Реферат по предмету "Биология и химия"


Наследование групп крови резус

Наследование групп крови резус

На
рисунке представлено положение резус белка резус в мембране эритроцитов.



Почему
он так назван? В 30-40-х годах, когда довольно интенсивно проводились исследования
групп крови, было обнаружено, что антитела к группе крови мартышки резус
агглютинируют у некоторых людей их эритроциты.

Агглютинация
– это процесс склеивания эритроцитов под действием антител к белам,
расположенным на мембранах эритроцитов. На рисунке ниже представлен картина
агглютинации. Здесь изображены капельки крови , к которым добавлена сыворотка,
содержащая антитела к резус-белку. Синим обведены капли, в которых с кровью
ничего не происходит. Если реакция при добавлении антител не идет, то, значит у
данного человека резус-белок отсутствует. Красным обведены образцы крови, в
которых происходит агглютинация. Буквами помечены капли крови, которые реакцию
дают, но очень слабую. Такое встречается у приблизительно 1% людей, и это так и
называемый слабый резус фенотип.



С
чем это связано? На рисунке ниже буквами представлена последовательность
резус-белка. Вы знаете, что белок состоит из 20 аминокислот, каждая из которых
обозначается своей буквой. Ген (последовательность нуклеотидов, соответственно,
в 3 раза более длинная последовательность, записанная только четыремя буквами,
а не 20), который кодирует резус-белок, называется RHD.

АМИНОКИСЛОТНАЯ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕЗУС-БЕЛКА ЧЕЛОВЕКА

(каждая
аминокислота обозначена одной буквой):

Информация из
базы данных NCBI

Human RhD blood group antigen mRNA,
complete cds

ORGANISM Homo sapiens

standard_name="RhD"

MSSKYPRSVRRCLPLWALTLEAALILLFYFFTHYDASLEDQKGLVASYQV

GQDLTVMAAIGLGFLTSSFRRHSWSSVAFNLFMLALGVQWAILLDGFLSQ

FP
SGKVVITLFSIRLATMSALSVLISVDAVLGKVNLAQLVVMVLVEVTA

LGNLRMVISNIFNTDYHMNMMHIYVFAAYFGLSVAWCLPKPLPEGTEDKD

QTATIPSLSAMLGALFLWMFWPSFNSALLRSPIERKNAVFNTYYAVAVSV

VTAISGSSLAHPQGKISKTYVHSAVLAGGVAVGTSCHLIPSPWLAMVLGL

VAGLISVGGAKYLPGCCNRVLGIPHSSIMGYNFSLLGLLGEIIYIVLLVL

DTVGAGNGMIGFQVLLSIGELSLAIVIALTSGLLTGLLLNLKIWKAPHEA

KYFDDQVFWKFPHLAVGF

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НУКЛЕОТИДОВ КОДИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ГЕНА РЕЗУС-БЕЛКА ЧЕЛОВЕКА

Информация
из базы данных NCBI




1





atgagctcta





agtacccgcg





gtctgtccgg





cgctgcctgc





ccctctgggc





cctaacactg







61





gaagcagctc





tcattctcct





cttctatttt





tttacccact





atgacgcttc





cttagaggat







121





caaaaggggc





tcgtggcatc





ctatcaagtt





ggccaagatc





tgaccgtgat





ggcggccatt







181





ggcttgggct





tcctcacctc





gagtttccgg





agacacagct





ggagcagtgt





ggccttcaac







241





ctcttcatgc





tggcgcttgg





tgtgcagtgg





gcaatcctgc





tggacggctt





cctgagccag







301





ttcccttctg





ggaaggtggt





catcacactg





ttcagtattc





ggctggccac





catgagtgct







361





ttgtcggtgc





tgatctcagt





ggatgctgtc





ttggggaagg





tcaacttggc





gcagttggtg







421





gtgatggtgc





tggtggaggt





gacagcttta





ggcaacctga





ggatggtcat





cagtaatatc







481





ttcaacacag





actaccacat





gaacatgatg





cacatctacg





tgttcgcagc





ctattttggg







541





ctgtctgtgg





cctggtgcct





gccaaagcct





ctacccgagg





gaacggagga





taaagatcag







601





acagcaacga





tacccagttt





gtctgccatg





ctgggcgccc





tcttcttgtg





gatgttctgg







661





ccaagtttca





actctgctct





gctgagaagt





ccaatcgaaa





ggaagaatgc





cgtgttcaac







721





acctactatg





ctgtagcagt





cagcgtggtg





acagccatct





cagggtcatc





cttggctcac







781





ccccaaggga





agatcagcaa





gacttatgtg





cacagtgcgg





tgttggcagg





aggcgtggct







841





gtgggtacct





cgtgtcacct





gatcccttct





ccgtggcttg





ccatggtgct





gggtcttgtg







901





gctgggctga





tctccgtcgg





gggagccaag





tacctgccgg





ggtgttgtaa





ccgagtgctg







961





gggattcccc





acagctccat





catgggctac





aacttcagct





tgctgggtct





gcttggagag







1021





atcatctaca





ttgtgttgct





ggtgcttgat





accgtcggag





ccggcaatgg





catgattggc







1081





ttccaggtcc





tcctcagcat





tggggaactc





agcttggcca





tcgtgatagc





tctcacgtct







1141





ggtctcctga





caggtttgct





cctaaatctt





aaaatatgga





aagcacctca





tgaggctaaa







1201





tattttgatg





accaagtttt





ctggaagttt





cctcatttgg





ctgttggatt





ttaagcaaaa







1261





gcatccaaga





aaaacaaggc





ctgttcaaaa





acaagacaac





ttcctctcac





tgttgcctgc







1321





atttgtacgt





gagaaacgct





catgacagca





aagt//





 





 






У
большинства людей (85%) имеется ген резус-фактора, но у 15% этот ген
отсутствует, отсутствует соответствующий гену нуклеотидный "текст" .
Если этот ген присутствует, то он определяет у человека синтез резус-белка.
Если же его нет, то резус-белок не синтезируется.

Такие
разные "состояния" гена – вариации нуклеотидного "текста"
называются альтернативными формами или коротко –аллелями. В данном случае
вариация – это наличие или отсутствие всей нуклеотидной последовательности
гена.

У
человека может встречаться 3 варианта сочетания резус-аллелей. Человек, у
которого 2 аллеля с присутствующим геном, имеет группу крови резус
положительную (рис. 4 вверху). Если у человека на одной из хромосом ген
отсутствует, то белок все равно синтезируется с гена на другой хромосоме; и
резус-группа также положительная (рис. в середине). Белок не синтезируется
только в том случае, когда ген отсутствует на обоих хромосомах. Только в этом
случае группа крови резус-отрицательная (рис. 4 внизу).



Вопрос,
который был задан, описывал ситуацию, когда оба родителя имеют два разных
аллеля. То есть оба они резус-положительны, но второй аллель у них не содержит
последовательность, кодирующую резус-белок. И оба их ребенка получили от
каждого из родителей как раз этот аллель с отсутствующим геном. Несложно
рассчитать вероятность рождения в такой семье ребенка с отрицательным
резус-фактором. Она равна 25% (1/2*1/2=1/4); вероятность же рождения обоих
детей с резус-отрицательной группой крови – 1/16.

Стоит
упомянуть о резус-конфликте. Его суть заключается в следующем. Если мать
резус-отрицательна, ее муж резус-положительный, и ребенок наследует от отца
Rh+, то в крови матери могут начать вырабатываться антитела против
резус-фактора плода. При первой беременности этого обычно не происходит, но при
родах возможен контакт с белками крови ребенка, и у матери могут появиться в
крови антитела к резус-фактору. Тогда при следующей беременности резус-положительным
плодом материнские антитела разрушат эритроциты ребенка. Это заболевание
называется гемолитическая желтуха (ребенок рождается весь желтый и обычно
вскоре умирает). Описано это заболевание впервые в 1609 году французской
акушеркой. Когда была разработана процедура переливания крови, то таких детей
научились спасать. Им делали заменное переливание крови, т.е. полностью сливали
всю их кровь, и вводили новую. Теперь, когда установлены причины
резус-конфликта, поступают следующим образом. Если во время беременности, у
женщины кровь резус-отрицательна, а у мужа резус-положительна, следят за
уровнем антител к резус-фактору и проводят необходимое лечение, если титр этих
антител начинает возрастать. Стоит отметить, что если мать резус-положительна,
а сам ребенок резус-отрицателен, то конфликта не происходит.

Я
бы хотела отметить один из полученных ответов на этот вопрос. Когда мы
составляли вопросы для лекций, мы получили реальный вопрос из газеты «АиФ» с
просьбой разъяснить, в чем дело. Мы решили включить этот вопрос в опросник, с
целью проверить, насколько наши слушателе знакомы с генетикой. Собственно,
вопрос предполагался как чисто учебный. И вот один из ответов был следующим: «Я
бы не рискнул отвечать на этот вопрос, так как я не специалист, а от моего ответа
зависит семейное счастье человека». Хочется выразить уважение человеку, который
так ответил на вопрос, потому что он воспринял контекст, в котором стояла чисто
учебная задача. Он продемонстрировал понимание этических аспектов, связанных с
наукой. Я думаю, вы понимаете, что существует ответственность ученого, и
замечательно, что в вашей аудитории есть люди, которые уже сейчас настолько
ясно понимают связь науки с реальной жизнью.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bio.fizteh.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Заходняя Беларусь у складзе польскай дзяржавы ў 1921-1939 гг.
Реферат Обогащение словарного запаса на уроках развития речи в младших классах вспомогательной школы
Реферат О компании Airbus Каталог самолетов 2 2
Реферат Орфей с берегов Тежо
Реферат Фольклорные элементы в повести Николая Гоголя Тарас Бульба
Реферат Агентский договор № от 201 г
Реферат Проект разработки и принятия управленческого решения по эффективной организации маркетинговой работы на предприятии
Реферат Православная культура и её роль в развитии личности дошкольников
Реферат «Бог помочь вам!..»
Реферат Бутмирская культура
Реферат Разработка узла с функцией перевода чисел из формата в формат
Реферат Andromeda Strain Essay Research Paper Michael Crichton
Реферат Індивідуальна робота бібліотеки з обдарованими дітьми
Реферат База данных Домашняя библиотека
Реферат Перспективы развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации