Герберт фон
Караян (Karajan)
Герберт фон
Караян (Karajan) (1908-1989) - австрийский дирижёр. Учился в зальцбургском
"Моцартеуме" и венской Академии музыки и сценических искусств. Работу
дирижёра начинал в театрах Ульма (дебютировал в 1929 году в "Свадьбе
Фигаро"), Ахена (1933-1940), Берлина (1938-1942). Первый большой успех -
постановка "Тристана и Изольды" в Венской государственной опере
(1937). В 1938 поставил "Фиделио" в Берлине. В 1941-44 годах Караян
руководил Берлинской государственной капеллой. С 1947 дирижёр (с 1949 директор)
Общества друзей музыки в Вене. В 1948 впервые выступил в Ла Скала
("Свадьба Фигаро"), в 1954 там же исполнил оперу "Лючия ди
Ламмермур" с Марией Каллас в заглавной партии. Ведущий дирижёр фестивалей
в Зальцбурге (художественный руководитель в 1957-60 и 1964-88 годах), Байрёйте,
Эдинбурге (1953-54), Люцерне (1947-56).
В 1950-60-е
годы Караяна называли "генералмузикдиректором Европы". С 1955 года
(после смерти Фуртвенглера) до конца жизни руководил Берлинским филармоническим
оркестром. В 1957-64 годах был руководителем Венской государственной оперы
(среди лучших постановок "Отелло", "Парсифаль",
"Тристан и Изольда" и другие). В 1967 году Караян основал
Зальцбургский пасхальный фестиваль. Выступал в Метрополитен Опера (среди
постановок на сцене этого театра оперы "Валькирия", 1967;
"Тоска", 1988 и другие). Первый исполнитель оперы Орфа "Триумф
Афродиты" (1953, Милан) и других. Осуществил ряд значительных оперных
постановок, в том числе "Борис Годунов", 1965; "Мистерия конца
времени" Орфа, 1973; обе - Зальцбург).
Герберт фон
Караян - дирижёр и постановщик фильмов "Паяцы", "Кармен" ,
"Девятая симфония Л. Бетховена". Сотрудничал с Ф. Дзеффирелли, с
которым поставил в Ла Скала "Богему (1963), "Травиату" (1964). В
1969 учредил Фонд имени Караяна, на средства которого проводятся конкурсы
молодых дирижёров и оркестров. В 1983 ЮНЕСКО учреждён Международный приз имени
Караяна за заслуги в области развития музыкального искусства.
Герберт фон
Караян - выдающийся музыкант XX века. Записал практически весь свой обширный
репертуар, основу которого составляет австро-немецкая музыка от Баха до Орфа.
Среди записей оперы "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса (солисты
Шварцкопф, Штрайх, Прей и другие, EMI), "Парсифаль" Вагнера (солисты
П. Гофман, Ван Дам, Моль и другие, Deutsche Grammofon), "Дон Карлос"
(солисты Каррерас, Френи, Каппуччилли, Бальтса, Гяуров, Р. Раймонди, EMI),
"Мадам Баттерфляй" (солисты Френи, Паваротти, Decca) и другие.
Савва Христич
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/