МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА « ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Международные расчетные единицы»
Выполнила: студентка з.ф.о.
2-го курса ЭФ- 132
Скоба И.А.
г. Омск
2003
| | | |стр. |
| | | | |
| | | | |
|Содержание | | | |
|Введение |………………………………….……………………………… | |
| | |3 |
|Глава 1 | |Сущность валютной политики | |
| | | |4 |
| |1.1 |Валютная политика и валютное регулирование |4 |
| |1.2 |Формы и основные инструменты валютной политики | |
| | | |10 |
| |1.3 |Валютные отношения и валютная система | |
| | | | |
| | | |14 |
|Глава 2 | |Валютная политика России | |
| | | | |
| | | |16 |
| |2.1 |Валютное регулирование и контроль | |
| | | | |
| | | |16 |
| |2.2 |Введение конвертируемости рубля | |
| | | | |
| | | |19 |
| |2.3 |Валютные ограничения в сфере движения капитала | |
| | | |21 |
| |2.4 |Управление официальными золото - валютными | |
| | |резервами | |
| |2.5 |Валютный курс | |
| |2.6 |Валютные интервенции ЦБ | |
|Глава 3 | |«Валютная сфера тоже нуждается в реформе» | |
| | |С.М. Борисов | |
| | | |25 |
| |3.1 |Проблемы недоработки сферы валютных отношений и | |
| | |валютной политики | |
| | | |25 |
| |3.2 |Возможные пути решения | |
| | | | |
| | | |27 |
|Заключение ………………………………………………………………. |37 |
|Библиография …………………………………………………………… |38 |
ВВЕДЕНИЕ
При современном уровне развития международных экономических отношений
и мировой торговли важнейшее место в международной финансовой жизни
занимают наднациональные механизмы расчетов между странами. Главным
элементом этих механизмов являются международные расчетные единицы.
Международные расчетные единицы служат связующим звеном между
различными участниками мировых рынков. Без их применения невозможно
дальнейшее развитие мировой кооперации и интеграции, укрепление
внешнеэкономических связей различных государств. По этой причине
использование международных расчетных единиц и перспективы их дальнейшего
развития являются актуальной проблемой современности и нуждаются в более
детальном рассмотрении. Указанные обстоятельства обусловили выбор темы
курсовой работы.
Цель этой работы – дать подробную характеристику международных
расчетных единиц, то есть раскрыть их сущность, а также рассмотреть
тенденции развития международных расчетных единиц, поэтому в данной работе
будут рассмотрены необходимость создания международных расчетных единиц, их
роль в мировой экономике, проблемы и перспективы развития в рамках мировой
валютной системы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ
1.1 ГЕНЕЗИС МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ
Проблемы формирования международного валютного механизма,
обслуживающего международные расчеты была затронута еще К. Марксом в
концепции мировых денег. Он сделал вывод, что мировые деньги являются
всеобщим эквивалентом, универсальной мерой стоимости. Мировые деньги
функционируют как всеобщее средство платежа и всеобщее покупательное
средство, а функция средства платежа, средства, служащего для расчетов по
международным балансам преобладает [2,c. 79].
Экономическая сущность мировых денег как всеобщего платежного средства
заключается в расчетах между государствами, то есть в расчетах на
макроуровне.
Национальные денежные единицы выполняют свои функции в качестве
средства обращения и средства платежа только в определенных территориальных
пределах, где возможности их использования закрепляются авторитетом
государственной власти. Вне этих рамок, то есть в иностранных государствах,
правительства стараются не допускать распространения «чужих» денег из-за
объективной возможности вытеснения национальной денежной единицы. Это
весомое обстоятельство изначально определяет необходимость урегулирования
образующихся разрывов в сфере международного обмена и международных
платежей.
В итоге длительного исторического развития системы международных
расчетов международные платежные функции стало выполнять золото, которое
впоследствии было вытеснено международными расчетными единицами. [2, c.
80].
Международная расчетная единица – это валютная единица, используемая
как условный масштаб для измерения международных требований и обязательств,
установления валютных паритетов и курсов [26,c. 19].
В современной мировой валютной системе основными международными
расчетными единицами являются СДР и евро ( до 1999 года – ЭКЮ).
По мере ухудшения платежного баланса США стала утверждаться мысль об
образовании нового, наднационального валютно-резервного механизма. Главная
задача, ставившаяся Вашингтоном перед этим механизмом – укрепление
серьезно пошатнувшихся позиций доллара. Аналогичные предложения, но уже
имевшие целью укрепления фунта стерлингов, обсуждались в Англии, хронически
испытывавшей острые валютно-финансовые потрясения. Франция предложила
выпустить «составную резервную валюту», которая дополнила бы золото и
использовалась бы в ограниченных размерах для платежей по внешним
обязательствам [2]. Необходимость создания наднациональной валюты была
также обусловлена падением роли золота в международных расчетах и
отрицательными последствиями использования национальных валют в качестве
мировых.
В 1969 году Международный Валютный Фонд, учитывая возрастающую
опасность постоянного дефицита международной ликвидности, в силу расширения
объемов мировой торговли приняли решение о создании СДР – искусственной
валюты, своеобразных кредитных денег. Специальные права заимствования – (от
английского special drawing rights ) - это международные платежные и
резервные средства, выпускаемые МВФ и используемые для безналичных
международных расчетов, путем записей на специальных счетах и в качестве
расчетной единицы МВФ.
СДР были созданы как резервная валюта, предназначенная для покрытия
платежного баланса стран [21]. Первая эмиссия СДР была осуществлена в три
этапа между 1970 и 1972 годами в размере 9,3 миллиардов СДР, последующая –
в 1979 - 1981 годах на сумму 12,1 миллиардов. [12,c. 87].
Стоимость СДР вначале устанавливалась в золотом эквиваленте (1 СДР =
0,888671 г чистого золота ). Поэтому их условная стоимость зависела от
изменения цены золота. С 01.07.1974 года в связи с переходом к плавающим
курсам валют было отменено золотое содержание СДР. В последующем МВФ ввел
практику ежедневного установления долларовой стоимости СДР.
С 1974 года курс СДР стал определятся на основе валютной корзины. К
моменту принятия Ямайского соглашения в корзину СДР входили валюты 16
стран, с 1981 года – пяти. С 1999 года в корзину СДР входят 4 валюты, так
как Евро заменила немецкую марку и французский франк. Доля каждой валюты
определяется экономическим потенциалом страны и подлежит пересмотру каждые
пять лет. Эволюция структуры «корзины» СДР отражает роль каждой валюты на
мировом рынке (таблица 1.1 ).
Таблица 1.1
Удельный вес валют в корзине СДР, %
|Наименование |Годы |
|валюты | |
| |1986 |1991 |1996 |1999 |
|Доллар США |42,0 |40,0 |39,0 |39,0 |
|Евро |- |- |- |32,0 |
|Немецкая марка |19,0 |21,0 |21,0 |- |
|Японская йена |15,0 |17,0 |18,0 |18,0 |
|Фунт стерлингов |12,0 |11,0 |11,0 |11,0 |
|Французский франк |12,0 |11,0 |11,0 |- |
Источник: [10,c.114]
В настоящее время насчитывается 21,4 миллиардов СДР. Распространение
СДР осуществляется пропорционально квоте стран-членов в МВФ. При
необходимости страна может обменивать сою квоту СДР на валюту, указанную
международным Валютным Фондом, без принятия каких-либо предварительных
условий в области экономической политики. Страна должна соблюдать условия
использования около 70 % выделенных СДР в течение пятилетнего периода.
Фактически страна покупает СДР, так как должна представить свою
собственную валюту или валюту другой страны в обмен на СДР [21,c. 33-34].
Первоначально страны были обязаны восстанавливать сумму, потраченных
СДР до 30 % выделенной или доли (с января 1979 года по апрель 1981 года не
менее 18 %). С мая 1981 года это правило отменено, и страны-заемщики СДР
могут использовать всю сумму выделенного им лимита [12].
В 1979 году в рамках Европейского Экономического Сообщества была
создана региональная валютная система, получившая название Европейская
Валютная Система (ЕВС). [11,c. 125]. Непосредственный толчок планам
создания ЕВС дали Ямайские соглашения о реформе международной валютной
системы, основные принципы которых не отвечали интересам западноевропейских
стран, так как, во-первых, они не были удовлетворены функционированием
системы СДР и ее тесной связью с долларом США, во-вторых, выражали
недовольство введением плавающих курсов, отрицательно сказывающихся на их
внешней торговле и функционировании уже созданных интеграционных процессов
ЕЭС [26,c. 20].
Теоретики интеграции и организаторы ЕС неоднократно указывали на то,
что, не обеспечив стабильности в валютной сфере, не возможно не только идти
вперед к более глубокой и всесторонней координации хозяйственной политики
государств-членов ЕС, но и сохранить те этажи интеграции, которые уже
возведены [15,c. 89-90].
Необходимость в общей платежной системе интегрирующихся стран привела
к созданию в 1979 году аналога единой валюты, своеобразной «суррогатной»
счетной единицы, в которой бы производились расчеты между странами. Она
получила название ЭКЮ [11,c. 123]
ЭКЮ – (от английского European Currency Unit ) - представляет собой
региональную международную валютную систему, используемую странами-
участниками ЕВС во взаимных расчетах.
ЭКЮ не существовала в форме банкнот или монет и использовалась только
в безналичных расчетах, выполняя роль квазивалюты. Но по мере того, как все
расчеты в Западной Европе стали переводиться в ЭКЮ, эта денежная единица
стала иметь на бирже такой же курс по отношению к доллару США и другим
национальным валютам, как и любая другая реально эмитируемая в денежный
оборот конвертируемая валюта.
ЭКЮ являлась составной валютой, поддерживаемой корзиной национальных
валют стран Сообщества. Доля каждого участника зависела от его доли в
совокупном ВВП и взаимной торговле. На основе валютной корзины формировался
центральный курс ЭКЮ :
Таблица 1.2
Квота стран в ЭКЮ (%)
|Валюта |Доля |
|Немецкая марка |32,7 |
|Французский франк |20,8 |
|Английский фунт |11,2 |
|Голландский гульден |10,2 |
|Итальянская лира |7,2 |
|Бельгийский и Люксембургский франк |8,7 |
|Испанская песета |4,2 |
|Датская крона |2,7 |
|Ирландский фунт |1,1 |
|Португальское эскудо |0,7 |
|Греческая драхма |0,5 |
Источник: [26,c. 20]
Режим валютных курсов в системе предусматривал совместные изменения
курсов валют, получившие название «европейской валютной змеи». Пределы
взаимных колебаний устанавливались в размере 2,25 % от общего центрального
курса (для Италии и Испании ± 6 %). С августа 1993 года из-за обострения
валютных проблем ЕС рамки этих колебаний были расширены до ± 15,0 %.
Соблюдение указанного режима подкреплялось регулирующими мерами:
изменение процентных ставок, оказывающих влияние на валютный курс, взаимным
кредитованием Центральных банков в целях поддержания курсовых состояний и
валютными интервенциями [26].
В сентябре 1993 года в соответствии с Маастрихтским договором
«абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, однако «относительный вес»
колебался в зависимости от рыночного курса валют. Так, в октябре 1993
года доля марки ФРГ равнялась 32,6 % , французского франка – 19,9 %, фунта
стерлингов - 11,5 % , итальянской лиры – 8,1 % , датской кроны – 2,7 % и
т.д.
Эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом, так как ЕВС использовала
его в качестве реальных резервных активов. С этой целью был создан
совместный золотой фонд за счет объединения 20 % официальных золотых
резервов стран ЕВС и ЕФВС. Центральные банки внесли в фонд 2,66 тысяч тонн
золота. ЭКЮ, полученные в обмен на золото, зачислялись в валютные резервы
[21,c. 35].
Дальнейшее развитие Европейской интеграции предполагало создание
единой валюты, которая будет использоваться не только в сфере безналичных расчетов между странами, но и будет являться законным платежным средством
на территории стран участниц ЕВС. В соответствии с Маастрихтским
соглашением было решено, что такой валютой станет евро.
1.2 ВВЕДЕНИЕ ЕВРО
В 1992 году в Маастрихте была принято соглашение о введении евро –
единой расчетной европейской валюты. Этот шаг стал логическим завершением
экономической интеграции в ЕС.
Сценарий перехода к евро предусматривал введение единой валюты в три
фазы.
Фаза А началась 2 мая 1998 года с принятием решения Советом Европы о
первом составе участников валютного союза, удовлетворяющих необходимым
условиям. Под этими условиями подразумевались независимость Центральных
банков каждой из стран-участниц ЕС и соответствие четырем критериям
конвергенции: ценой стабильности, устойчивости государственных финансов,
предельных колебаний курсов в рамках механизмов обменных курсов и уровня
долгосрочных процентных ставок: o Уровень инфляции в стране не должен превышать 1,5 %, а процентные ставки – 2,0 % среднего арифметического таких же показателей в трех странах с самой низкой в ЕС инфляцией; o Курс национальной валюты должен находиться в рамках, предписанных механизмов обменных курсов (МОК); o Бюджетный дефицит не должен превышать 3,0 % ВВП, а государственный долг не должен быть выше 60,0 % от ВВП [18,c. 49-50]
Маастрихтские критерии для стран ЕС рассмотрены в таблице 1.3
Таблица 1.3
Критерии конвергенции
|Страна |Дефицит |Уровень |Государственны|Процентна|
| |государственн|инфляции, % |й долг , 1998 |я ставка |
| |ого бюджета, | |г., % ВВП | |
| |% ВВП | | | |
|Германия |-2,7 |1,4 |61,2 |5,6 |
|Франция |-3,0 |1,2 |58,1 |5,5 |
|Италия |-2,7 |1,8 |118,1 |6,7 |
|Испания |-2,6 |1,8 |67,4 |6,3 |
|Нидерланды |1,4 |1,8 |70,0 |5,5 |
|Бельгия |-2,1 |1,4 |118,1 |5,7 |
|Австрия |-2,5 |1,1 |64,7 |5,6 |
|Финляндия |-0,9 |1,3 |53,6 |5,9 |
|Ирландия |0,9 |1,2 |59,5 |6,2 |
|Португалия |-2,5 |1,8 |60,0 |6,2 |
|Люксембург |1,7 |1,4 |7,1 |5,6 |
|Великобритания |-1,9 |1,8 |53,0 |7,0 |
|Швеция |-0,8 |1,9 |74,1 |6,5 |
|Дания |0,7 |1,9 |59,5 |6,2 |
|Греция |-4,0 |5,2 |107,7 |9,8 |
Источник: [28]
Решение было принято на основе уточненных экономических показателей за
1997 год [11]. В соответствии с этим из 15 стран ЕС были определены первые
11 участников экономического и валютного союза, прошедшие маастрихтскую
селекцию (Греция, была отсеяна по четырем базовым критериям, а
Великобритания, Дания и Швеция – воспользовались правом на отсрочку
вступления в еврозону) [6,c. 29].
Фаза В перехода к единой евровалюте началась с 01.01.1999 года. На
этом этапе страны участницы ЕВС стали использовать евро в безналичных
расчетах. Была создана Европейская система Центральных банков (ЕСЦБ) в
функции которой входило:
o Регулирование безналичных расчетов; o Управление международными резервами стран-участниц ЕВС, выпуск банкнот и монет
С 1999 года осуществлялось проведение операций на денежном рынке в
евро, проведение межбанковских расчетов и расчетов между Центральными
банками стран ЕВС, установление фиксированных обменных курсов и перевод
государственных долгов в евро [19,c. 43].
На этом этапе фиксировались валютные курсы евро к национальным
валютам стран-участниц зоны евро.
Таблица 1.4
Обменные курсы евро
|Валюта |Единицы национальной валюты за 1 евро |
|Бельгийский франк |40,3399 |
|Немецкая марка |1,95583 |
|Испанская песета |166,386 |
|Французский франк |6,55957 |
|Ирландский фунт |0,787564 |
|Итальянская лира |1,93627 |
|Люксембургский франк |40,3399 |
|Голландский гульден |2,20371 |
|Австрийский шиллинг |13,7603 |
|Португальское эскудо |200,482 |
|Финская марка |5,94573 |
Источник: [12,c. 111]
Обменные курсы устанавливались только из расчета 1 евро, равного
определенному количеству национальной валюты страны-участника ЕВС.
Обратные значения курсов (например, 1 DEM= 0,52 EUR) не допускалось [19,c.
43].
В 1999 – 2002 годах во взаимных безналичных расчетах параллельно
использовались привязанные к евро национальные валюты, осуществлялась
номинация в евро всех государственных и частных финансовых активов и
пассивов зоны. Начала осуществляется единая денежно-кредитная и валютная
политика Евросоюза [12,c. 111].
Фаза С началась с 01.01.2002 года с введением в обращение евробанкнот и евромонет , которые в течение первого полугодия 2002 года являлись
законным средством платежа с национальными банкнотами и монетами. С
01.06.2002 года бывшие национальные валюты начали изыматься из обращения,
и евро стало единственной валютой стран-участниц ЕВС.
В результате появления евро прекратила свое существование ЭКЮ: она
была заменена на евро по курсу 1 ЭКЮ = 1 Евро. При этом произошла не
только смена названий европейской валютной единицы. Появился ее
принципиально новый вид. Евро в дополнении к традиционным для
международной расчетной единицы функциям международного платежного и
резервного средства стало выполнять все функции национальной денежной
единицы стран-участниц, вошедших в зоне евро [10,c. 115].
Хотя формально переход к третьей стадии ЕВС был открыт для всех стран-
членов ЕС, с самого начала было маловероятно, что все они перейдут на
евро. Поэтому определение будущих взаимоотношений между
присоединившимися странами («ins») и неприсоединившимися («pre ins») было
сосредоточено на необходимости регулирования валютных курсов между евро
и валютами, остающихся в национальном подчинении. 16-17 июня 1997 года в
Амстердаме Евросовет принял резолюцию, определяющую принципы и
фундаментальные основы такого механизма, получившего название «Механизм
обменных курсов –2» («МОК-2»).
Главная цель «МОК-2» - подготовка стран «pre ins» к присоединению к
зоне евро.
В основе механизма «МОК-2» евро играет роль центральной валюты и
счетной единицы, а валюты стран «pre ins» связаны с ней на двусторонней
основе. Значение центральных валютных курсов валют «pre ins» к евро
устанавливаются индивидуально с допустимым пределом колебаний вокруг них ±
15,0 %.
Политика валютного курса определяется большинством голосов Совета ЕС.
Выход курса за пределы 15,0 % центрального курса предусматривает принятие
корректирующих мер путем совместных интервенций на валютных рынках.
Взаимоотношение между евро и мировой валютной системой
регламентируется решениями Совета ЕС на основе принципа единогласия.
Страны участницы зоны евро предпочитают сохранить свое индивидуальное
членство в ВМФ, однако выступают как единый блок [12,c. 112 – 114].
1.3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЕДИНИЦ
Сравнительная характеристика ЭКЮ, СДР и евро позволяет выявить их
общие черты и различия.
ЭКЮ и СДР являются прообразом мировых кредитных денег, они в отличие
от евро не имеют материальной формы и представляют собой бухгалтерские
записи на счетах стран. евро, в отличие от СДР и ЭКЮ, существуют в
наличной форме.
Условная стоимость СДР и ЭКЮ определяется на основе валютных корзин,
но с разным набором валют.
Эмитентом СДР и ЭКЮ принципиально разные валютные институты. Так,
стандарт СДР был положен в основу Ямайской валютной системы уставом МВФ и
объявлен формальной основой валютных паритетов. ЭКЮ были созданы в рамках
Европейской валютной системы, которая возникла на базе западноевропейской
интеграции. Эмитентами официальных ЭКЮ был назначен Европейский фонд
валютного сотрудничества, а с 1998 года – Европейский валютный институт.
Право на выпуск коммерческих ЭКЮ получили некоторые коммерческие банки.
Для эмиссии евро была создана европейская система Центральных банков во
главе с Европейским Центральным банком (ЕЦБ).
Объем выпуска СДР был установлен заранее и, следовательно, имел
неэластичный характер. Эмиссия ЭКЮ, наоборот, эластичный характер, и
соответствовала потребностям хозяйственного оборота. Сумма эмиссии
корректировалась в начале квартала и распределялась в зависимости от
изменения официальных золотодолларовых резервов стран. Эмиссия евро также
имеет эластичный характер, поскольку эта валюта в настоящее время
единственная денежная единица стран-участниц ЕВС.
Режим валютного курса СДР - индивидуально плавающий, в то время как
курс ЭКЮ определялся совместно плавающими курсами валют, входящих в
корзину в пределах ± 2,25 % , а с августа 1993 года ± 15,0 %. Курс валюты
еврозоны и валют стран, не входящих в ЕВС, определяется исключительно на
двусторонней основе. В период с 01.01.1999 года до 01.01.2002 года курс
евро определялся на основе удельного страны в совокупном ВВП стран-членов
ЕС.
Сфера использования СДР узкая. Эта международная расчетная единица
используется в основном в официальном секторе, преимущественно для
расчетов между Центральными банками стран-членов МВФ. Сфера применения
ЭКЮ являлась более широкой, по сравнению с СДР. Кроме официального сектора
ЭКЮ использовались в частном секторе. Применение евро также охватывает
широкую сферу, что, возможно, придаст этой валюте статус полноценных
мировых денег [12,c. 101 – 103].
Подробнее сферы использования основных международных расчетных
единиц будут рассмотрены в главе 2.
ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.
2.1 СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ.
СДР выполняют ряд функций мировых денег по урегулированию платежных
балансов, пополнению официальных резервов, соизмерению стоимости
национальных валют. В современных условиях в СДР котируются курсы многих
ведущих валют капиталистических и развивающихся стран [20].
МВФ предоставляет СДР заинтересованным странам, как членам МВФ, так и
странам, не являющимся членом МВФ, интернациональным и региональным
валютным фондам и банкам [21].
СДР в основном применяются в операциях МВФ как единица пересчета
национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и
расходы выражены в СДР. МВФ использует СДР в качестве счетной единицы для
публикации валютной статистики и проведения межстрановых стоимостных
сопоставлений [3,c. 52].
Вне МВФ СДР используются в ограниченных сферах:
1. например, вместо франка Пуанкаре и франка Жерминаля в различных международных конвенциях;
2. на мировом рынке ссудных капиталов некоторые счета номинируются в СДР;
3. более 10 международных организаций получили право открывать счета в СДР.
Официально СДР могут быть использованы банками, предпринимателями,
частными лицами. Рынок частных СДР оценивается примерно в десяток
миллиардов, в основном в форме банковских депозитов, отчасти депозитных
сертификатов и международных организаций.
В качестве международного расчетного средства СДР используются в
ограниченном круге международных операций.
Главная цель СДР все же не была достигнута: они направляются в
основном на погашение задолженности по кредитам МВФ, а не на покрытие
дефицита платежного баланса. Значительные суммы СДР интенсивно
накапливаются на счетах МВФ, преимущественно в пользу стран с активным
платежным балансом. Накопление СДР выгодно по причине их большей
стабильности по сравнению с национальными валютами (СДР имеет
наднациональные гарантии). МВФ также выплачивает проценты за хранение СДР
сверх установленных лимитов [12,c. 88-89].
СДР стали использовать не только как средство платежа для проведения
официальных сделок между валютными организациями, но и для коммерческих
целей, например, в 1975 году появились облигации, выраженные в СДР, а,
начиная с 1977 года органы Международной ассоциации транспортной авиации
стали использовать СДР для оплаты проезда и грузовых тарифов. Египет
применял СДР для фиксации сборов на Суэцком канале [21,c. 32].
ЭКЮ являлась основной составляющей Европейского валютного союза. В
отличие от СДР ЭКЮ интенсивно использовались и в официальных, и в частных
секторах экономики. ЭКЮ являлась мерой стоимости. Она служила:
1. счетной единицей для валютных механизмов;
2. базой паритетов и центральных курсов валют Европейского Союза;
3. валютной единицей в составных фондах и международных валютно-кредитных и финансовых организациях;
4. средством международных расчетов Центральных банков ЕС при проведении валютных интервенций;
5. базой многовалютной оговорки главным образом по еврокредитам;
6. валютой кредитов;
7. а также для экономической и финансовой жизни и учета в ЕС.
Коммерческие ЭКЮ использовались как валюта еврооблигационных займов,
банковских депозитов и кредитов. Более 500 крупных международных
организаций использовали ЭКЮ при предоставлении кредитов. С 1984 года ТНК в
ЕС публиковали прейскуранты, выписывали счета и осуществляли расчеты в ЭКЮ.
Для страхования валютных и процентных рисков в ЭКЮ совершались фьючерсные и
опционные сделки.
Расширение сфер применения ЭКЮ было обусловлено следующими основными
причинами: . валютная корзина ЭКЮ и режим «европейской валютной змеи» снижали валютный риск; . любой банк мог «контролировать» ЭКЮ в соответствии с ее валютной корзиной, прибавлял или изымал из нее валюту по согласованию с клиентом; . ЭКЮ удовлетворяли потребность мирового хозяйства в сравнительно стабильной мировой валюте как альтернатива нестабильному доллару;
Стоит отметить, что международные расчетные единицы используются в
качестве резервных валют. Резервная валюта означает конвертируемость
соответствующей валютной единицы, устойчивость ее курса, благоприятствующий
правовой режим использования этой валюты в других странах и в
международном обмене. ЭКЮ и СДР наряду с запасами золота составляют
важнейшую часть мировых валютных резервов. Доля СДР как мировых валютных
резервов колеблется от 9,2 % в 1971 году до 3,4 % в 1992 году и 2,1 % в
1998 году. Несмотря на незначительный объем, преимущества СДР как
совокупных обязательств стран-членов МВФ позволяет использовать их как
главное активное резервное средство мировой валютной системы [21,c. 31].
ЭКЮ также является резервным стоимостным активом. Она выпускалась под
обеспечение валютных ресурсов и на нее выплачивались проценты [1,c. 251].
После введения евро в 1999 году в этой новой международной расчетной
единице выражена значительная часть государственных финансов ЕС и стран
зоны евро, также в евро номинировалась часть внешней государственной
задолженности этих стран. До 2002 года евро выполняло все функции ЭКЮ. В
период с 1999 года по 2002 год многие страны переводили часть своих активов
в евро. С 01.01.2002 года их применение значительно расширилось, так как к
ранее обозначенным функциям, добавились все функции обычной национальной
валюты.
2.2 ВЛИЯНИЕ ДОЛЛАРА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ.
В современной валютной системе доллар США фактически остается ведущим
международным платежным и резервным средством, что обусловлено более мощным
экономическим, научно-техническим, военным потенциалом США по сравнению с
другими странами. Зарубежные американские монополии выпускают больше
продукции, чем любая западноевропейская страна. Это определяет
господствующую роль США в международных экономических отношениях [12, c.
90].
Доллар США оказывает существенное влияние на международные расчетные
единицы. Например, за стандартом СДР скрывается долларовый стандарт, так
как доллар США является самым весомым компонентом корзины валют СДР.
Велико влияние доллара на единые европейские валюты – ЭКЮ (до 1999
года) и евро.
Во время существование ЭКЮ и Европейского Сообщества не было единой
валютной политики по отношению к доллару США. Колебания обменного курса
доллара вовлекали ЕВС в повторяющиеся ситуации напряженности. Сообществу
не удавалось отмежеваться от влияния американской валюты, в которой
выражалось большинство цен на мировых товарных рынках. Поэтому повышение
цен или падение обменного курса доллара США всегда сопровождались
спекулятивными операциями на валютных рынках.
При повышении курса доллара игра на денежных рынках шла на понижение
курса немецкой марки и других валют – членов ЕВС. Обменный курс «слабых»
валют падал настолько, что выходил за нижний предел коридора ЕВС. Но хотя
по отношению к доллару валюты данной системы обесценивались, все же
расстояние между их курсами внутри «решетки» ЕВС изменялось не очень
значительно.
Более опасной была ситуация, когда доллар падал и игра на рынке шла на
повышение курса немецкой марки. В таких случаях давление на немецкую марку
намного превосходило давление на другие валюты системы, курс марки
отрывался вверх и нарушал равновесие в ЕВС [15, c. 101].
Отсюда можно сделать вывод, что доллар США оказывал отрицательное
влияние на ЭКЮ и выявил неэффективность механизма ЕВС.
После введения единой евровалюты в 1999- 2000 годах наблюдалось
значительное падение ее курса по отношению к доллару США.
Причина этого заключалась во внешних условиях, связанных с более
высокими темпами экономического роста в США и более высокими процентными
ставками по сравнению с европейским уровнем. В совокупности эти факторы
привели к резкому оттоку капитала из еврозоны и обострению в 2000 году
проблемы дефицита платежного баланса.
Значительное укрепление доллара США в 1999 – 2000 годах углубило
проблему американского торгового дефицита, а возможные отклонения его курса
от экономически обоснованных величин создают угрозу для международной
финансовой системы в целом. Эксперты ООН полагают, что если США и зона
евро будут игнорировать друг друга, то это может привести к длительному
несоответствию между курсами трех важнейших валют, что, в свою очередь,
создает риск усиления торгового протекционизма и проведения девальвации с
целью повысить конкурентоспособность национальных производителей [25,c.
347].
2.3 ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ ЕВРО.
Безусловно, введение новой валюты оказало большое влияние на смену
международных расчетов, особенно в странах-участницах ЕВС. Евро частично
вытесняет из сферы обращения валюты, не ходящие в еврозону, в первую
очередь доллар США. Многие страны Азии, Латинской Америки и Африки
диверсифицировали свои валютные запасы с целью уменьшения долларовых
резервов, исходя из значительности для них торговых и инвестиционных
отношений со странами зоны действия евро. Валютные ведомства в Гонконге
в декабре 1999 года даже объявило о повышении доли евро в своих валютных
резервах с 10,0 % до 15,0 %. Для США это означает постепенное уменьшение
асимметричных преимуществ, которыми они обладали, благодаря доминирующей
роли доллара. В течение десятилетий американские правительства пытались
использовать статус доллара и обменных курсов в качестве средства для
достижения других экономических целей, как, например, поддержание
равновесия внешнеторгового баланса. ЭВС в значительной степени упразднил
эту асимметрию и затруднил эффективность долларовой дипломатии [27,c. 46].
Введение евро равнозначно появлению новой валюты, стабильность которой
превышает (за счет эффекта масштаба и роста конкурентоспособности стран
еврозоны) стабильность национальной валюты любой из этих стран.
Последствием введения евро является образование нового крупнейшего
финансового рынка в мире – второго по размеру ценных бумаг ( сумма
выпущенных в обращение внутренних долговых ценных бумаг в еврозоне в 1998
году составила примерно 54,0 % объема американского рынка) и третьего рынка
акций в мире ( фондовый рынок еврозоны из 11 стран в 1998 году составлял
3,0 % рынка США и 58,0 % - Японии). Неизбежно изменение стратегий во всех
секторах финансового рынка, так как уже существующие рынки оказались в
новой конкурентной среде [11,c. 130].
Что касается мировых финансовых центров, то если Великобритания не
присоединится к зоне евро, пальма первенства может перейти от Лондона к
Франкфурту-на-Майне и Парижу. В случае снижения статуса «налоговой
гавани» Люксембург отчасти потеряет роль мирового финансового центра [12,c.
117].
Экономическая и торговая значимость европространства постепенно
становится сопоставимой с позициями США и Японии.
Экономика стран ЕС стала менее чувствительной к колебаниям обменного
курса в результате исчезновения напряженности между европейскими валютами,
возникающее вследствие колебаний валют третьих стран или катаклизмов за
пределами ЕС. Например, в 1995 году слабость американского доллара
повлекла усиление роли немецкой марки и одновременно вызвала напряженность
в ЕВС.
Для банков введение евро означает становление в ЕС единого рынка
банковских услуг и создание единого рынка государственных и корпоративных
ценных бумаг, так как межбанковский рынок в валютах стран-участниц ЕВС
прекратит свое существование. Постепенно утратит свое прежнее значение
суверенный кредитный рынок определенных стран в пользу сравнительных
преимуществ индивидуальных национальных заемщиков.
Для промышленных компаний использование евро как валюты цены и платежа
означает снижение расходов, связанных с расчетами и страхованием валютного
риска. Это условие оказывает существенное влияние на оздоровление
финансовых предприятий и рост доходности их акций [12,c.
115].
После введения евровалюты произошли существенные структурные сдвиги на
рынках труда и капитала. При этом изменения, которые регламентированы
специальными совместными документами, для Европейского Союза более важны,
чем для самих участников зоны евро. Еще нельзя уверенно дать оценку работы
новых европейских инструментов, но уже очевидно, что структурные изменения
на рынке капитала после введения евро не ограничиваются только зоной
совместной валюты и затрагивают интересы не только стран ЕС, но и всего
мира.
В настоящее время уже произошла интеграция в торговле евро, хотя и не
во всех секторах. Рынок стал более ликвидным, а амплитуда колебаний цен
между ставками заимствований и кредитов ниже, чем была ранее.
Наблюдается устойчивый рост негосударственных долговых обязательств,
ценных бумаг, которые традиционно более популярны в США, чем в Европе.
Вместе с тем, различные международные фонды стали диверсифицировать свои
портфели ценных бумаг, уходя от национальных рынков к инструментам еврозоны
в целом [13,c.16].
В условиях единого валютного рынка Европейский Союз ожидает,
унификация правил государственного урегулирования ряда финансовых операций,
а именно: . Потеряют свою ограничительную национальную характеристику первичные дилеры по размещению ценных бумаг; . Размещение в еврозоне кредитов под залог недвижимости станет свободным, в то время как в ряде стран эта операция требует специального разрешения; . Национальные правительства станут в меньшей степени контролировать деятельность банков стран на своей территории, что в настоящее время объясняется интересами национальной денежной политики; . Различия налогообложения в отдельных странах станут рельефнее, что будет являться фактором их сравнительной конкурентоспособности. Это ускорит интеграцию налоговых систем в ЕС.
Что качается российской экономики, то появление евро повлекло за
собой изменение объективных условий интеграции России в мировую экономику.
Этот фактор требует особого внимания в сфере проведения внешнеэкономической
и валютной политики страны. Введение новой евровалюты может отразиться на
экономической ситуации в России. Это прежде всего связано с высокой
зависимостью страны от мирового рынка. К примеру, около 70,0 %
продовольственных товаров, потребляемых жителями крупнейших городов,
импортируются из-за рубежа, примерно 35,0 % внешнеторгового оборота РФ
приходится на Европейский Союз [19,c. 44].
Россия, поддерживающая тесные экономические, торговые и финансовые
отношения с ЕС, и имевшая ощутимую привязку рубля к немецкой марке, в
действительности оказалась привязанной к евро. Российские фирмы, ведущие
торговлю со странами ЕС, заинтересованы в том, чтобы выставлять счета и
оплачивать их в евро. При интенсивном использовании евро в
межгосударственных торговых операциях российские эксперты не будут нести
курсовые риски и сами страховаться от них.
Следует сказать, что введение евро – это историческое событие, которое положительно влияя на макроэкономическую ситуацию в Европе,
непосредственно затрагивает стратегические интересы России. В целом,
последствие введения новой валюты благоприятны для нашей страны. Во всех
областях валютных отношений и валютной политики открываются более широкие
возможности для решения стоящих перед Россией внешнеэкономических задач
[19,c. 45].
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ.
3.1 ИТОГИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ.
В 70-х годах оснований для веры в СДР было мало. Лишь немногие страны
с активным платежным балансом могли бы принять СДР в значительных размерах.
Перспектива аккумуляции все большей части своих резервов в СДР,
эквивалентном чего стала бы задолженность по СДР стран со слабыми валютами
не привлекала стран-участниц МВФ. Поскольку СДР не имели собственной
стоимости, которая сделала бы их приемлемыми, их стали считать
международными неразменными бумажными деньгами и сами страны и их
Центральные банки. Очень немногие страны могли надеяться на то, что МВФ
обладает суверенной властью и может создавать деньги в гарантированном
качестве законных платежных средств.
Хотя СДР не стали эквивалентом золота, Ямайское соглашение фактически
отвергло возможность для золота служить какой-либо полезной цели в рамках
международной валютной системы и официально провело мысль о том, что
национальная денежно-кредитная политика не должна ограничиваться никакими
международными правилами о валютных курсах [7,c. 276]
Создание СДР разрушило монополию национальных резервных валют. В
отличие от них это платежно-расчетное средство обладает относительной
независимостью от состояния платежных балансов и внутреннего денежного
обращения отдельных стран.
СДР играют определенную роль не только по причине их использования как
средства для пополнения резервов, но и потому, что могут представлять собой
этап для создания универсального международного платежного средства [14].
Многие экономисты считают, что СДР следует рассматривать в большей
степени как кредитный механизм, а не как резервную валюту. С другой стороны
СДР одновременно являются и тем и другим.
При наличии ряда позитивных моментов в СДР, что делает возможным их
использование как базы многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной
приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений и
урегулирования сальдо платежного баланса. Маловероятно использование СДР в
качестве главного международного резервного актива и превращение их в
полномасштабную мировую валюту. Концепция стандарта СДР утратила смысл в 90-
х годах, и предстоит изменение этого структурного принципа Ямайской
валютной системы [12, c. 86]
Введением ЭКЮ Западная Европа ответила на очевидную исчерпанность
функции Бреттон-Вудской валютной системы, с 1945 года и практиковавшей
фиксированные обменные курсы.
ЭКЮ в отличие от СДР не только обладала более широкими функциями, но и
стало в определенной степени консолидирующей основой развивающегося
интеграционного альянса западноевропейских государств. Создание ЭКЮ стало
важнейшим шагом на пути создания единой валюты Европы [1, c. 248].
ЭКЮ превратила европейскую валютную систему в важнейший центр
валютного тяготения, в котором влияние США минимально. В 90-е годы роль ЭКЮ
в международных расчетах существенно возросла, в том числе в коммерческих
операциях. Многие внешнеэкономические сделки с участием российских
субъектов внешнеэкономической деятельности также осуществлялись с расчетами
и платежами в ЭКЮ [20, c148].
После четырех лет существования евро можно подвести предварительные
итоги функционирования этой новой валютной единицы.
Для ЕС выгоды от введения евро Европейская комиссия оценила размерах
0,5 % ВВП, а экономический эффект от полностью интегрированного рынка ЕС
может достигнуть 2 % его ВВП. Введение единой валюты стимулирует дальнейшую
экономическую интеграцию европейских стран, а также усиливает положительный
экономический эффект общего рынка.
Единая валютная политика, проводимая независимым центральным банком,
постепенно стабилизирует цены, что весьма выгодно для большинства
европейских стран с низкими уровнями инфляции. Финансовый мир все активнее
применяет новую валюту.
Четкое определение различий в ценах на товары – аналоги на
национальных европейских рынках и тенденция к их сглаживанию, а также
поддержание ценовой стабильности усилили конкуренцию на европейском рынке,
значительно повысили эффективность распределения ресурсов, что в дальнейшем
послужит стимулом долговременного экономического роста.
Уже в 2000 году евро использовались многими участниками рынка – в том
числе вне зоны действия рынка - в качестве предпочтительной денежной
единицы при получении займов, вложения инвестиций или торговле товарами.
ЭВС придал стимул созданию интегрированного рынка капитала, который по
ликвидности сравним с рынком США. Евро ускорило волну реструктуризаций
предприятий, которая делает европейскую экономику более конкурентоспособной
и позволяя эффективнее разделить портфель акций. [27, c. 45]
2. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ.
Итоги функционирования СДР с 1970 года свидетельствуют о том, что
они еще очень далеки от мировых денег и неполностью выполняют функции
международных расчетных единиц [12, c92]
Проблемы стандарта СДР возникли еще на стадии его разработки. Система
СДР первоначально была задумана с ограниченной функцией дополнять приток
нового монетарного золота. Казалось возможным, что постепенное введение СДР
поможет ограничить официальный спрос на золото, по мере того, как
центральные банки освоят СДР и проникнутся к ним доверием. Но после
принятия решения относительно участия всех стран – членов МВФ в получении
квот СДР, вероятность того, что новая система будет принята странами с
положительным сальдо платежных балансов, значительно сократилась. Причиной
было беспокойство о том, что лишь ограниченное число государств,
испытывавших хронические трудности с платежными балансами, быстро
используют свои квоты СДР и примут обязательство ликвидировать свои
дебиторские позиции. В то же время, страны с положительным платежным
балансом, у которых могли образоваться значительные кредитовые остатки в
СДР, вскоре утратили бы всякое желание аккумулировать СДР в возрастающих
пропорциях, поскольку не видели бы перспектив возможного сокращения таких
позиций, а также потому, что основными должниками оказались бы слабые в
финансовом отношении страны.
Еще одним недостатком СДР стало наделение их полновесной золотой
оговоркой, которая могла быть изменена путем внесения поправок в Устав МВФ.
Эта гарантия была фактически шире, чем применявшаяся по обычным
заимствованиям МВФ. Некоторые экономисты считали, что золотая оговорка
будет препятствовать использованию СДР каждый раз при возникновении угрозы
цене золота.
Самый серьезный недостаток СДР состоял в том, что в ходе переговоров
концепция этого стандарта была изменена и из дополнения к золоту СДР также
стали дополнением к резервным валютам, прежде всего к доллару США [7, c.
276-277]
После выпуска СДР возник еще ряд проблем.
Например, после отмены золотого содержания СДР возникла проблема их
обеспечения. На сегодняшний день этот вопрос не решен и СДР не имеют
собственной стоимости. Число валют, входящих в корзину СДР снижается
(с 16 валют в 1974 году, до 5 – в 1981)
Существенной является проблема эмиссии и распределения СДР.
Развивающиеся страны при распределении СДР получают ограниченные Суммы, не
превышающие ј от общего объема. Поэтому развивающиеся государства
предлагают пересмотреть правила распределения СДР. В связи с этим был
выдвинут «принцип связи», предусматривающий: - производство замены существующего метода распределения СДР, основанного на квоте в МВФ, на метод, базирующийся на размерах ВВП и других экономических показателях. - распределение СДР через Международный Банк Реконструкции и Развития и через региональные банки - добровольное перечисление развитыми странами своей доли в выпуске СДР организациям развития и помощи развивающимся государствам; - использование СДР не только на покрытие дефицита баланса международных расчетов, но и на цели экономического развития [12, c.
117-118]
Как уже отмечалось, на сегодняшний день стандарт СДР является
бесперспективным и нуждается в принципиальном пересмотре [16].
Далее особое внимание следует уделить проблемам функционирования евро,
как важнейшего претендента на место мировой расчетной единицы.
С первыми трудностями использования евро столкнулись на переходном
этапе, когда евровалюта только начинала вводиться в безналичной форме. Эта
чисто техническая трудность заключалась в том, что банки должны были
переоформить банковские счета из традиционных национальных валют в евро.
Были затрачены огромные средства на подготовительную работу с
государственными институтами, крупными корпорациями и мелкими компаниями
накануне введения евро. Также было обязательным проведение конверсии
основной массы национальных наличных денег в евро. До конца 2001 года
проводилась обширная информационная кампания, целью которой было
разъяснение банкам, крупным корпорациям, мелким предпринимателям и
населению механизма обращения банкнот и монет евро, а также технологии
конверсии национальных валют. Банки и торговые организации зоны евро должны
были быть готовы к использованию новой валюты в строго определенные сроки.
Крупной экономической проблемой функционирования валютного союза на
этапе перехода к евро являлось формирование единой денежно- кредитной
политики стран – участниц еврозоны. Очень трудно подобрать комбинацию мер,
которая бы удовлетворяла все страны Евросоюза. В настоящее время экономика
отдельных стран Европы находятся на подъеме, но при этом темпы их роста
неодинаковы, при этом каждая имеет свои особенности. Несмотря на это
европейский Центральный Банк и дальше намерен проводить единую денежную
политику для всех стран еврозоны.
Единая денежная политика означает, что ЕЦБ установит единые процентные
ставки в соответствии с экономическими условиями в еврозоне. В целом эти
условия считаются благоприятными, за исключением высокого уровня
безработицы. Хотя 11 стран сблизили темпы инфляции, процентные ставки и
величину бюджетного дефицита, они сумели достичь этого проводя различную
денежную и фискальную политику. Темпы экономического роста и уровень
безработицы существенно варьируют в этих странах. Так, по данным
статистики, в 1997 году темпы экономического роста в Ирландии развивались 8
%, в Финляндии – 5,9 %, в Италии – 1,5 %. В том же году безработица в
среднем в еврозоне составляла 11,6 %, в Испании – 20,8 %, в Люксембурге –
3,7 %.
В еврозоне можно выделить две группы стран с конфликтующими
потребностями: страны «ядра», к которым относятся Германия, Австрия,
Франция, Люксембург и Бельгия, и страны «периферии», включающие Испанию,
Португалию, Италию, Ирландию. Проведение жесткой денежно-кредитной и
фискальной политики угрожают экономическому росту в странах «ядра». В свою
очередь, в странах «периферии» быстрый экономический рост угрожает
«перегревом» экономики [11,c. 38].
Наряду с выгодами от введения единой валюты и центральной денежно-
кредитной политики некоторые издержки неопределенности неизбежны.
Необходимо сопоставить выгоды от введения единой валюты с происходящей при
этом потерей двух высокоэффективных инструментов экономического
регулирования – независимой денежной политики и самостоятельного
определения обменных курсов [6].
В связи с введением евро нужно особо выделить проблему перелива
капитала. «Приливы» и « отливы» спекулятивного (высокомобильного) капитала
в последнее десятилетие являются серьезным дестабилизирующим финансовые
рынки фактором. Европа решила проблему борьбы с подобными переливами
капитала, обусловленными игрой на валютных курсах и процентных ставках: с
введением единой валюты Европа стала зоной стабильности.
Негативным последствием введения евро считается невозможность
использования номинального обменного курса в качестве инструмента
макроэкономического регулирования. Некоторые экономисты утверждают, что
соответствие той или иной страны критериями конвергенции является чисто
формальным фактом и не является достаточным основанием для вывода о
сближении европейских экономик и введения единой валюты.
Эксперты и политики указывают на серьезность проблем, которые могут
возникнуть между странами – участницами валютного союза и остальными
членами ЕС. Для характеристики их отношений используют понятия «Европа
разных скоростей», «двухъярусная Европа», «Европа инсайдеров и
аутсайдеров». Высказываются опасения, что члены валютного союза будут
склонны обсуждать проблемы исключительно друг с другом, не принимая во
внимание мнение остальных членов Евросоюза, что может повредить развитию
общего рынка. Выработка общей политики без консультаций и учета интересов
аутсайдеров еврозоны может существенно затруднить присоединение последних к
союзу в дальнейшем. В результате может произойти усиление различий между
инсайдерами и аутсайдерами [11, c39]
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ.
Современную международную валютную систему иногда называют
«несистемной», поскольку механизм регулирования обменных курсов между
основными международными расчетными единицами практически отсутствует. Хотя
плавающие курсы не привели к стабильному балансу экономического обмена
между отдельными звеньями мировой экономики, упорядочению международных
финансовых потоков и стабилизации валютной сферы, их введение
способствовало урегулированию дефицитов и избытков во внешних расчетах ряда
стран и ослаблению напряженности в международных отношениях.
В 80-х годах была выявлена неэффективность функционирования механизма
плавающих курсов, а с середины 80-х годов начались поиски путей
совершенствования механизма регулирования платежных балансов. В рамках
проекта предполагалось обеспечение большей стабильности валют ведущих
промышленно развитых стран и создание механизма согласования их
макроэкономической политики. Для этого нужно было увеличить государственное
вмешательство, направленное на стабилизацию национальной валюты, также было
предложено осуществлять согласованное государственное вмешательство в
функционирование валютных рынков [2,c. 32]
Эволюция международной валютной системы состояла в расширении сферы
либерализации международных валютных отношений. Этот процесс имеет две
стороны:
Во–первых, это жесткие требования МВФ к своим членам по поводу
принятия обязательств о запрете ограничений на осуществление платежей и
переводов по текущим международным операциям, участия в дискриминационных
валютных соглашениях и принятия практически множественности валютных курсов
без одобрения МВФ.
Во-вторых, это отмена ограничений на международное движение капиталов,
т.е. установление конвертируемости валют в полном объеме.
В результате были выработаны некоторые предложения, которые могут быть
заложены в основу новой мировой валютной системы.
Прежде всего это:
> образование нескольких мировых «валютных полюсов» при сокращении доминирующей роли доллара США;
> отход от свободного «плавания» курсов валют;
> усиление мер по регулированию мировой валютной системы, включая наращивание международного регулирования внутренней макроэкономической политики ведущих стран
> введение тотальной конвертируемости всех валют;
> временный отказ от планов превращения СДР в стержень мирового валютного устройства и от возврата к системе паритетов, выраженных в СДР.
В свою очередь, введение евро также может существенным образом
повлиять на механизм реализации международной валютной системы и стать
одним из важных ее звеньев [1]
Из вышесказанного следует, что перспективы введения евро, как новой
международной расчетной единицы, которой уготована миссия уникального
инструмента конвергенции, нуждаются в более детальном изучении.
Общепризнанным фактом является то, что «весомость» денежной единицы –
это по преимуществу функция от лежащих в ее основе экономической силы,
связанных с ней торговых структур и развитием ее рынков капитала. По данным
статистики, население стран зоны действия евро по численности превышает
население США ( соответственно 290 миллионов и 270 миллионов человек ) , и
это делает евро денежной единицей самой крупной в мире группы состоятельных
потребителей. Общий объем товарной торговли стран еврозоны с остальным
миром примерно на 25,0 % превышает соответствующий объем торговли США и
вдвое больше, чем Японии. Если к валютному союзу другие страны–участницы ЕС и более бедные члены ЭВС ликвидируют свое отставание по основным
показателям от более успешных партнеров по Союзу, тогда величина валового
национального дохода сможет превысить соответствующий показатель США. В
перспективе, страны, входящие в зону евро, смогут догнать США по своей
экономической мощи во всех ключевых областях экономики [27,c. 112].
Прогнозируется, что общая масса евро на валютных рынках будет больше,
чем прежняя сумма, заменяемых ею валют, то есть ожидается переток части
средств из других валют, прежде всего доллара и йены в евро.
Специалисты прогнозируют существенные изменения, привносимые евро в
международные экономические валютно-кредитные и финансовые отношения. В
еврозоне увеличится предложение на денежном рынке и рынке капитала за счет
сокращения объемов валютных ресурсов стран зоны евро, равно как и снижение
потребностей правительств в новых займах при стабилизированных
государственных финансах. Это сделает данные рынки более свободными и
динамичными, главной фигурой на них станет не государственный, а частный
заемщик, а основные инвестиции пойдут не в государственные обязательства, а
в ценных бумагах предприятий, в том числе в их акции, что в большей мере
свяжет кредитный и фондовый рынок ЕС с производством, а оборот капитала в
целом ускорится.
В международном плане ожидается активизация участия стран зоны евро в
переплетении капиталов. Субъекты рынка станут активнее выступать как
инвесторы. Начнется новая волна слияний и поглощений, направленная на
укрепление предприятий и банков ЕС до размеров, позволяющих функционировать
в масштабах всей зоны [6].
Уже произошли коренные изменения на валютном рынке. Ожидается, что
мировые рынки сконцентрируются на торговле тремя основными валютами:
долларом США, евро и японской йеной, конкуренция между которыми усилится.
Вследствие сокращения числа валют и исчезновения валютных рисков банки
лишатся возможности получать доход от обмена европейских валют,
хеджирования, арбитражных сделок. Обострится конкуренция среди европейских
банков, а также исчезнут запреты на перевод средств за границу.
«Прозрачность» ценообразования по услугам, стандартизация товаров
внутри Европы, потребность получать доход на инвестициях, связанных с евро,
также будут способствовать усилению конкуренции в Европейском банковском
секторе.
Существенное влияние будет оказано и на фондовый рынок, поскольку
введение единой валюты обусловило выравнивание уровня процентных ставок.
Государства зоны евровалюты будут расширять свои конкурентные возможности
как эмитенты ценных бумаг благодаря улучшению условий конкуренции между
государствами – эмитентами. Ограничения в доступе на рынок, обусловленные
наличием разных валют исчезнут. Таким образом, валютная интеграция
мобилизует резервы экономического роста в Европе и в мире [11,c. 48].
Европейцы с уверенностью могут ожидать политических и экономических
преимуществ. Это выражается в большем объеме контроля, которым европейцы
будут располагать в отношении своих народных хозяйств. Например, им уже не
нужно будет бороться с опустошительными убытками, которые провоцируются
большими выбросами доллара на европейский рынок. Экономика стран зоны
действия евро в целом стала менее восприимчивой к доллару. Несомненно, что
евро будет в возрастающей степени ограничивать американское господство
[27,c. 114].
Актуален анализ перспектив развития евро для России.
Прогнозируется , что российские экспортеры и импортеры выиграют от
перехода на евро уже вследствие того, что осуществление расчетов будет
производится на базе одной валюты. Эти преимущества особенно очевидны при
реализации европейскими консорциумами крупных проектов в России. Кроме
того, предсказываемое обострение конкуренции между европейскими
производителями товаров и услуг скорее всего приведет к снижению цен на
импорт из ЕС.
В равной степени можно ожидать роста инвестиций из Европы в Россию.
В целом появление единой европейской валюты полностью соответствует
финансовым интересам России. Стабильность евро может оказать благоприятное
влияние на российские финансы , позволит совмещать использование евро в
качестве резервной и инвестиционной валюты, преодолеть долларовую монополию
в международных расчетах. Подводя итоги , можно сказать , что евро
рассматривается прежде всего как средство для достижения дальнейшей
культурной и , возможно , политической интеграции [11,c. 52].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мы рассмотрели основные положения теории и практики использования
международных расчетных единиц.
В заключении можно сделать вывод, что данные валютные единицы еще
очень далеки от мировых денег и необходимо их дальнейшее совершенствование,
но тем не менее, международные расчетные единицы играют существенную роль в
мировой валютной системе и оказывают влияние не только на экономику
отдельных регионов, но и на все мировое хозяйство стран, осуществляющих
внешнеэкономическую деятельность. Поэтому, наднациональные финансовые и
валютно-кредитные институты, а также региональные финансовые организации
должны уделить особое внимание проблемам использования международных
расчетных единиц и разработать стратегию их полного внедрения в мировую
экономику.
Для России также важна проблема использования международных расчетных
единиц в межгосударственных сделках, так как расширение внешнеэкономических
связей является одним из факторов процветания экономики страны.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения // М.: 2001
2. Алексеев А.М. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения // М.: 1984
3. Бойченко А.В., Дубинин С.К. Финансы, кредит и валютные отношения зарубежных стран // Издательство Моск. ун-та , 1989
4. Буторина О. Перспективы евро в качестве международной валюты //
Рынок ценных бумаг – 2001 - № 14
5. Буторина О. , Рубль, доллар, евро // Международная жизнь – 2002
– №2
6. Валиуллин Х. Валютный Рубикон европейской интеграции // Мировая экономика и международные отношения 1999 - № 11
7. Гилберт М. В поисках единой валютной системы // М.: Прогресс ,
1984
8. Делягин М.О. Некоторые последствия введения евро // Власть –
1998 - № 8 – 9
9. Денежное обращение и кредит капиталистических стран // Под редакцией Красавиной Л.Н. М.: 1989
10. Деньги , кредит , банки // Под редакцией Жукова Е.Ф. , М: 2003
11. Золотухина Т.И. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты // Вопросы экономики – 1998 - № 9
12. Красавина Л.Н. Международные валютные и кредитно-финансовые отношения М.: 2001
13. Мааг Р. Изменения в макроэкономике и европейской финансовой системе после введения евро // Проблемы, теория и практика управления –2002 - № 2
14. Максимова Л.М. , Носкова И.Я. Международные экономические отношения // М.: 1995
15. Максимова Л.М. , Шишков Ю.В. Европейское сообщество: регулирование интеграционных процессов // М.: 1986
16. Пищик В.Я. Евро и доллар США. Конкуренция и партнерство в условиях глобализации // М.: 2002
17. Проблемы валютной интеграции в ЕС // Экономика и управление в зарубежных странах – 2000 - № 80
18. Саркисянц А. Особенности перехода на единую евровалюту //
Аудитор – 1998 - № 10
19. Суворов А.В. Введение единой европейской валюты – исторический шаг // Аудитор – 2002 - № 3
20. Сутырин С.Ф. , Харламова В.Н. Международные экономические отношения // СПб.: 1996
21. Федоров М.В. Валюта, валютные системы и валютные курсы //М.:
1994
22. Черкасов В.Ю. Проблемы и перспективы единой денежной системы в
Европе // Банковское дело – 1998 - № 9
23. Черкасов В.Ю. Проблемы и перспективы единой денежной системы в
Европе // Банковское дело – 1998 - № 10
24. Черковец О. Становление валютного союза в Европе: от ЭКЮ к
«евро» // Экономист – 1996 – № 9
25. Шмелев Н.П. Европа : вчера, сегодня, завтра // М.: 2002
26. Шмырева А.И. , Колесников В.И. , Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения // СПб.: 2001
27. Эверст С. Голос в пользу единой Европы // Internationale politik – 2000 - № 3
28. http://www.blomberg.com/emu/