Гиппиус З.Н.
Зинаида Николаевна Гиппиус.
Псевдоним - Антон Крайний и др.; в замужестве Мережковская.
08 (20).XI.1869 - 09.IX.1945
Зинаида Гиппиус - одна из самых значительных писательниц XX века.
Поэтесса, литературный критик, прозаик, публицист, драматург.
Из обрусевшей немецкой семьи (предки отца переселились в Россию в XVI
в.); мать - родом из Сибири. Из-за частых переездов семьи (отец - юрист,
занимал высокие должности) З. Гиппиус получила бессистемное домашнее
образование, посещала учебные заведения урывками. С детских лет была занята в
основном "писанием стихов и тайных дневников", увлекалась музыкой,
живописью, а еще больше - верховой ездой. В 1889 г. вышла замуж за Д. Мережковского,
с которым "не разлучаясь ни на один день" прожила 52 года.
Вместе с мужем переехала в Петербург, и вскоре супруги Мережковские
заняли очень заметное место в литературном мире. Здесь она знакомится с такими
известными писателями, как Я. Полонский, А. Майков, Д. Григорович, А. Плещеев,
П. Вейнберг, сближается с молодым поэтом Н. Минским.
В это время у нее совместно с Мережковским начинают оформляться идеи
свободы, метафизики любви и неорелигиозных воззрений. К началу века
духовно-религиозный максимализм Мережковских, осознание своей провиденциальной
роли не только в судьбе России, но и в судьбе человечества на началах любви и
свободы достигает социального апогея. Гиппиус в статье "Хлеб жизни"
(1901) писала: "Пусть же будет у нас чувство обязанности по отношению к
плоти, к жизни, и предчувствие свободы - к духу, к религии. Когда жизнь и
религия действительно сойдутся, станут как бы одно - наше чувство долга
неизбежно коснется и религии, слившись с предчувствием Свободы; (...) которую
обещал нам Сын Человеческий: "Я пришел сделать вас свободными".
Гиппиус сотрудничает с журналами "Северный вестник",
"Мир искусства", является фактически соредактором
религиозно-философского издания "Новый путь". В журнале "Мир
искусства" Гиппиус публикует свои первые литературно-критические статьи.
Свои произведения Гиппиус часто подписывает разными, но непременно мужскими
псевдонимами - Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон
Кирша, Никита Вечер, В. Витовт.
Свой путь писателя Гиппиус начала как поэт. Два ее первых, еще
подражательных, "полудетских" стихотворения были напечатаны в
"Северном вестнике" (1888), вокруг которого группировались
петербургские символисты "старшего" поколения. Ранние стихи Гиппиус
отражали общую ситуацию пессимизма и меланхолии 1880-х гг.
Первый романтическо-подражательный этап творчества Гиппиус 1889-1892
гг. совпал со временем становления раннего русского символизма и стал для
Гиппиус периодом поисков собственного литературного лица. В журналах
"Северный вестник", "Вестник Европы", "Русская
мысль" и других она печатает рассказы, романы ("Без талисмана",
"Победители", "Мелкие волны") и реже - стихи.
Первой заметной публикацией в прозе стал ее небольшой рассказ
"Простая жизнь", появившийся в "Вестнике Европы" в 1890 г.
с небольшими купюрами и под измененным редактором названием
"Злосчастная". Если стихи Гиппиус писала как бы интимно и "для
себя" и творила их, по ее словам, словно молитву, то в прозе она
сознательно ориентировалась на общий эстетический вкус. В этом проявилась
характерная для Гиппиус яркая двойственность ее личности.
В 1904 г. выходит ее "Собрание стихов. 1889-1903", многие
произведения, вошедшие в книгу, к тому времени уже получили скандальную
известность: "Люблю я себя, как Бога", "Мне нужно то, чего нет
на свете".
Через шесть лет вышла вторая книга, включающая стихи 1902-1909 гг.,
объединенная с предыдущей постоянством тем и образов: противоречие между
готовностью к христианскому смирению и жажда самоутверждения; желание высказать
"несказанные" движения души и невозможность найти "здешние"
слова для "стихов-молитв".
1900-1917 гг. были годами наиболее плодотворной
литературно-публицистической и практической деятельности Гиппиус во имя
воплощения идеи Третьего Завета, грядущей Богочеловеческой теократии, во имя
самого "Главного". Соединение христианской и языческой святости для
достижения последней вселенской религии являлось заветной мечтой Мережковских.
Принцип внешнего разделения с существующей церковью и внутренний союз с нею
были положены в основу их "новой церкви".
После появления программной работы Мережковского "О причине упадка
и о новых течениях современной русской литературы" (1892) творчество
Гиппиус приобретает отчетливый "символический" характер. Первые
сборники рассказов Гиппиус "Новые люди" (1896; 1907) и
"Зеркала" (1898) показывали людей символистского типа. Раскованный
максимализм "новых людей", ставящих перед собой задачи поиска
"новой красоты" и духовного преображения человека, вызвал раздражение
и резкое неприятие со стороны либерально-народнической критики.
Влияние Достоевского прослеживается во многих произведениях Гиппиус, в
том числе и в романе "Роман-царевич" (1912), по своему сюжету
близкому "Бесам".
"Третья книга рассказов" (1902) Гиппиус вызвала наибольший
резонанс в критике. Говорили о ее "болезненной странности",
"мистическом тумане", "головном мистицизме". Основная идея
книги - раскрытие концепции метафизики любви на фоне духовных сумерек людей
("Сумерки духа", 1899), еще не способных ее осознать.
Следующая книга рассказов Гиппиус "Алый меч" (1906) освещает
метафизику автора уже в свете неохристианской тематики.
Пятый сборник рассказов "Черное по белому" (1908) собрал
произведения Гиппиус 1903?1906 гг. В касательной, туманно-импрессионистической
манере в нем затрагивались темы подлинного и мнимого достоинства личности
("На веревках"), темы любви и пола ("Влюбленные",
"Вечная "женскость", "Двое-один"), не без влияния
Достоевского был написан рассказ "Иван Иванович и черт".
Последний сборник рассказов "Лунные муравьи" (1912)
повествует о фундаментальных философских основах бытия и религии ("Он -
белый", "Земля и Бог", "Они похожи"). Этот сборник, по
мнению Гиппиус, вобрал в себя лучшие рассказы из тех, которые она написала.
В 1911 г. Гиппиус публикует роман-трилогию: 1-я часть - "Чертова
кукла"; 2-я - "Очарование истины" - закончена не была; 3-я -
"Роман-царевич" (отдельное издание в 1913 г.). Роман, по замыслу
писательницы, должен был "обнажить вечные, глубокие корни реакции в
общественной жизни", собрать "черты душевной мертвенности в одном
человеке.
Гиппиус заявила о себе и как драматург - "Святая кровь"
(1900); "Маков цвет" (1908; совместно с Мережковским и Философовым) -
отклик на события революции 1905- 1907 гг.
Множество стихотворений, рассказов, статей посвящено Гиппиус теме любви:
"Критика любви" (1901), "Влюбленность" (1904), "Любовь
и мысль" (1925), "О любви" (1925), "Вторая любовь"
(1927), "Арифметика любви" (1931).
Законодательница вкусов, острый и взыскательный критик, плодовитый
прозаик, утонченная поэтесса, хозяйка литературного салона, "декадентская
мадонна", вдохновительница религиозно-философских собраний,
"совопросница" А. Блока, преданный друг Мережковского и Философова, ?
без яркой и экстравагантной фигуры Зинаиды Гиппиус нельзя представить ни литературной
жизни Петербурга рубежа веков, ни парижской жизни русской эмиграции 20-40-х.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/