к миру, ожидание любви, возможно –
амбициозность и желание превзойти всех.
Единственный
ребенок – возможность избалованности, требовательность, иждивенческое отношение.
Исповедь
и толкование. Отмечается характер речи пациента, логика изложения проблемы,
основные фразы, преобладающие над остальными. После основной части исповеди
перед консультантом стоит задача получения необходимой информации от самого
клиента. В ходе этого устанавливается мнение о личности пациента, о
действительном запросе, складывается теория о возможных путях решения проблемы.
На стадии исповеди слово принадлежит клиенту, сама по себе исповедь содержит
элемент катарсиса, во время исповеди консультант подводит клиента к главной
проблеме. Во время исповеди консультант не должен проявлять никаких признаков
удивления или возмущения. Толкование – совместная работа консультанта и
клиента. Консультант должен обладать способностью читать значение реакции клиента
на его предположение. Задачи консультанта в процессе консультирования –
объективно выслушать рассказ, помочь пациенту разобраться в формирующих
факторах его личности, которые породили обсуждаемую проблему.
Трансформация
личности – завершение и цель процесса консультирования. На предыдущей стадии
выясняется, что именно было неправильного в распределении напряжений в
личностной модели. Необходимо, насколько возможно, корригировать эти ложные
жизненные установки и привести в норму личностные напряжения. Консультирование
не предполагает раздачу советов. В отдельных случаях предпочтительнее изложить
клиенту все возможные конструктивные варианты избавления от его проблемы. В
других случаях следует прибегать к внушению – оно начинает взаимодействовать с
уже оформившейся в подсознании тенденцией, и, в конечном итоге, подводит
клиента к решению. Следующий фактор – утилизация переживаний клиента;
консультант должен стремиться не столько избавить клиента от переживаний,
сколько направить их в конструктивное русло. В редких случаях можно прибегнуть
к усилению переживаний. Необходимо установить связь между переживаниями и
невротическими сторонами личностной модели клиента.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/