Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Устранения страхов с помощью арт-терапии

Устранения страхов с
помощью арт-терапии

Туфанова В.А.

Эмоциональное
развитие ребенка – это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются,
плачут, испытывают страх, печаль. В каждом возрасте наблюдаются нормативные
страхи, при благоприятных обстоятельствах жизни они исчезают. Но бывают случаи,
когда страхи накапливаются, мешают личностному развитию ребенка и создают для
него адаптационные, невротические и другие проблемы. Когда эмоциональное
состояние становится патологическим, необходима специальная коррекционная
работа.

Одним
из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия.
Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве,
в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Творческий процесс
является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической
форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее
разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним
конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и
переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию
напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей.
Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха на
столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию.

Сам
факт получения задания нарисовать страх организует деятельность детей и
мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать
страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к
выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер –
страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом,
встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать
его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем
осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе
способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект
страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку
сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как
художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит
эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от
выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия
психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и
тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

Процесс
арт-терапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также
увидеть различные пути их решения.

Рисование
предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности
мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей
фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждения. Они
легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа
рисунка и выразить свое отношение к нему. Рисуя, ребенок дает выход своим
чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в
различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими,
неприятными и травмирующими образами.

Повторное
переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его
травмирующего звучания. Отождествляя себя с положительными и сильными,
уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: защищает близких, побеждает
врагов. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть
ощущения силы, геройства, способности противостоять злу и насилию.

Рисование
неотрывно от эмоций удовольствия, радости, даже гнева, но не страха и печали.

Рисование
выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей
действительности, моделирования взаимоотношений и выражений эмоций, в том числе
и отрицательных, негативных. Это не означает, что активно рисующих ребенок
ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что
само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.

Успешность
устранения страхов зависит от знания причин и особенностей их развития.
Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя мотивированную
структуру. Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также
положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного
устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за
то, что он боится, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную
ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и
внешним угрозам.

Посредством
рисования в первую очередь удается устранить страхи, порожденные воображением,
то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении
ребенка. За тем идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но
произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему
времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Недостаточный
эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие,
например застревание в лифте, укус собаки, пожар и т.д., было недавно. По
этическим соображением нельзя просить ребенка отобразить страх смерти
родителей.

Не
нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования,
поскольку это одно их условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они
останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

В
любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть
страх сделать что либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою
неудачу. Необходимо помнить, что арт-терапевт не ставит цель научить ребенка
рисовать, основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и
самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных
способностей.

Родители
должны стремиться всячески, поощрять детей к рисованию, поддерживать и хвалить
при этом, даже за сам факт рисования. Если родители имеют тревожно-мнительный
характер, то эффект от рисования страхов у детей снизиться вдвое. Отрицательно
влияют на результаты рисования страхов, отсутствие жизнерадостности в семье,
бесконечные разговоры о самочувствии. В подобной атмосфере дети меньше рисуют и
играют, на рисунках заметное преобладание черного и серого цвета.

Хочется
сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это
посторонний доброжелательно настроенный человек, то эффект от рисования
оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это
заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются
устранить их страхи, скрывая собственные.
Список литературы

1.
А.И. Копытин «Основы арттерапии»; СПб, 1999

2.
А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»; СПб, 2000

3.
В. Оклендер «Окна в мир ребенка»; М, 1997

4.
Д. Алан «Ландшафт детской души»; СПб, 1997

5.
К. Рудестам «Групповая психотерапия»;СПб, 1998

.
А.А. Осипова «Общая психокоррекция»; М, 2000

Автор:
Педагог-психолог Туфанова В.А., г. Москва

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Деловая репутация и имидж вуза
Реферат Донские казаки и революция на примере судьбы Григория Мелехова по роману М А Шолохова Тихий дон
Реферат Біографія Марко Вовчок (1833—1907)
Реферат The Odyssey An Epic By Homer Essay
Реферат Наш край наприкінці ХХ ст на початку ХХI ст
Реферат Say No To Marijuana Legalization Essay Research
Реферат Медея (Medeia)
Реферат 3. інформаційна система
Реферат Сравнительный анализ конституций России и США
Реферат Жизнь и творчество АП Чехова
Реферат Рынок труда и занятости, отечественный и зарубежный опыт. Правовой и экономический аспекты
Реферат "Мильон терзаний" Чацкого
Реферат Банковская система Республики Казахстан: проблемы и перспективы её развития
Реферат Система мотивации работников
Реферат Разработка стратегии повышения эффективности механизма обеспечения конкурентоспособности атомной энергетики РФ