Устранения страхов с
помощью арт-терапии
Туфанова В.А.
Эмоциональное
развитие ребенка – это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются,
плачут, испытывают страх, печаль. В каждом возрасте наблюдаются нормативные
страхи, при благоприятных обстоятельствах жизни они исчезают. Но бывают случаи,
когда страхи накапливаются, мешают личностному развитию ребенка и создают для
него адаптационные, невротические и другие проблемы. Когда эмоциональное
состояние становится патологическим, необходима специальная коррекционная
работа.
Одним
из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия.
Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве,
в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Творческий процесс
является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической
форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее
разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним
конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и
переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию
напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей.
Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха на
столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию.
Сам
факт получения задания нарисовать страх организует деятельность детей и
мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать
страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к
выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер –
страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом,
встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать
его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем
осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе
способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект
страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку
сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как
художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит
эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от
выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия
психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и
тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.
Процесс
арт-терапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также
увидеть различные пути их решения.
Рисование
предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности
мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей
фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждения. Они
легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа
рисунка и выразить свое отношение к нему. Рисуя, ребенок дает выход своим
чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в
различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими,
неприятными и травмирующими образами.
Повторное
переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его
травмирующего звучания. Отождествляя себя с положительными и сильными,
уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: защищает близких, побеждает
врагов. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть
ощущения силы, геройства, способности противостоять злу и насилию.
Рисование
неотрывно от эмоций удовольствия, радости, даже гнева, но не страха и печали.
Рисование
выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей
действительности, моделирования взаимоотношений и выражений эмоций, в том числе
и отрицательных, негативных. Это не означает, что активно рисующих ребенок
ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что
само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.
Успешность
устранения страхов зависит от знания причин и особенностей их развития.
Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя мотивированную
структуру. Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также
положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного
устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за
то, что он боится, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную
ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и
внешним угрозам.
Посредством
рисования в первую очередь удается устранить страхи, порожденные воображением,
то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении
ребенка. За тем идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но
произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему
времени эмоциональный след в памяти ребенка.
Недостаточный
эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие,
например застревание в лифте, укус собаки, пожар и т.д., было недавно. По
этическим соображением нельзя просить ребенка отобразить страх смерти
родителей.
Не
нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования,
поскольку это одно их условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они
останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.
В
любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть
страх сделать что либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою
неудачу. Необходимо помнить, что арт-терапевт не ставит цель научить ребенка
рисовать, основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и
самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных
способностей.
Родители
должны стремиться всячески, поощрять детей к рисованию, поддерживать и хвалить
при этом, даже за сам факт рисования. Если родители имеют тревожно-мнительный
характер, то эффект от рисования страхов у детей снизиться вдвое. Отрицательно
влияют на результаты рисования страхов, отсутствие жизнерадостности в семье,
бесконечные разговоры о самочувствии. В подобной атмосфере дети меньше рисуют и
играют, на рисунках заметное преобладание черного и серого цвета.
Хочется
сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это
посторонний доброжелательно настроенный человек, то эффект от рисования
оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это
заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются
устранить их страхи, скрывая собственные.
Список литературы
1.
А.И. Копытин «Основы арттерапии»; СПб, 1999
2.
А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»; СПб, 2000
3.
В. Оклендер «Окна в мир ребенка»; М, 1997
4.
Д. Алан «Ландшафт детской души»; СПб, 1997
5.
К. Рудестам «Групповая психотерапия»;СПб, 1998
.
А.А. Осипова «Общая психокоррекция»; М, 2000
Автор:
Педагог-психолог Туфанова В.А., г. Москва
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su