Одоевский В.Ф.
Одоевский Владимир Федорович
1(13).8.1803 - 27.2(11.3).1869
Русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик.
Последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в
Московском университетском благородном пансионе (1816-22). В 1823-25 был
председателем организованного им общества любомудрия (см.
"Любомудры"). В 1824-25 вместе с В. К. Кюхельбекером издавал альманах
"Мнемозина", в 1827-30 - один из основных деятелей журнала
"Московский вестник", был соредактором пушкинского
"Современника".
В 1826 переехал в Петербург. С 1846 помощник директора Публичной
библиотеки и директор Румянцевского музея; с 1861 сенатор в Москве.
Общественная деятельность Одоевского весьма разностороння: он был одним из
создателей и главных деятелей благотворительного общества посещения бедных,
издателем журнала для крестьян "Сельское чтение", активно выступал с
поддержкой реформ 1860-х гг. и др.
Философско-эстетические взгляды Одоевского весьма противоречивы.
Воспитанный в атмосфере рационализма и просветительства, О. испытал затем
сильное влияние немецкой идеалистической философии и эстетики, особенно Ф. В.
Шеллинга. В художественном творчестве Одоевский выступал и как продолжатель
традиции просветительской сатиры, автор дидактических апологов и повестей
("Бригадир", 1833; "Княжна Мими", 1834; "Княжна
Зизи", 1839), и как признанный мастер фантастической романтической повести
("Импровизатор", 1833; "Сильфида", 1837; "Саламандра",
1840; "Косморама", 1840).
Среди неоконченных произведений Одоевского - научно-фантастический
роман-утопия "4338-й год" (опубликован в 1926), романы "Иордан
Бруно и Петр Аретино", "Самарянин", "Русские ночи"
(1844) - цикл из десяти новелл, обрамленных философскими беседами, - итоговое
произведение русского философского романтизма 1830-х гг., отразившее
характерную для него атмосферу исканий, дум об основных проблемах бытия и
судьбах России. С середины 40-х гг. Одоевский отошЕл от литературной деятельности.
В 1830-40-х гг. Одоевский проделал эволюцию, аналогичную пути Шеллинга
от "философии тождества" к "философии откровения" (что
подтвердилось во время их личной встречи в 1842), в частности под воздействием
французского философа-мистика 18 в. Л. Сен-Мартена. С конца 1850-х гг.
характерен возрастающий интерес Одоевского к "опытному познанию"
мира. В мировоззрении своеобразно переплетаются славянофильские и западнические
мотивы.
Одоевский явился одним из основоположников русского классического музыкознания.
Он был первым истолкователем творчества М. И. Глинки, пропагандировал
произведения А. Н. Верстовского, А. Н. Серова и др., обосновывал национальную
самобытность русской музыки. Ему принадлежат исследования в области народной
песни и древне-русской церковной музыки. Ряд статей Одоевского посвящен
творчеству В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера. В своих
произведениях он часто обращался в духе романтической традиции к темам
музыкального творчества и образам музыкантов (новеллы "Себастиан
Бах", "Последний квартет Бетховена"). Участвовал в деятельности
Русского музыкального общества, в создании Петербургской и Московской
консерваторий. Автор ряда музыкальных сочинений.
Одоевский - один из видных русских педагогов 19 в., автор ряда учебников,
многочисленных методических сочинений и наставлений и т.д.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/