Реферат по предмету "Издательское дело и полиграфия"


Русский гражданский шрифт

Русский гражданский шрифт

Г.М. Барышников

Важнейшие
события в истории русского народа на рубеже XVII и XVIII веков связаны с именем
великого преобразователя России - Петра I. Одним из таких исторических событий
явилось создание в начале XVIII века русской гражданской азбуки. С этого
времени начинается в России исторический перелом: прогрессирующее развитие
получает светская культура, элементы которой уходят своими истоками в XVII век.

Развитие
русского просвещения в начале XVIII века было неразрывно связано с развитием
книгопечатания. Петр I это отлично понимал. Если сравнить количество изданий,
выпущенных в допетровский период и в петровское время, то можно легко убедиться
в той громадной работе, которую провел он в этом чрезвычайно важном для России
деле.

Поскольку
в XVII веке печатались книги в основном церковного содержания, издавать нужно
было все. На первых порах Петр I был вынужден организовать печатание русских
книг в Голландии. В Амстердаме он поручил это негоцианту Яну Тессингу, которого
знал еще в Москве. Изданием книг в типографии Тессинга занимался поляк Илья
Федорович Копиевский, или Копилевич, который в 1700 году открыл собственную
типографию.

В
начале 1701 года Петр I реорганизует Монастырский приказ, начальником которого
назначает одного из наиболее образованных бояр - МусинаПушкина. Ему было
поручено управлять всеми издательскими делами, типографиями, в частности
Печатным двором. Под его руководством осуществлялось и печатание русских книг в
Амстердаме.

Для
новых изданий церковнославянский полуустав стал архаичным для чтения книг
светского, в частности научного, содержания он был неудобен. В связи с
печатанием светских изданий перед Петром I встала исключительно важная проблема
- создание нового гражданского печатного шрифта.

Процесс
возникновения нового печатного шрифта может быть естественным или
искусственным. Естественным этот процесс является тогда, когда новый шрифт
создается в тот или иной исторический период на основе возникшей новой графики
письма. Примером такого естественного процесса может служить создание шрифта
антиква, который возник на основе новой письменности эпохи Возрождения -
гуманистического письма и римского архитектурно-монументального шрифта. Шрифт
антиква, впервые появившийся в эпоху Возрождения в конце XV века в Италии,
давно существовал в Европе и получил широкое распространение во всех странах.
Россия была подготовлена к созданию нового шрифта уже в конце XVII века, но
проявил инициативу в этом вопросе Петр I.

Петр
I имел желание создать новый шрифт на основе антиквы еще в конце XVII века. Об
этом говорит большая работа, которая была проведена в этом направлении
издателями русских книг в Амстердаме Тессингом и Копиевичем.

Однако
стилизованные виды новых русских алфавитов амстердамского книгопечатания не
удовлетворяли Петра I. В 1707 году Петр I через МусинаПушкина передал русским
словолитчикам образец гражданского шрифта, нарисованного, очевидно, на основе
рукописного письма. После этого, в том же году, словолитчику Ефремову был
передан другой печатный образец из Амстердама. Очевидно, это был русский
алфавит амстердамской типографии. В январе 1708 года Петр I приказал новым
шрифтом, привезенным из Амстердама, напечатать "Геометрию", а также
другие книги.

То
что рукописный образец, переданный через Мусина-Пушкина словолитчикам, отражал
русское гражданское письмо, явствует из сходства букв этого образца с буквами
гражданской письменности начала XVIII века. Поразительное сходство выявляется
при сравнении букв Д, У, Ъ, Б, Ц, Щ, Л, Р шрифта "Геометрии" с
буквами гражданской письменности.

После
напечатания 25 января 1708 года "Геометрии" и
"Комплиментов" Мусин-Пушкин просит царя "учинить указ",
какие еще книги печатать "новоизданными" литерами, а в конце того же
года направляет ему "...азбуку новоисправленных литер". Петр I
остался недоволен этими исправлениями и письмом от 4 января 1709 года предложил
сделать ряд новых исправлений. В ответ на это 18 января 1709 года Мусин-Пушкин
пишет царю, что как только исправления в азбуку будут внесены, он вышлет ему
исправленный образец, а 4 сентября того же года направляет Петру I образцы
новых букв на утверждение. По всей вероятности, это и был последний, известный
вариант гражданской азбуки, которая по праву носит имя своего создателя.
Вариант этот утвержден Петром I 29 января 1710 года. После тщательной,
исключительно кропотливой работы, длившейся в течение четырех лет, появилась
новая гражданская азбука. Создание гражданского шрифта для светских изданий на
основе новой азбуки явилось исключительно важным событием культурного и
политического характера. Помимо того, что формой нового шрифта определялся
"водораздел" между языком церковнославянским и народившимся народным
литературным языком, новым шрифтом намечалась борьба за национальный
литературный язык.

На
обороте переплета утвержденного образца азбуки, на свободном месте, Петр I
собственноручно написал: "Сими литерами печатать исторические и
мануфактурные книги, а которые подчернены, тех в вышеописанных книгах не
употреблять". На первой странице азбуки, где напечатаны начальные буквы
алфавита, внизу красными чернилами обозначена дата утверждения: "Дано лета
Господня 1710 Генваря в 29 день". Азбука имеет заглавие: "Изображение
древних и новых письмен славянских печатных и рукописных".

В
азбуке содержится восемь вертикальных рядов букв, причем во втором, третьем и
четвертом рядах приведен шрифт, который, за исключением отдельных букв, уже
применялся в печати. В первом ряду помещены заглавные буквы кирилловского
полуустава допетровского времени. Второй и третий ряды - это специально
отобранные для гражданской азбуки два алфавита прописного и строчного
начертания. Необходимо отметить, что введением гражданской азбуки впервые
установлены два алфавита - прописного и строчного начертания, существующих
вместе.

Исключительный
интерес для истории русской культуры представляет корректура Петра I в
утвержденном образце гражданской азбуки. Что особенно поражает, так это
понимание им построения и организации русского шрифта и шрифта антиква.
Корректура в в азбуке позволяет судить об отношении Петра I к
церковнославянской культуре, к культуре Запада и к возрождающимся самобытным
национальным чертам русской светской культуры.

Весь
комплект букв азбуки отличается цельностью и стройностью, имеет в значительной
мере органическую форму, характерную для русского гражданского шрифта. В азбуке
отсутствуют элементы стабилизации, которые были свойственны русским алфавитам
амстердамского книгопечатания. В работе над созданием гражданского шрифта был
использован всевозможный материал, но он был настолько переработан, что азбуку,
утвержденную Петром I, можно рассматривать как обобщение лучших достижений
русской культуры на грани XVII и XVIII веков.

Эти
факты подчеркивают самобытность петровской гражданской азбуки, которая является
плодом прогрессирующей русской национальной светской культуры в петровскую
эпоху.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.newsprint.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.