Цвет, цветовые модели, цветовые
пространства
Как
порой сложно описать цвет того неба, которое мы видим: у кого-то оно
сине-голубое, у кого-то голубое с биризовым отливом, у кого-то серебристо-голубое
и т.д. И было бы невозможно без способа точного описания цвета в
стандартизированных цифровых выражениях.
Цветовые
пространства, или цветовые модели являются средствами количественного описания
цвета и различия между оттенками цвета.
Существует
много цветовых моделей, но все они принадлежат к одному из трех типов:
-
психологические (по восприятию);
-
аддитивные (основанные на сложении);
-
субтрактивные (основанные на вычитании).
При
обработке изображений при подготовке к печати имеют дело с тремя цветовыми
моделями: CIE Lab - психологическое цветовое пространство, RGB - аддитивное
цветовое пространство и CMYK - субтрактивное цветовое пространство.
Любое
преобразование цвета из одного пространства в другое влечет за собой потерю
данных о цвете в изображении.
Аддитивная модель цвета RGB
Данная
модель является "естественным языком" цвета для электронных устройств
ввода изображения (мониторы, сканеры, цифровые камеры), в которых
воспроизведение цвета основано на излучении или пропускании света, а не на его
отражении от подложки при создании изображения.
Аддитивной
она называется потому, что цвета в ней генерируются суммированием световых
потоков. Сумма красного, зеленого и синего цветов максимальной одинаковой
интенсивности дает белый цвет.
R
- red (красный), G - green (зеленый), B - blue (голубой).
Субтрактивная модель цвета CMYK
В
данной модели цвета при смешивании двух или более основных красок
дополнительные цвета получаются посредством поглощения одних световых волн
спектра белого цвета и отражения других. Так, голубая краска поглощает красный
цвет и отражает зеленый и синий, а желтая поглощает синий цвет и отражает
красный и зеленый.
В
аддитивной модели RGB световые потоки суммируются, производя более яркие цвета,
а в субтрактивной модели CMYK световые потоки вычитаются, генерируя более
темные цвета. Если учесть светонепроницаемость бумаги, которая скорее отражает
свет, чем пропускает его, то становится понятно, почему такие яркие цвета в
изображении на мониторе становятся темными и унылыми в отпечатанном виде.
CMYK
- cyan (голубой), magenta (пурпур), yellow (желтый), black (черный).
Особые взаимоотношения двух цветовых моделей
Цветовые
модели RGB и CMYK являются дополнительнительными друг к другу, по крайней мере,
в первом приближении. Теоритечески так сказать. Но простого одноозначного
соответствия между этими цветовыми простанствами не существует. А иначе бы
зачем их надо было разделять на две модели? :-)
Многие
приятные для глаза цвета, которые видны на мониторе, не могут быть
воспроизведены красками на оттиске.
Следует
отметить, что при преобразовании цифрового изображения из модели RGB в CMYK
отмечается сдвиг цвета к голубому. Точное значение сдвига зависит от
используемых при печатании триад красок и типа бумаги, а также от технологии
печати (листовая, рулонная, по сухому или по сырому, если речь идет об офсетной
печати).
Таким
образом, несмотря на то, что модели RGB и CMYK связаны друг с другом, однако их
взаимные переходы (конвертирование) не происходят без потерь, так как цветовой
охват у них разный. Снижение этих потерь требует выполнения сложных калибровок
всех аппаратных средств и самих изображений.
Точность воспроизведения цвета
Цель
полиграфического репродуцирования состоит в наиболее точном воспроизведении
изображения оригинала на отттиске. К содалению, необходимо отметить, что
идентичное воспроизведение полутоновых, в особенности цветных, изображений
практически недостижимо. Ниже приведены одни из главных причин этого:
-
оттиск изготавливается на иной подложке, нежели оригинал (когда появляются
различия в белизне, глянце, гладкости поверхности подложки между оригинал и
оттиском);
-
отттиск изготавливается с использованием различных видов печатных красок,
которые определяются и способом печати;
-
отттиск полутонового изображения всегда имеет растровую структуру, в то время
как оригинал может иметь непрерывную структуру полутона и контура.
Таким
образом, если у вас в руках есть что-то, что вы хотите сделать точь-в-точь, то
первоначально надо определить то, на каком материале оно сделано, каким
способом (это минимум, что надо знать). Если вы затрудняетесь ответить на эти
вопросы, обращайтесь к профессионалам-полиграфистам, иначе не избежать досадных
ошибок, перепечаток и т.д.
Цветная печать
Также
как черно-белая печать существует без серой краски, так и в цветной печати нет
никакой специальной технологии, позволяющей волшебным образом получить любой
оттенок. Изображения воспроизводятся четырьмя красками в четырех отдельных
секциях печатнйо машины (голубая, пурпурная, желтая и черная). Нет никакой
строго регламентированного соглашения о порядке очередности печати разными
красками. но порядок имеет значение.
Некоторые
печатники считают, что чернаякраска должна быть первой, так как её меньше, чем
других, и лист не будет таким влажным и липким при печати во второй секции.
Другие печатники уверены, что первая, вторая и третья краски при прохождении
через последующие секции обязательно загрязняют цвет, поэтому предпочитают
печатать сначал желтой краской, а черной - в последнюю очередь. Как говорится,
у каждого свои "тараканы".
Немаловажная
причина невозможности глобальной калибровки на стадии печати - это различные
секции одной и той же печатной машины дают разное увеличение печатающих
элементов.
Как
правило, максимальное увеличение печатающих элементов дает черная краска, а
желтая - минимальное, но условия печати могут нарушить эту закономерность.
Наверное,
необходимо сделать и еще один грустный вывод: конечный результат на сто
процентов предсказать невозможно. И все-таки на что должен ориентироваться
печатник? Все пути ведут к пробному оттиску, но и он всего лишь приближение к
тому, что может напечатать печатная машина.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kapitalnt.krsn.ru/