Бунин И.А.
Бунин Иван Алексеевич (1870 - 1953), писатель.
Принадлежал к старинному дворянскому роду польского происхождения.
Родился в Воронеже. Раннее детство провел в небольшом фамильном поместье (хутор
Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Десяти лет от роду был отдан в
Елецкую гимназию, где проучился четыре с половиной года, был исключен (за
неуплату денег за обучение) и вернулся в деревню. Получил домашнее образование.
Уже в детстве проявились необычайная впечатлительность и
восприимчивость Бунина, качества, которые легли в основу его художественной
личности и вызвали дотоле невиданное в русской литературе по остроте и яркости,
а также богатству оттенков изображение окружающего мира. Бунин вспоминал:
"Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за
версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или
старой книги".
Бунин дебютировал как поэт в 1887 г. В 1891 г. в Орле вышла первая
книга стихов. В 1893-1894 гг. писатель пережил увлечение толстовством,
занимался бондарным ремеслом, посещал толстовские колонии. Горячие симпатии к
личности и творчеству Толстого Бунин сохранил на всю жизнь. В это же время
писатель стал печататься в столичных журналах, и его творчество вызвало
внимание литературных знаменитостей (критика Н. К. Михайловского, поэта А. М.
Жемчужникова), которые помогли Бунину опубликовать стихи в журнале
"Вестник Европы".
В 1896 г. Бунин напечатал свой перевод "Песни о Гайавате" Г.
Лонгфелло. С выходом в свет сборника "На край света" (1897),
"Под открытым небом" (1898), "Стихи и рассказы" (1900),
"Листопад" (1901) Бунин постепенно утверждает свое самобытное место в
художественной жизни России.
Поэтическое творчество Бунина оказало сильное влияние на его
прозаические опыты. Лучшие ранние рассказы писателя - "Перевал",
"Новая дорога", "Святые Горы", "На край света",
"Сосны", "Антоновские яблоки" - исполнены тончайшего
лиризма, высокой поэзии. Настроение лирического героя передается и всей
окружающей его действительности. Ранние рассказы Бунина можно назвать
своеобразными "стихотворениями в прозе", они бесфабульны и
представляют собой ряд поэтических впечатлений. С 1902 г. Бунин стал
сотрудничать в горьковском издательстве "Знание", что, впрочем, не
препятствовало его участию в изданиях символистской и модернистской ориентации
("Скорпион", "Шиповник", "Земля").
В 1903 г. Академия наук присудила Бунину Пушкинскую премию за
"Листопад" и "Песнь о Гайавате". В 1909 г. он был избран
почетным членом Академии наук, причем признание получила прежде всего его
поэзия. Она продолжала собой классическую традицию (А. А. Фет, Я. П. Полонский,
А. К. Толстой) и была чужда модернистскому обновлению стиха, характерному для
русской поэзии начала века.
Первостепенное место в литературной жизни России Бунин занял в 1910-е
гг., когда вышли в свет повести "Деревня" и "Суходол",
"крестьянские" рассказы ("Древний человек", "Хорошая
жизнь", "Ночной разговор", "Веселый двор",
"Игнат", "Захар Воробьев", "Князь во князьях",
"Иоанн Рыдалец", "Я все молчу", "Худая трава"), а
также произведения, посвященные вечным темам любви и смерти, добра и зла,
красоты жизни и ее жестокости: "Господин из Сан-Франциско",
"Братья", "Легкое дыхание", "Сны Чанга",
"Петлистые уши". В 1909-1911 гг. писатель занялся осмыслением событий
потрясшей страну революции 1905-1907 гг.
Страницы произведений Бунина заполняют новые герои, отношение автора к
истории исполнено горечи и сарказма, порой сгущающегося до особенно жесткого
юмора, порой переходящего в резкое отчуждение. Эти новые герои, с одной
стороны, пустоболты, бездельники и шатуны ("Веселый двор"), с другой
- мироеды и кулаки ("Хорошая жизнь"), а кроме того, еще и заскорузлые
во грехе нераскаянные убийцы ("Ночной разговор"), занимают место
стихийных праведников и мудрецов, героев ранних рассказов писателя.
Социальная тема у Бунина дана в философско-историческом и
психологическом плане. "Меня интересуют не мужики сами по себе, - писал
Бунин, - а душа русских людей вообще. (...) Нигде в иной стране жизнь дворян и
мужиков так тесно, близко не связана, как у нас. Душа у тех и у других, я
считаю, одинаково русская".
Особенно четко это проявилось в повестях "Деревня" (1910) и
"Суходол" (1911). В это же время, в 1908-1911 гг., Бунин обращается к
созданию путевых очерков о поездках по странам Востока.
Подлинных вершин художественного мастерства он достигает в
новеллистическом творчестве 1910-х гг. Шедевры его новеллистки этой поры
(рассказы "Господин из Сан-Франциско" (1915), "Братья" (1914),
"Легкое дыхание" (1916), "Сны Чанга" (1916) и другие),
исполненные отточенного стилистического совершенства, отличает редкостный сплав
острого трагизма бытия и восхищения чувственной прелестью жизни.
События 1917 г. писатель встретил откровенно враждебно. Он считал, что
в России "вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось
какое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и
противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество".
Размышлениям над ходом революционных событий посвящен дневник "Окаянные
дни". В 1920 г. Бунин эмигрировал и поселился во Франции. Здесь им был
написан роман "Жизнь Арсеньева" (1930) и цикл рассказов "Темные
аллеи" (1943).
Вскоре после выхода романа в свет (1933 г.) Бунин был удостоен
Нобелевской премии по литературе "за строгий артистический талант, с
которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер".
В последние годы жизни писатель создал книги воспоминаний -
оригинальное философское сочинение "Освобождение Толстого" (1937) и
книгу об А. П. Чехове (опубликована посмертно, 1955). Умер в Париже.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/