Реферат по предмету "Биографии"


Полонский Я.П.

Полонский Я.П.



Яков Петрович Полонский (1819-1898)

Один из главных русских поэтов послепушкинской эпохи, родился 6 декабря
1820 г. в Рязани, сын чиновника; учился в местной гимназии, потом в Московском
университете, где его товарищами были Фет и С.М. Соловьев. По окончании курса
Полонский, в качестве домашнего учителя, провел несколько лет на Кавказе
(1846-52), где был помощником редактора "Закавказского Вестника" и за
границей. В 1857 г. женился, но скоро овдовел; во второй раз в 1866 г. женился
на Жозефине Антоновне Рюльман (скульптор-любительница, известная бюстом
Тургенева, поставленным в Одессе).

В 1844 выходит первый сборник стихов Полонского "Гаммы",
обративший на себя внимание критиков и читателей.

После окончания университета жил в Одессе. Там им был опубликован
второй сборник "Стихотворения 1845 года".

В 1846 Полонский переезжает в Тифлис, поступает на службу в канцелярию
и одновременно работает помощником редактора газеты "Закавказский
вестник". Находясь в Грузии, Полонский обращается к прозе (статьи и очерки
по этнографии), публикуя их в газете.

Грузия вдохновила его на создание в 1849 книги стихов
"Сазандар" (Певец), в 1852 - исторической пьесы "Дареджана
Имеретинская".

С 1851 Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу.
Сборники стихов поэта (1855 и 1859) были доброжелательно встречены разными
критиками.

В 1859 - 60 был одним из редакторов журнала "Русское слово".

В общественно-литературной борьбе 1860-х Полонский не принимал участия
на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию "любви",
противопоставляя ее поэзии "ненависти" ("Для немногих",
1860; "Поэту-гражданину", 1864), хотя и признавал невозможность любви
"без боли" и жизни вне проблем современности ("Одному из
усталых", 1863). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со
стороны радикальных демократов. И.Тургенев и Н.Страхов защищали от нападок
самобытный талант Полонского, подчеркивая его "поклонение всему
прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте, любовь к свободе и
ненависть к насилию".

В 1880 - 90 Полонский был очень популярным поэтом. В эти годы он
вернулся к темам своей ранней лирики. Вокруг него объединяются самые разные
писатели, художники, ученые. Он очень внимателен к развитию творчества Надсона
и Фофанова.

В 1881 выходит сборник "На закате", в 1890 - "Вечерний
звон", проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности
человеческого счастья.

С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в
Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для
существования.

Я.Полонский умер 18 октября (30 н.с.) 1898 в Петербурге. Похоронен в
Рязани.

В совокупности стихотворений Полонского нет той полной гармонии между
вдохновением и размышлением и того убеждения в живой действительности и
превосходстве поэтической истины сравнительно с мертвящей рефлексией, каким
отличаются, например, Гете, Пушкин, Тютчев. Полонский был очень впечатлителен и
к тем движениям новейшей мысли, которые имели антипоэтический характер: во
многих его стихотворениях преобладает прозаичность и рассудочность; но там, где
он отдается чистому вдохновению мы находим у него образцы сильной и
своеобразной поэзии.

Типичные стихотворения Полонского имеют ту отличительную черту, что
самый процесс вдохновения - переход или порыв из обычной материальной и
житейской среды в область поэтической истины - остается ощутительным.
Обыкновенно в поэтических произведениях дается готовый результат вдохновения, а
не самый подъем его, остающийся скрытым, тогда как у Полонского он чувствует
иногда в самом звуке его стихов, например:

То не ветер - вздох Авроры

Всколыхнул морской туман...

"Пленительным беспорядком" отличаются произведения
Полонского; есть в них и "траур" по мирскому злу и горю, но голова
его музы сияет отражением небесного света; в ее голосе смешиваются тайные слезы
переживаемого горя с пророческой сладостью лучших надежд; чувствительная - быть
может, даже слишком - к суете и злобе житейской, она стремится уйти от них за
"колючие вершины любви" "в золотые облака" и там
высказывается свободно и легко с доверчивостью детской.

К лучшим произведениям Полонского относится "Кассандра" (за
исключением двух лишних пояснительных строф - IV и V, ослабляющих впечатление).
В больших поэмах Полонского из современной жизни (человечьей и собачьей),
вообще говоря, внутреннее значение не соответствует объему. Отдельные места и
здесь превосходны, например: описание южной ночи (в поэме "Мими"), в
особенности звуковое впечатление моря:

И на отмели песчаны

Точно сыплет жемчугами

Перекатными; и мнится,

Кто-то ходит и боится

Разрыдаться, только точит

Слезы, в чью-то дверь стучится,

То шурша, назад волочит

По песку свой шлейф, то снова

Возвращается туда же...

В позднейших произведениях Полонского явственно звучит религиозный
мотив, если не как положительная уверенность, то как стремление и готовность к
вере: "Блажен, кому дано два слуха - кто и церковный слышит звон, и слышит
вечный голос Духа". Последнее собрание стихотворений Полонского достойно
заканчивается правдивым поэтическим рассказом: "Мечтатель", смысл
которого в том, что поэтическая мечта рано умершего героя оказывается чем-то
очень реальным. Независимо от стремления к положительной религии, Полонский в
своих последних произведениях заглядывает в самые коренные вопросы бытия. Так,
его поэтическому сознанию становится ясной тайна времени - та истина, что время
не есть создание нового по существу содержания, а только перестановка в разные
положения одного и того же существенного смысла жизни, который сам по себе есть
вечность (стихотворение "Аллегория", яснее - в стихотворении "То
в темную бездну, то в светлую бездну" и всего яснее и живее - в
стихотворении "Детство нежное, пугливое").

Кроме больших и малых стихотворений Полонский написал несколько
обширных романов в прозе: "Признания Сергея Чалыгина" (СПб., 1888),
"Крутые горки" (СПб., 1888), "Дешевый город" (СПб., 1888),
"Нечаянно" (М., 1844). Его юмористическая поэма "Собаки"
издана в 1892 г. (СПб.). Сборники стихотворений Полонского: "Гаммы"
(1844), "Стихотворения 1845 г." (1846), "Сазандар" (1849),
"Несколько стихотворений" (1851), "Стихотворения" (1855),
"Оттиски" (1860), "Кузнечик-музыкант" (1863),
"Разлад" (1866), "Снопы" (1871), "Озими" (1876),
"На закате" (1881), "Стихотворения 1841-85 г." (1885),
"Вечерний звон" (1890).
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.