Песни о богах
Песнь о Хюмире
Старшая Эдда (Eddadigte) вторая половина XIII в.
Сборник древнеисландских песен
Исландская литература
Раз боги с охоты возвращаются с добычей и пир
затевают, и котла не хватает им. И вот бог Тюр по дружбе Тору, Одина сыну,
совет дает добрый: «Живет на востоке... Хюмир премудрый» и хранит он «котлище
великий, с версту глубиной».
И вот Тюр и Тор в путь отправляются и, прибыв к месту,
козлов своих в стойло ставят, а сами в палаты идут.
Вот появляется Хюмир в палатах, и гости навстречу
выходят ему. Хюмир же балку ломает, котлы с нее — счетом восемь — падают, и
один только цел остается. Затем трех быков круторогих на стол подают, а Тор
целых двух съедает.
Наутро в море идет вместе с Хюмиром Тор, удилища взяв.
Насаживает на крючок Тор-победитель голову бычью, в воду забрасывает, а змей,
что мир людской опоясал, пасть разевает и заглатывает наживку. Тащит Тор его
смело и начинает колотить его, отчего ревет змей и на дно вновь уходит. Хюмир же
двух китов, этих вепрей прибоя, поймал, и вот уже к берегу правят они. На
берегу же, силу Тора проверить желая, приказывает ему Хюмир китов до двора
донести.
Доносит Тор китов. Но и этого мало Хюмиру, чтоб силу
Тора проверить. Просит он его кубок разбить, и Тор с силой в каменный столб
кубок мечет, «...раздроблен был камень кубком на части, но без трещин кубок
вернулся к Хюмиру». Тут совет вспоминает Тор: надо в голову Хюмира,
ётуна-великана, кубок метнуть, ибо череп его крепче камня. И правда, о голову
Хюмира разбивается кубок. Согласен тут великан котел свой отдать, но условием
ставит, чтобы искатели котла сами, без чьей-либо помощи, унесли его. Тюр даже
сдвинуть котел не может, Тор же берется за край котла, на голову его надевает и
идет, бренча о пятки котельными кольцами.
Недалеко отъезжают они, как, обернувшись, видят, что с
Хюмиром вместе идет за ними «войско могучее многоголовых». Тогда Тор, сбросив
котел, поднимает молот свой Мьёлльнир и всех убивает.
К асам-богам Тор возвращается с котлом, «и асы теперь
каждую зиму досыта пили пиво».
Песнь о Трюме
Тор ото сна встает разъяренный и видит, что молот
Мьёлльнир пропал у него. Локи, хитрому богу, говорит он о пропаже своей, а
потом идут они к дому Фрейи и просят наряд ее из перьев, чтобы молот сыскать.
Дает наряд Фрейя, и шумит перьями Локи, улетая из края асов-богов в край, где
живут ётуны-великаны.
Трюм-великан сидит на кургане и из золота плетет
ошейник» псам. Видит он Локи и спрашивает его, зачем он в Ётунхейм прибыл. А
Локи в ответ ему, не он ли Хлорриди-Тора молот запрятал? Трюм отвечает, что он
молот запрятал и отдаст его только тогда, когда в жены ему Фрейю прекрасную
отдадут.
Летит Локи обратно и Тору все говорит. Тогда идут они
оба к Фрейе, просят ее наряд надеть брачный и с ними вместе в Ётунхейм ехать.
Но Фрейя отказывается наотрез.
Тогда боги-асы на тинг собираются — думают, как им
молот Тора вернуть. И решают брачный наряд на Тора надеть: пышным убором голову
накрыть, а грудь украсить ожерельем Брисингов-карликов. Локи ж служанкой Тора в
Ётунхейм соглашается ехать. Завидев их, Трюм говорит, чтоб столы застилали для
пира. На пиру Трюм желает невесту поцеловать, но, откинув покров, видит, что
сверкают глаза у нее и «пламя из них ярое пышет». Служанка разумная на то
отвечает, что «восемь ночей без сна была Фрейя», так торопилась она в край
великанов приехать. И вот в нетерпении Трюм, ётунов конунг, приказывает
Мьёлльнир нести и на колени невесте его положить, чтобы скорей союз их с ней
заключить. Хлорриди-Тор радостно молот могучий хватает и род исполинов весь,
вместе с Трюмом, истребляет. «Так Тор завладел молотом снова».
Песни о героях
Песнь о Вёлунде
Жил конунг по имени Нидуд. Двое сыновей было у него и
дочь Бедвильд.
Жили три брата — сыновья конунга финнов: Слагфрид,
Эгиль и Вёлунд. Рано утром видят они на берегу трех женщин — это были
валькирии. Братья в жены берут их, и Вёлунду Чудесная достается. Живут они семь
зим, а потом валькирии на битву мчатся и обратно не возвращаются. Отправляются
братья искать их, только Вёлунд дома сидит.
Узнает Нидуд, что Вёлунд один остается, и шлет к нему
воинов в кольчугах блестящих. Внутрь жилища воины входят и видят: на лыке
кольца подвешены, числом семьсот. Снимают они кольца и снова нанизывают, только
одно кольцо утаили. Приходит Вёлунд с охоты, кольца считает и видит, что нет
одного. Решает он, что возвратилась валькирия юная и кольцо взяла. Долго сидит
он, а потом засыпает; проснувшись же, видит, что крепко веревками связан.
Нидуд-конунг меч его забирает, а кольцо золотое, что взято было, дочери Бедвильд
своей отдает. А потом конунг приказ отдает; Вёлунду-кузнецу сухожилья
подрезать, отвезти на остров далекий и бросить там.
Вёлунд, сидя на острове, месть лелеет. Вот однажды
двое Нидуда сыновей к нему приезжают — взглянуть на сокровища, что на острове
были. И только склонились братья к ларцу, как Вёлунд головы Прочь отрезает
обоим. Чаши в оправе из серебра из черепов их делает и Нидуду посылает; «яхонты
глаз» супруге его отправляет; зубы обоих берет и для Бедвильд нагрудные пряжки
делает.
Бедвильд идет к нему с просьбой: кольцо поврежденное
исправить. Вёлунд пивом ее поит и кольцо и девичью честь у нее забирает. А
потом, кольцо волшебное получив обратно, в воздух поднимается и к Нидуду
направляется.
Нидуд сидит и о сыновьях горюет. Вёлунд ему говорит,
что в кузне его может он кожу с голов сыновей найти, а под мехами ноги.
Бедвильд же теперь беременной стала от него. И Вёлунд, смеясь, в воздух вновь
взлетает, «Нидуд же в горе один остался».
Вторая песнь о Хельги, убийце Хундинга
Конунга Сигмунда сын Хельги зовется, Хагаль —
воспитатель его.
Одного конунга воинственного Хундинг зовут, и много у
него сыновей. Вражда царит между Сигмундом и Хундингом.
Конунг Хундинг шлет людей к Хагалю, чтобы Хельги
найти. А Хельги не может укрыться иначе как рабыней переодеться; и начинает он
зерно молоть. Ищут люди Хундинга Хельги повсюду, но не находят. Тут Блинд
Злокозненный замечает, что слишком грозно сверкают глаза у рабыни и жернов в
руках у нее трещит. Хагаль же отвечает, что дива тут нет, ибо конунга дочь жернов
вращает; прежде носилась она под облаками и сражаться могла, как смелые
викинги, теперь Хельги в плен ее взял.
Спасся Хельги и на корабль боевой отправился. Сразил
он конунга Хундинга и с тех пор зваться стал Убийца Хундинга.
У конунга Хёгни дочь есть, Сигрун-валькирия, что по
воздуху носится. Просватана Сигрун за Хёдбродда, сына конунга Гранмара. Хельги
могучий в это время с сыновьями Хундинга сражается и убивает их. А потом
отдыхает под Камнем Орлиным. Туда к нему Сигрун прилетает, обнимает его и целует.
И Хельги она полюбилась, а дева уж давно любит его, еще прежде чем встретила.
Не боится Хельги гнева Хёгни-конунга и
Гранмара-конунга, а идет на них войной и всех сыновей Гранмара убивает, а также
конунга Хёгни. Так волею судеб Сигрун-валькирия становится причиной раздора
среди родичей.
Женится Хельги на Сигрун, и родятся у них сыновья. Но
не суждена долгая жизнь Хельги. Даг, сын Хёгни, Одину-богу жертву приносит,
чтобы тот помог ему за отца отомстить. Дает Один Дагу копье, и тем копьем
пронзает Даг Хельги. Потом едет Даг в горы и рассказывает Сигрун, что
случилось.
Сигрун проклятье на голову брата призывает, Даг же
виру за мужа хочет ей заплатить. Сигрун отказывается и холм насыпает на могиле
могучего князя Хельги.
Хельги идет прямиком в Вальгаллу, и там Один ему
предлагает править наравне с ним.
И вот как-то раз видит служанка Сигрун, как Хельги
мертвый с людьми своими к кургану едет. Чудно служанке кажется, и спрашивает
она Хельги, уж не света конец ли настал. И тот отвечает, что нет, ибо хоть и
шпорит коня он, но не суждено ему домой возвратиться. Дома служанка Сигрун
рассказывает, что видела.
Сигрун идет в курган к Хельги: очень рада она видеть
мужа, пусть и мертвого. Хельги-мертвец ее упрекает, дескать, повинна она в
гибели его. И говорит он, что «отныне в кургане со мною, убитым, знатная дева
вместе пребудет!».
Ночь проводит Сигрун в объятиях мертвого, а наутро
Хельги и люди его прочь скачут, а Сигрун с служанкой своей домой возвращаются.
Скорбит Сигрун о Хельги, и вскоре смерть ее к себе забирает.
«В древнее время верили, что люди рождаются вновь, но
теперь это считают бабьими сказками. Говорят, что Хельги и Сигрун родились
вновь».
Пророчество Грипира
Грипир землями правит, самый мудрейший он средь людей.
Ситурд, сын Сигмунда, к нему в палаты является, чтобы узнать, что суждено ему в
жизни. Грипир, кто матери Сигурда братом приходится, Приветливо родича
принимает.
И говорит Грипир Сигурду, что будет велик он: сперва
за отца отомстит и конунга Хундинга в битве сразит. Потом поразит он Регина-карлика
с фафниром-змеем и, Фафнира логово отыскав, нагрузит Коня своего по имени Грани
«золота грузом» и к конунгу Гьюки отправится. На горе увидит он в доспехах
спящую деву. Острым клинком Сигурд доспехи разрубит, ото сна пробудится дева и
научит Сигмунда сына рунам мудрым. Дальше же юности Сигурда видеть Грипир не
может.
Чувствует Сигурд, что ожидает жребий печальный его, а
потому Грипир не хочет судьбу ему дальше поведать. И вот в уговоры пускается
Сигурд, и вновь говорит Грипир.
«Есть дева у Хеймира, ликом прекрасная», Брюнхильд
зовут ее, она и лишит покоя Сигурда, ибо он полюбит ее. Но едва Сигурд у Гьюки
ночь прогостит, сразу забудет он светлую деву. Кознями Гримхильд коварной будет
в жены ему дана светловолосая Гудрун, дочь Гримхильд и Гуннара. И для Гуннара
станет он Брюнхильд сватать, обличьем с Гуннаром сменявшись. Но хоть и похож он
на Гуннара будет, душа его прежней останется. И будет Сигурд благородный с
девою рядом лежать, но будет меч между ними. И осудят люди Сигурда за такой
обман девы достойной.
Затем вернутся князья и в палатах Гьюки две свадьбы
сыграют: Гуннара с Брюнхильд и Сигурда с Гудрун. К тому времени Гуннар и Сигурд
обратно обличья примут свои, но души их прежними останутся.
Будут жить счастливо Сигурд и Гудрун, Брюнхильд же
«замужество горьким покажется, она за обман искать будет мести». Гуннару скажет
она, что не сдержал клятв своих Сигурд, «когда благородный конунг Гуннар, Гьюки
наследник» верил ему. И разгневана будет жена благородная Гудрун; от горя
жестоко с Сигурдом она обойдется: убийцами Сигурда станут братья ее.
Гримхильд коварная одна будет в этом повинна.
И речет Грипир печальному Сигурду: «В том утешенье,
князь, найдешь ты, что счастья тебе суждено немало: здесь на земле, под солнца
жилищем, не будет героя, Сигурду равного!»
Сигурд же ему отвечает: «Простимся счастливо! С
судьбой не поспоришь! Ты, Грипир, по-доброму просьбу исполнил; предрек бы ты
больше удачи и счастья в жизни моей, если бы мог!»
Е. В. Морозова
Список литературы
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.
Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и
Возрождения: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.:
«Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.