Петр I
(1672-1725)
В день, когда родился царевич Петр, 30 мая 1672 года, по всей Москве
служили благодарственные молебны, стреляли из пушек, а счастливый отец,
царь Алексей Михайлович Романов, на радостях прощал казенные долги,
одаривал своих ближних, отменял суровые приговоры преступникам. Из ближних
и дальних мест в царский дворец ехали люди с дарами. Царь Алексей Михайлович, ” Тишайший”, как его прозвали в народе, возлагал
на своего младшего сына большие надежды. Он был женат вторым браком на
Наталье Кирилловне Нарышкиной. От первого брака с Марьей Милославской у
него тоже были дети: два сына - Федор и Иван - и дочь Софья. Но один из них
был больной, а другой слабоумный. Так что вся надежда была на Петра, он
должен был стать достойным наследником.
Сам царь был еще не стар и намеревался жить долго, но в 1676 году он умер.
Петр был еще совсем маленьким, и на престол вступил его старший брат Федор,
но в 1782 году умер и он.
В 10 лет Петр 1 стал царем, разделив престол со своим другим братом,
слабоумным Иваном. На этом настояла его сестра Софья, которая фактически и
стала управлять страной.
Царица Наталья вместе со своим сыном уехала в подмосковное село
Преображенское. Петр с детства пристрастился к военным играм. В
Преображенском он сформировал из своих ровесников два “потешных” батальона,
которые в будущем стали настоящими военными подразделениями – Семеновским и
Преображенским полками – основной гвардии Петра. Их выучкой занимались
иностранные офицеры, и сам Петр прошел все солдатские чины, начиная с
барабанщика. С большим интересом царь начинает изучать арифметику,
геометрию, военные науки, которым обучал его голландец Тиммерман.
Тогда же в одном из амбаров села Измайлово Петр обнаружил старый английский
ботик, который стал родоначальником русского флота и породил у молодого
царя страсть к мореплаванию. Под руководством корабельного мастера
голландца Бранта Петр плавал на своем ботике сначала по реке Яузе, а потом
на Переяславском озере, где заложил первую верфь для строительства судов.
Царевна Софья считала военные занятия Петра глупым сумасбродством, но была
довольна, что он не лезет в царские дела. Мать до поры до времени тоже
спокойно относилась потехам сына, но потом решила, что ему пора
остепениться, вести жизнь, достойную царского звания, и подыскала ему
невесту. В 1689 году Петр женится на дочери московского боярина Евдокии
Лопухиной. По русскому обычаю он теперь, считался совершеннолетним и мог
претендовать на самостоятельное правление.
Однако царевна Софья не хотела лишаться власти и подняла против Петра
стрельцов. Петр узнал об этом ночью и, как бы в ночной рубашке сел на коня
и ускакал в ближайший лес, а оттуда в Троице-Серьгиеву лавру. По словам
историков, это был единственный случай, когда он смертельно испугался за
свою жизнь, вспомнив свой детский ужас уже после смерти отца, когда у него
на глазах стрельцы подняли на копья его родного дядю, поубивали других его
родственников. С того же времени у него появился нервный тик и судороги,
которые время от времени перекашивали его лицо и сотрясали тело.
Но вскоре Петр пришел в себя и жестоко подавил восстание. Царевну Софью
сослали в Новодевичий монастырь, наиболее активных сторонников казнили, а
остальных отправили на вечную каторгу. Так началось царствование Петра.
В 1695 году Россия начала войну с Турцией за выход в Черное море. Однако,
не имея флота, русские так и не смогли одержать победу. Поэтому Петр
организовал строительство кораблей под Воронежем. За короткое время была
построена флотилия из разных судов во главе с 36 пушечным кораблем “Апостол
Петр”. В июне 1696 года этот флот вышел в Азовское море и блокировал Азов.
Так был открыт первый выход России в южные моря.
С 1696 года, после смерти брата Ивана, Петр становится единодержавным царем
России. В этом же году он, наконец, побывал в Западной Европе. Ему хотелось
все, как следует посмотреть, изучить и перенять полезное для России. Но,
понимая, что его, как царя, будут и встречать там по-царски – все покажут,
но ни до чего не допустят, Петр отправился “великим посольством” под
вымышленным именем Петра Михайлова. Он побывал в Германии, но рвался в
Голландию – страну кораблестроения и развитой промышленной техники. Оставив
свое посольство, Петр с немногими проплыл по Рейну и, не останавливаясь в
Амстердаме, отправился в Саардам, где устроился плотником на корабельную
верфь. Здесь он между делом осматривал фабрики, заводы, лесопильни, а в
свободное время ходил вместе с рабочими в трактир пить пиво.
Жители Саардама скоро узнали, что среди них живет русский царь, и его стала
сопровождать толпа любопытных. Они собирались перед его домом, и
бургомистру даже пришлось выставить охрану. Но ничего не помогало. Однажды
Петр не сдержавшись, ударил по щеке одного из зевак, которого голландцы
после этого шутливо прозвали “рыцарем”. Пришлось царю уехать из Саардама.
Он поселился в Амстердаме и в течение четырех месяцев работал простым
рабочим на ост-индской верфи, где своими руками строил фрегат, заставляя
своих русских спутников работать вместе с ним.
Из Голландии Петр отправился в Англию, чтобы усовершенствовать свои
познания в кораблестроении. Кроме этого, он здесь побывал на литейном
заводе и в арсенале, осматривал госпитали, монетный двор с целью применить
все это в России, занимался математикой, посещал парламент и Оксфордский
университет, заходил в разные мастерские. Англичане говорили потом, что не
было такого искусства или ремесла, с которым бы русский царь не ознакомился
и не узнал, как это делается. Не теряя времени, он нанимал здесь мастеров
для работы в России. За 15 месяцев пребывания в Европе Петр многое повидал
и многому научился. Это стало для него настоящей школой, и, вернувшись в
Россию, Петр начал свою преобразовательную деятельность. Многими историками описано, как на следующий же день после приезда Петр
собственноручно принялся резать ножницами бороды своим приближенным боярам,
и велел им переодеться в европейскую одежду. Таким варварским способом он
стремился побыстрее приобщить народ европейской культуре.
Вместе с тем Петр начал серьезные преобразования в управлении
государством. Он также понимал, что без просвещения Россия долго будет
оставаться варварской страной. Были открыты светские школы, где детей учили
грамоте по гражданской азбуке. В Голландии была открыта русская типография,
где печатали книги, географические карты, чертежи. В Москве открылась
математическая и навигаторская школа для подготовки своих специалистов в
промышленности и морском деле. В 1702 году вышла первая русская газета
“Ведомости”, которой началась русская периодическая печать.
Однако царю так и не удалось договориться с Голландией и Англией о военном
союзе против Турции. Поэтому в 1700 году он заключил с Турцией мир и начал
войну со Швецией в союзе с Польшей и Данией.
Противником Петра был восемнадцатилетний шведский король Карл12 . В ноябре
1700 года они впервые столкнулись с Петром под Нарвой. Войска Карла12
выиграли это сражение, потому что Россия еще не имела сильной армии.
Петр извлек серьезные уроки из этого поражения и горячо принялся за
укрепление вооруженных сил России. Его усилия вскоре дали результаты. Уже в
1702 году все земли по течению Нивы до Финского залива были очищены от
шведских войск.
Однако война со Швецией, которая получила название Северной войны, все еще
продолжалась. В 1709 году под Полтавой произошла решающая битва. Петр сам
повел свои войска и участвовал в сражении наравне со всеми, как и шведский
король Карл12. Раненый в ногу король сидел в качалке, которую возили по
всему полю битвы. Царя Петра пули обходили стороной: одна попала ему в
шляпу, другая прострелила седло, а третья задела золотой крест, висевший у
него на груди. Он скакал на коне по полю сражения, подбадривал и
воодушевлял солдат. Тогда он и произнес свои знаменитые слова: “Вы
сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное. А о Петре
ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, честь и
благосостояние ее!”
Петр 1 со своей армией победил в Полтавской битве. Историки сообщают, что в
тот же день царь устроил большой пир на поле боя, пригласил на него пленных
шведских генералов и, вернув им шпаги, сказал: ”… пью за здоровье вас, моих
учителей в военном искусстве”.
Полтавская битва имела огромное значение для утверждения России как сильной
державы. Страна навсегда закрепила за собой выход к Балтийскому морю. До
сих пор презиравшие Россию европейские державы отныне должны были считаться
с ней и относиться как к равной.
Укрепляя свои позиции на Балтийском море, Петр еще в 1703 году заложил в
устье реки Невы город и дал ему название Санкт-Петербург. Первой здесь была
построена Петропавловская крепость с шестью бастионами. Санкт-
Петербургским губернатором Петр назначил своего ближайшего сподвижника
Меньшикова. В том же году сюда прибыл первый голландский купеческий
корабль.
Основанием Санкт-Петербурга Петр “прорубил окно в Европу”. Такую образную
оценку получило в истории это важное предприятие царя. Но лишь в 1721 году
был наконец заключен Ништадский мирный договор, положивший конец Северной
войне. За эту победу Петр 1 получил титул “Отца Отечества, Императора
Всероссийского, Петра Великого”.
В 1725 году Петр 1 заболел, простудившись при спуске корабля. Понимая, что
дни его сочтены, он приказал подать бумагу, чтобы написать последнее
распоряжение, и успел написать только два слова: “Отдайте все… “, но дальше
писать не смог. Царь умер, не оставив завещание о своем наследнике.
Петр 1 много сделал для России. При нем начала развиваться промышленность,
расширилась торговля, открылись школы и гимназии. Впервые в стране
появилась Академия наук, постоянный театр, был составлен гражданский
алфавит, принят новый календарь. По всей России начали строиться новые
города, а в старых мостили и освещали улицы. Однако, стараясь искоренить
извечное российское невежество, он доходил до жестокости и кровавых
расправ, действуя так, как подсказывал ему решительный характер. “Я так
хочу, потому что считаю это хорошим, а чего я хочу, то непременно должно
быть” – таков был девиз всей деятельности, направленной во славу России,
которая была для него превыше всего.
Список использованной литературы:
1)Всемирная история в лицах(Бутромеев В.П)
2)Все обо всех (Шалаева Г.П)
3)Энциклопедия школьника. История.
4)Новая история (О. Егер)