Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Педагогика как наука

Педагогика
как наука

Каждая наука в одном и том же объекте
изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия
объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание
как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками.
Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент
развития общества, его производительных сил и производственных отношений;
история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики;
психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека.
Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого,
собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который
специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе
«вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим
предметом воспитание человека.

Изучение всякой науки начинается с
уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и какие
специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою
историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений,
изучением которых она занимается и знание которых имеет большое значение для
осмысления её теоретических основ.

Обособление и формирование педагогики
как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании
специальных учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и
обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих
поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким
образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой
его развития.

Вот почему на определённой ступени
развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период
рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного
развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают
специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых
стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах,
но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из
Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире
многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на
огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого
человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.)
полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих
сыновей в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения
воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к
воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта
отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства,
вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих
философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.),
Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля
(384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам
воспитания. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика»,
который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это
произошло?

В Древней Греции педагогами назывались
рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать
их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними
прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести)
обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально
подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей и для
которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о
воспитании стала называться – педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции
ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например,
школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического
воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы
воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные
педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до
н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания
разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили
религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль
получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели
этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский
философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм
Роттердамский (1465-1536) и др.

Они критиковали механическую зубрёжку,
процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за
освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной
теории, педагогика про- должала оставаться частью философии. Как особая наука
педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в.
Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство
исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса
Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации
учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми
элементами последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления
научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо
(1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон
Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии,
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт
(1776-1841) в Германии.

Родоначальниками
революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский
(1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А.
Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое
влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881).
Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было
дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской
педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М.
И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский
(1918-1970).

То, что педагогика выдвинула такое
большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его
интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения
грамотности основных производителей.

Без этого оно не могло развиваться.
Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется
сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются
специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться
педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок
развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и
молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия
субъективных факторов в жиз -ни общества всё более становятся наукой об общих
закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Основные
понятия:

Непременным условием выделения и
функционирования любой науки является наличие в ней категориального аппарата.
Каковы основные понятия (категории) педагогической науки?

Место педагогики в системе наук о
человеке определяется тем, что она исследует закономерности развития,
формирования, воспитания, образования и обучения личности.

Развитие человека – это процесс
становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и
неуправляемых социальных и природных факторов.

Согласно диалектико-материалистической
концепции развитие индивида (онтогенез) представляет собой процесс
количественных и качественных изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом
строении человеческого организма. Советская педагогика не исключает влияния
наследственности на развитие человека. Известно, что наследственность отражает
заложенные в генетической программе человека особенности, которые передаются от
родителей к детям. Это и цвет кожи, глаз, волос, и телосложение, и особенности
нервной системы, а также задатки речи, мышления и др.

На наследственность детей существенно
влияет состояние психического здоровья и образ жизни родителей. Например,
крайне отрицательно влияют на умственные способности детей алкоголизм,
наркомания, токсикомания родителей.

Развитие есть поступательное движение,
переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более
совершенному.

Различают психическое, физическое и
общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие
интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера
личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности
суставов и др. Общее развитие – развитие психичес-ких, физических, нравственных
и других качеств личности.

Личность человека – результат действия и
взаимодействия различных факторов. Одни из них действуют более или менее
независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа
человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни,
географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей степени
зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность государства,
общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает организованное
развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают формирование личности.

Значит, формирование личности человека –
это процесс её становления под влиянием многочисленных факторов, природных и
общественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно
определённым правилам, с применением определённых средств.
Воспитание
- есть один из факторов формирования личности.

Оно заключается в том, что люди хотят
теми или иными средствами достигнуть определённой цели – развивать и
образовывать у воспитанника определённые качества. Качественное своеобразие
воспитания, в отличие от других факторов формирования личности, состоит в том,
что воспитатель сознательно ставит определённую цель и, стремясь достигнуть
этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению. Таким образом,
воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют
на других в целях направленного формирования личности.

Там, где есть воспитание, учитываются
движущие силы развития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности
воспитуемых. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются
положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где есть
воспитание, человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Процесс воспитания направлен на
формирование социально важных качеств личности, на создание и расширение круга
её отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире,
разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни,
тем богаче её собственный духовный мир.

К числу важнейших и наиболее общих
педагогических понятий относятся также образование и обучение.

Под образованием мы понимаем такую
сторону воспитания, которая состоит в овладении системой научных и культурных
ценностей, накопленных человечеством, в овладении системой познавательных
умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения,
нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и
способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В содержание
образования включаются все элементы социального опыта.

В зависимости от целей, характера и
уровня подготовки различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и
высшее образование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку, даёт
общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые работнику
определённой профессии, приобретаются им в специальных учебных заведениях.
Содержание и методика общего образования обеспечивают формирование у школьников
познавательных интересов и навыков, необходимых для работы, дальнейшего
обучения и самообразования, служат основой политехнического и профессионального
образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.

Образование может быть достигнуто
разными путями. Это может быть самостоятельное чтение, радио - и телепередачи,
курсы, лектории, работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным
путём является планомерно организованное обучение, имеющее своей целью
обеспечить человеку нормальное и полноценное образование. Содержание
образования определяется государственными учебными планами, учебными
программами и учебниками по изучаемым предметам.

Ведущую роль в осуществлении образования
играет систематическое обучение, которое осуществляется в определённой
организации под руководством специально подготовленного лица (учителя,
воспитателя, руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный
педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования,
осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Процесс этот, прежде всего двусторонний.
С одной стороны, в нём выступает обучающий (педагог), который излагает
программный материал и руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для
которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым
материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и прочное
усвоение научных знаний, вырабатывание умений и навыков, применение их на
практике, развитие творческих способностей, формирование материалистического
мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Обучение должно быть доступным данному
классу, возрасту, уровню развития. А доступным является всё то, что основано на
имеющихся в сознании ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного
воспитания, непосредственного отражения природных и общественных явлений,
общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах,
кинофильмах.

Основные понятия педагогики, как и
явления, которые в них отражаются, неотделимы друг от друга, они
перекрещиваются, частично совпадают и взаимно связаны в едином и целостном
педагогическом процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть
главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать его от других
категорий.
Система
педагогических наук

Развиваясь, всякая наука обогащает свою
теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих
исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием
«педагогика» обозначается целая система педагогических наук. .

Педагогика как наука подразделяется на
ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

1. общая педагогика, исследует основные
закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и
закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности,
процесс образования и обучения.

2. возрастная педагогика, изучающая
особенности воспитания людей на  различных
этапах возрастного развития

3. специальная педагогика – дефектология,
изучающая особенности  развития, обучения
и воспитания аномальных детей. Которая в свою 
очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения
глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих –
тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с
расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;

4. Частная методика, исследующая
специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию
определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии
и др.);

5. история педагогики, изучающая
развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические
эпохи.

Интенсивно развиваются, как
самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика
профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика,
исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как
школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских
организаций, педагогика культурно-просветительной работы.
Связь с
другими науками

Процесс разностороннего
взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений
объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика
развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией,
этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной,
этнографией, математикой, кибернетикой и др.

В тесных взаимоотношениях педагогика
находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология
вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные
периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её
широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся
в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая
изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и
особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных
условиях.

Исключительно ценными знаниями о природе
физического развития человека, педагогику вооружает общая и возрастная
физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания.
Изучение условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы
тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и
связаны с формированием умений, навыков и привычек.

Новые, дополнительные возможности для
исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро
развивающаяся область знания, которая получила название теории управления.
Возникнув в системе общественных наук, она использует достижения кибернетики,
которая раскрыла наиболее общие  закономерности
управления сложными динамическими системами. При этом, однако, надо иметь в
виду, что кибернетика изучает процессы управления безотносительно к
качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же представляет собой
систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими специфическими
закономерностями, которые кибернетике недоступны.

Самостоятельность любой науки состоит не
в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская
педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач,
на основе строгого отбора и выявления границ их применения.

Итак педагогическая наука – это сгусток
многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений.
Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей
формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание
педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные
педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика
– наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает
многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство
воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами
педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению
педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе
которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый
элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый.
Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того,
что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений
необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.
Список
литературы

I. Педагогика: Учеб. Пособие для
студентов пед. Ин-тов. / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.;
под ред. Ю. К. Бабанского. - 2-е изд., доп. И перераб. – М.: Просвещение, 1988.
- 479 с.

II. Педагогика: учеб. Пособие для
студентов фак. Педагогики и методики нач. Обучения пед. Ин-тов. / под ред. С.
П. Баранова и др. - М.: Просвещение, 1976. – 352 с.

III. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб.
Пособие для студентов ун-тов и пед. Ин-тов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:
Высш. Шк., 1990. – 576 с.

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.bankreferatov.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.