Случевский К.К.
Константин Константинович Случевский (1837-1904)
Поэзия Константина Константиновича Случевского принадлежит двум эпохам.
Его дебют в "Современнике" в 1860 г., восторженно встреченный Ап.
Григорьевым, Тургеневым, был осмеян прогрессивной критикой. Случевский надолго
уходит из литературы, изучает философию и естественные науки, служит в Главном
управлении по делам печати, в министерстве государственных имуществ; он
приближен ко двору, имеет чин камергера. В свите великого князя путешествует по
северу и северо-западу России и оставляет живо написанные, богатые фактами
очерки.
С 80-х годов Случевский вновь выступает как поэт, в 1898 г. выходят в
свет его сочинения в шести томах стихов и прозы. На переломе веков он уже
признанный мэтр, окруженный учениками и почитателями; среди постоянных
посетителей его "пятниц" молодые Брюсов, Бальмонт. Символисты охотно
печатают Случевского в своих альманахах. В "Северных цветах" И.
Коневской дает восторженную характеристику Случевскому - "единственному в
своем роде из русских поэтов по буйной яркости, размаху и причудливой
изощренности своей живописи"; Брюсов пишет о нем статью, назвав ее
"Поэт противоречий". В 1902 г. выходит сборник стихов "Песни из
"Уголка"". Последние циклы стихов - "Загробные песни"
и "В том мире" ("Русский вестник", 1902-1903).
Темы Случевского - безвременье, жизнь-сон "пролгавшихся
людей" с окаменевшей, "убывающей" душой. Содержанием его поэзии
становится состояние дисгармонии и разлада. Он определяет себя как поэта
диссонансов ("смех в рыдании и тихий плач в веселии"). Точная
предметная деталь соседствует со свободной фантазией, а фантастические видения
обладают вещественной пластичностью. Прозаическую, обиходную речь сменяет
размашистая метафоричность. При этом ему свойственны печальная искренность и
"тон какого-то своеобразного простодушия" (Вл. Соловьев). Характерная
черта поэзии Случевского - материализация духовного, оплотнение невещественного,
ощущение неба, тумана, облаков, ветра как плотной материальной среды (даже тени
"лежат, навалившись одни на других").
Случевского привлекает состояние "переходности". Он фиксирует
грани сна и яви, ясного сознания и безумия, фантазии и реальности, ночи и утра,
наконец, жизни и смерти, пытаясь разгадать, "в чем смысл срединного
мгновенья" ("Но неизведанная тайна,/Потемки - самый переход"). К
этой пограничной ситуации, "между жизнью и смертью" поэт подходит
аналитически, соединяя шестидесятнический рационализм и доверие к науке с верой
в потустороннее бытие. Цикл стихов "Загробные песни" для Случевского
- выполнение своего рода нравственной задачи.
LUX AETERNA *
Когда свет месяца бесстрастно озаряет
Заснувший ночью мир и всЕ, что в нем живет,
Порою кажется, что свет тот проникает
К нам, в отошедший мир, как под могильный свод.
И мнится при луне, что мир наш - мир загробный,
Что где-то, до того, когда-то жили мы,
Что мы - не мы, послед других существ, подобный
Жильцам безвыходной, таинственной тюрьмы.
И мы снуем по ней какими-то тенями,
Чужды грядущему и прошлое забыв,
В дремоте тягостной, охваченные снами,
Не жизнь, но право жить как будто сохранив...
* Вечный свет (лат.). - Ред.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/