"PRINT EXPRESS"® или Печать по-быстрому
"Научно-популярные"
журналисты (к коим автор себя, безусловно, относит) - люди с откровенно
расщепленным менталитетом. Головы - инженеров, а основной инстинкт -
журналистский: донести до всех то, что волнует самого. И "высший
пилотаж" "науч-попа" - найти в какой-либо известной области
деятельности что-то совсем новое, причем, такое, что может в корне поменять
сложившееся на рынке положение вещей. Ради этого не жалко даже во время отпуска
пойти вместо пляжа в цех или офис. Итак, специальный репортаж из солнечной
Испании.
Про
термотрансферные технологии долго рассказывать не надо. Наш журнал (см.
"РТ" №4,99; 4,2000) приложил руку к тому, чтобы их хорошо знали все,
имеющие отношение к рекламным технологиям.
Но
"взрывной" рост термотрансфера объясняется, конечно, не только
пропагандой, а, прежде всего - востребованностью. Вот уж точно: нужный товар, в
нужное время, по подходящей цене.
И
в самом деле, термотрансфер, соединившись с современными средствами оперативной
цветной печати (лазерный, струйный и сублимационный принтеры, ризограф,
цифровой офсет), дал возможность запечатывать (декорировать) практически любые
материалы (текстиль, дерево, резину, стекло, фарфор, металл, мрамор, пластик) с
высочайшим качеством изображения и любыми тиражами.
Малые
тиражи - ахиллесова пята рекламных технологий - в данном случае никого не
пугают. Какая разница, 100 листов вывести на принтере или 10. Да хоть один!
Но,
как известно, и на Солнце бывают пятна.
Для
термотрансфера это, прежде всего, - достаточно высокая стоимость промежуточных
носителей (причем, как правило, трансферная бумага для каждого вида принтера -
своя) и принципиальные проблемы, возникающие из-за их применения.
Например,
дополнительная нагрузка на фьюзерные печки лазерных принтеров при проходе
"тяжелых" бумаг. Или невозможность гарантированного декорирования
суперэластичного текстиля - трикотажа, лайкры: на тех же
"переводилках" рисунок фактически нанесен на клеевую подложку,
которая, говоря простым языком, "нашлепывается" на изделие сверху. В
последнем случае также невозможно избежать "бордерной линии" -
границы самого листа спецбумаги.
Эти
и другие проблемы трансфера отнюдь не умаляют его значения для рекламного
производства. Просто они подталкивают постоянно работающие мозги беспокойных
инженеров к новым и новым изысканиям. И иногда это приводит к почти
революционным прорывам.
Итак,
мы вплотную подошли к технологии "PRINT EXPRESS", о которой, к стыду
своему, автор ничего ранее даже не слышал. Просто по дороге на пляж увидел
радующую сердце вывеску и зашел посмотреть, в чем дело.
А
дело в том, что в этой технологии для последующего декорирования текстиля
полностью отсутствует твердый промежуточный носитель - трансферная бумага.
Именно она создавала проблемы и удорожала метод.
Ее
заменил спрей.
Технология
настолько проста, что уже через пять минут я своими руками напечатал на
футболке полноцветную картинку фотографического качества. Изображение очень
стойкое: мять, крутить и растягивать текстиль с целью испортить картинку -
бесполезно. Вандалу может помочь лишь хлорирующий отбеливатель. Прочие
химические и физические факторы на качество изображения, в том числе и при
стирке, не влияют. На него дается пожизненная гарантия: любимое выражение
создателей технологии "PRINT EXPRESS".
А
теперь - все по по рядку, с выделением ключевых слов.
Сама
картинка создается как обычно: на компьютере, в любой из любезных сердцу
дизайнера программ, с использованием любых имиджей.
Первый
этап рассматриваемой технологии - печать оригинала на лазерном принтере.
Внимание: она производится на обычной бумаге! Никаких дорогостоящих и
"толстых" термотрансферных носителей!
В
принципе, пригоден почти любой современный лазерный полноцветный принтер, хотя
для полного "выявления" заложенных в технологии возможностей
желательно использование аппаратов с разрешением 2400 dpi.
Авторы
метода предлагают специально под него "заточенный" принтер
"PRINT EXPRESS", разработанный на базе QMS. Имея 64-битный RISC-процессор,
аппарат рассчитан на печать 5000 полноцветных или 20 000 черно-белых оттисков
высочайшего качества в месяц. Работает как с МАСами, так и с РС. Печатает на
бумагах до 160 г/м2 (для термотрансфера на текстиль достаточно стандартной
бумаги 90 г/м2). Запаса тонера в картриджах хватает на 6000 листов А4 в цвете и
10 000 листов - черно-белого изображения (с 5%-ным заполнением).
Принтер
содержит все современные решения, в том числе - по обслуживанию: замена
расходных материалов не требует присутствия сервисного инженера. Особенности
принтера - в больших картриджах (дешевеет оттиск) и возможности регулирования
расхода тонера (для нормальной бумаги - 100%, для термотрансферной - 80%, для
печати по текстилю - 200%!). Но "сердце" новой технологии - на следующем
этапе.
Отпечатанное
на обычной бумаге изображение опрыскивается (не смог подобрать другого слова) с
расстояния в 20 см специальным спреем из баллончика. Здесь тонкостей - две:
перелил - увеличил себестоимость отпечатка. Недолил (а точнее, оставил какой-то
участок необработанным) - часть рисунка не перейдет на текстиль. Навык приходит
очень быстро: уже на третьем оригинале я сумел сделать все, как надо.
Следующий
этап - почти обычный термотрансферный пресс. Почему "почти"? Потому
что используемые здесь прессы чуть дороже традиционных: при высоком разрешении
рисунка высоки требования к идентичности условий переноса по всей поверхности.
В
итоге понадобился первоклассный алюминий, не теряющий стойкости до 300оС
(обычные сорта держат форму до 240оС), коврик из особой резины и специальные
тефлоновые поверхности (элементы "хай-текнолоджи" приходится
заказывать в США по эксклюзивному соглашению). Все это де-факто работает
пожизненно.
Короче,
это просто очень хорошие термопрессы, пригодные и для любой другой работы. В то
время как обычные, чуть более дешевые аппараты, не способны осуществлять
гарантированный термоперенос на текстиль с использованием спрея.
В
"линейке" пока только три машины: "Piccola" - 28х38 см
ручная, "Mag-One" - 40х50 см полуавтомат для декорирования футболок и
"Cap Star" для декорирования бейсболок. Инженеры подчеркивают, что
цена разная, а качество только одно - высшее: на всех машинках стоят системы
гарантированного прижима и вышеупомянутые тепловые узлы. Разница в скорости печати
и максимальном размере запечатываемого материала.
Результаты
действительно впечатляют: я попробовал запечатать образцы лайкры в сжатом и
растянутом виде. В обоих случаях перенесенное изображение никак не портится при
многократном последующем сжатии-растягивании. Картинка получается идеальной,
точно такой же, как после принтера. Микроскопа под рукой не было, но в сильную
лупу мне показалось, что тонер вообще диффундировал непосредственно в волокна.
Это и есть действие патентованного спрея.
Остальное
- менее интересно, так как уже известно нашим читателям. С помощью
термотрансферной бумаги, вышеназванных прессов, ряда химикатов и приспособлений
изображение может быть перенесено на что угодно, вплоть до фарфора (в последнем
случае - с дополнительным обжигом в муфельной печке). Короче, все как у людей.
Несомненно,
что прорыв, "гвоздь программы" - аэрозольный спрей и печать на
обычной бумаге. Этим создатели решили сразу две задачи: добились высочайшего
качества перенесенного на текстиль изображения (вид текстиля - любой: шелк,
хлопок, полиэстер, их смеси) и резко снизили себестоимость процесса (а
следовательно, и цену для заказчика).
Первое
видно без дополнительного изучения: таких качественных футболок с
пропечатыванием даже микродеталей я ранее не видел.
Насчет
второго. И сейчас видно, что печать существенно подешевела.
По
расчетам себестоимость будет колебаться в пределах от 0,5 до 0,7$ за
полноцветное изображение размера А4, уже с учетом стоимости тонера и спрея.
Ясно, что при уменьшении размера изображения себестоимость печати будет
пропорционально уменьшаться, чего, к сожалению, не происходит в трафаретной
печати. Нам видится, что себестоимость новой полноцветной печати по текстилю
будет ниже по сравнению с "трафаретом" для тиражей примерно в 50
оттисков. И, конечно, требования к квалификации сотрудников в этом процессе
несравнимо ниже.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rectech.ru