Яков Протазанов
(1881-1945)
Яков Александрович Протазанов родился в 1881 году, в Москве, в
мещанской среде. Окончил Московское коммерческое училище Работа служащего
конторы его не увлекала, поэтому, получив небольшое наследство, он уезжает
за границу путешествовать и в Париже посещает студию "Патэ". И все же
приход Протазанова в кино (1907) внешне выглядел поступком случайным, даже
легкомысленным. Родные и друзья знали, что молодого человека увлекает
карьера инженера. Поступив переводчиком в московскую кинофирму "Глория",
будущий режиссер, возможно, и сам считал этот шаг случайным эпизодом,
продиктованным скорее любопытством к новому виду искусства, который уже в
ту пору величали "чудом XX века". Тем не менее, испробовав несколько
профессий, Протазанов пробует себя в качестве сценариста. Любовь к
литературе, поэзии помогла ему довольно скоро обратить на себя внимание
серьезностью трактовок. И вот он уже режиссер. До эмиграции (1920)
Протазанов снял около 80 фильмов. Имя его получает широкую известность. В
череде киноподенщины ему удается создать несколько картин, ставших для
своего времени настоящими кинооткрытиями, отмеченных актуальностью
проблематики, изобразительностью режиссуры, художественным вкусом и
смелостью в поисках построения кадра, мизансцены и законов монтажа,
Следование за идейным смыслом литературного источника сочетается у него с
пытливой работой по выявлению средствами кино художественной фактуры
произведения Протазанов открыл для экрана ряд выдающихся актерских имен: И.
Мозжухин, О. Гзовская, В. Орлова, П. Бакшеев и др. Будучи горячим
поклонником Художественного театра, режиссер не скрывает в своем творчестве
ориентации на метод прославленного коллектива. Прежде всего это ощущается в
тщательной психологической разработке характера и мотивов его поведения,
что, в свою очередь, заставляет режиссера выбирать темы для своих картин по
принципу их общественной значимости. Отсюда интерес Протазанова к серьезной
литературе, к классике. "Война и мир" (1915, совместно. с В. Гардиным),
"Николай Ставрогин" ("Бесы", 1915), "Пиковая дама" (1916), "Семейное
счастье" по А Толстому (1916), "Андрей Кожухов" по Степняку-Кравчинскому
(1917). В 1918 г. Протазанов ставит одну из лучших своих картин "Отец
Сергий" с постоянным и любимым актером И. Мозжухиным в главной роли. Этому
фильму суждено было достойно венчать конец важного периода как в
становлении русского кино, так и в биографии самого режиссера. Шедевр
Протазанова, не утративший и сегодня своего художественного впечатления,
убедительно доказывал, что в лице Протазанова мировой кинематограф приобрел
одного из выдающихся мастеров набиравшего силу экранного искусства, тонкого
и самобытного художника. Поэтому, оказавшись за рубежом (Париж, Берлин),
русский мэтр получает приглашения лучших киностудий, где и снимает шесть
картин Творчество режиссера в эти годы не прошло бесследно для его
французских и немецких коллег, можно смело говорить о влиянии его искусства
на творческий рост этих кинематографий (особенно немецкой). В 1923 году
Протазанов, поддавшись на уговоры руководителя студии "Русь" М. Н.
Алейникова, возвращается на родину и сразу же приступает к съемкам
"Аэлиты". Он пристально приглядывается к новому для него миру, к советскому
быту, он осторожен в выборе тем, однако именно в 20-е годы расцвел во всем
блеске его талант комедиографа "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о
трех миллионах"
(1926), "Дон Диего и Пелагея" (1927), "Праздник св. Йоргена" (1930)-в
этих комедиях сочетаются лукавая усмешка и сатирическая оценка, тонкий
лиризм и непосредственность интонации. И снова, как прежде, открытие
актерских имен И. Ильинский, А. Кторов, М. Климов, В Марецкая, М. Жаров, Н
Баталов, А. Войцик, позже Н. Алисова Комедии Протазанова, обрастая
зрительскими легендами, надолго стали частью общественного сознания
Связав свою творческую судьбу со студией "Межрабпом-Русь" (позже
"Межрабпомфильм"), режиссер благодаря своему авторитету становится
бесспорным лидером этого киноколлектива Вокруг него образуется молодая
группа последователей, которых можно назвать "протазановской школой" Ю.
Райзман, Я. Уринов, С Комаров, А Роу, отчасти К. Эггерт Не избежал влияния
мастера и Вс. Пудовкин 20-е годы, самый яркий и плодотворный период в
творчестве зрелого мастера, завершились для него и окончательным выбором
своего жанра По замыслу режиссера, он должен был стать в его планах
доминирующим. Уже в фильме «Марионетки» (1934) он успешно доказал, что
кинопамфлет, достаточно редкий на экране, не только актуален, но и сулит
оригинальные возможности в раскрытии средствами кино острых политических
вопросов.
К сожалению, политическая обстановка в стране, сложившаяся в 30-е
годы, не позволила Протазанову развить начатое Он обращается к классике и
ставит картину "Бесприданница" по пьесе А. Островского (1936) Отмеченная
несомненным художественным вкусом, чарующей операторской работой М
Магидсона, великолепным актерским ансамблем, имевшая в прокате огромный
зрительский успех, эта постановка явилась по существу последней
значительной работой большого мастера
Культурный, опытный режиссер с мировым именем так и не вписался в
новые условия советской действительности. И последнее десятилетие его жизни
превратилось в тоскливую, мучительную дорогу к забвению.
Фильмы: 1912: Анфиса, Уход великого старца; 1914: Драма у телефона;
1915: Сашка-семинарист, Война и мир (совм. с В. Р. Гардиным), Николай
Ставрогин (Бесы); 1916: Пляска смерти, Пиковая дама, Семейное счастье,
Женщина с кинжалом; 1917: Сатана ликующий, Андрей Кожухов; 1918: Малютка
Элли, Отец Сергий; 1921: Ночь любви (Франция); 1922: Тень греха (Франция);
1923: Паломничество любви (Германия); 1924: Аэлита; 1925: Его призыв,
Закройщик из Торжка; 1926: Процесс о трех миллионах; 1927: Сорок первый,
Дон Диего и Пелагея; 1928: Белый орел; 1930: Праздник св. Йоргена; 1931:
Томми; 1934: Марионетки; 1936: О странностях любви, Бесприданница; 1940:
Салават Юлаев.