Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Ричард III (Richard III)

Ричард III
(Richard III)

Историческая
хроника (1592)

Английская
литература

В. А. Сагалова

Когда родился
Ричард, бушевал ураган, крушивший деревья. Предвещая безвременье, кричала сова
и плакал филин, выли псы, зловеще каркал ворон и стрекотали сороки. В
тяжелейших родах появился на свет бесформенный комок, от которого в ужасе
отшатнулась собственная мать. Младенец был горбат, кривобок, с ногами разной
длины. Зато с зубами — чтобы грызть и терзать людей, как злобно скажут ему
впоследствии. Он рос с клеймом урода, терпя унижения и насмешки. В лицо ему
бросали слова «богомерзкий» и «безобразный», а от его вида начинали лаять
собаки. Сын Плантагенета, при старших братьях он фактически был лишен надежд на
престол и обречен довольствоваться ролью знатного шута. Однако он оказался
наделен могучей волей, честолюбием, талантом политика и змеиным коварством. Ему
довелось жить в эпоху кровавых войн, междоусобных распрей, когда шла
беспощадная борьба за трон между Йорками и Ланкастерами, и в этой стихии
вероломства, предательства и изощренной жестокости он быстро овладел всеми
тонкостями придворных интриг. С активным участием Ричарда его старший брат
Эдуард стал королем Эдуардом IV, одержав победу над Ланкастерами, Для
достижения этой цели Ричард, герцог Глостер, убил вместе с братьями сподвижника
Ланкастеров вельможу Уорика, прикончил наследника престола принца Эдуарда и
затем в Тауэре лично заколол пленного короля Генриха VI, хладнокровно заметив
над его трупом: «Сперва тебе, потом другим черед. / Пусть низок я, но ввысь мой
путь ведет». Король Эдуард, который восклицал в конце предыдущей хроники:
«Греми, труба! Прощайте, все невзгоды! / Счастливые нас ожидают годы!» — и не
подозревал, какие дьявольские замыслы зреют в душе его родного брата.

Действие
начинается через три месяца после коронования Эдуарда. Ричард презрительно
говорит о том, что суровые дни борьбы сменились праздностью, развратом и
скукой. Он называет свой «мирный» век тщедушным, пышным и болтливым и заявляет,
что проклинает ленивые забавы. Всю мощь своей натуры он решает обратить на
неуклонное продвижение к единоличной власти. «Решился стать я подлецом...»
Первые шаги к этому уже сделаны, С помощью наветов Ричард добивается того, что
король перестает доверять брату Георгу, герцогу Кларенсу, и отправляет его в
тюрьму — как бы для его же безопасности. Встретив Кларенса, которого под
стражей ведут в Тауэр, Ричард лицемерно сочувствует ему, а сам в душе ликует.
От лорда-камергера Хестингса он узнает другую радостную для него весть: король
болен и врачи серьезно опасаются за его жизнь. Сказалась тяга Эдуарда к
пагубным развлечениям, истощавшим «царственное тело». Итак, устранение обоих
братьев становится реальностью.

Ричард тем
временем приступает к почти невероятной задаче: он мечтает жениться на Анне
Уорик — дочери Уорика и вдове принца Эдуарда, которых он сам же убил. Он
встречает Анну, когда та в глубоком трауре сопровождает гроб короля Генриха VI,
и немедля начинает прямой разговор с ней. Эта беседа поразительна как пример
стремительного завоевания женского сердца единственным оружием — словом. В
начале, разговора Анна ненавидит и проклинает Глостера, обзывает его колдуном,
подлецом и палачом, плюет ему в лицо в ответ на вкрадчивые речи. Ричард терпит
все ее оскорбления, именует Анну ангелом и святой и выдвигает в свое оправдание
единственный довод: он совершил все убийства только из любви к ней. То лестью,
то остроумными увертками он парирует все ее упреки. Она говорит, что даже звери
испытывают жалость. Ричард соглашается, что ему жалость неведома, — стало быть,
он не зверь. Она обвиняет его в убийстве мужа, который был «ласков, чист и
милосерден», Ричард замечает, что в таком случае ему приличней быть на небесах.
В результате он неопровержимо доказывает Анне, что причина гибели мужа — ее
собственная красота. Наконец, он обнажает грудь и требует, чтобы Анна убила
его, если не желает простить. Анна роняет меч, постепенно смягчается, слушает
Ричарда уже без прежнего содрогания и напоследок принимает от него кольцо,
давая тем самым надежду на их брак...

Когда Анна
удаляется, возбужденный Ричард не может прийти в себя от легкости одержанной
над ней победы: «Как! Я, убивший мужа и отца, / Я ею овладел в час горшей
злобы... / Против меня был бог, и суд, и совесть, / И не было друзей, чтоб мне
помочь. / Один лишь дьявол да притворный вид... / И все ж она моя... Ха-ха!» И
он в очередной раз убеждается в своей безграничной способности влиять на людей
и подчинять их своей воле.

Далее Ричард,
не дрогнув, осуществляет свой план убийства заточенного в Тауэр Кларенса: тайно
нанимает двух головорезов и подсылает их в тюрьму. Простакам-вельможам
Бекингему, Стенли, Хестингсу и другим он при этом внушает, что арест Кларенса —
происки королевы Елизаветы и ее родни, с которыми сам враждует. Лишь перед
смертью Кларенс узнает от убийцы, что виновник его гибели — Глостер.

Больной король
Эдуард в предчувствии скорой смерти собирает придворных и просит представителей
двух враждующих лагерей — окружения короля и окружения королевы — заключить мир
и поклясться в дальнейшей терпимости друг к другу. Пэры обмениваются обещаниями
и рукопожатиями. Не хватает лишь Глостера. Но вот появляется и он сам. Узнав о
перемирии, Ричард пылко заверяет, что ненавидит вражду, что в Англии у него
врагов не больше, чем у новорожденного младенца, что он просит прощения у всех
благородных лордов, если кого-то невзначай обидел, и тому подобное. Радостная
Елизавета обращается к королю с просьбой в честь торжественного дня немедленно
освободить Кларенса. Ричард сухо возражает ей: вернуть Кларенса нельзя, ибо
«все знают — благородный герцог умер!». Наступает минута общего потрясения.
Король допытывается, кто отдал приказ об умерщвлении брата, однако никто не
может ему ответить. Эдуард горько сокрушается о случившемся и с трудом
добирается до спальни. Ричард тихо обращает внимание Бекингема, как побледнели
родные королевы, намекая, что в случившемся виновны именно они.

Не перенеся
удара, король вскоре умирает. Королева Елизавета, мать короля герцогиня Йоркская,
дети Кларенса — все они горько оплакивают двух умерших. Ричард присоединяется к
ним со скорбными словами сочувствия. Теперь по закону трон должен наследовать
одиннадцатилетний Эдуард, сын Елизаветы и покойного короля. Вельможи посылают
за ним в Ледло свиту.

В этой ситуации
родные королевы — дядя и сводные братья наследника — представляют для Ричарда
угрозу. И он отдает приказ перехватить их по дороге за принцем и заключить под
стражу в Памфретском замке. Гонец сообщает эту весть королеве, которая начинает
метаться в смертном страхе за детей. Герцогиня Йоркская проклинает дни смут,
когда победители, одолев врагов, немедленно вступают в бой друг с другом, «на
брата брат и кровь на кровь родную...».

Придворные
встречаются с маленьким принцем Уэльским. Тот ведет себя с трогательным
достоинством истинного монарха. Его огорчает, что он пока не видит Елизавету,
дядю по материнской линии и своего восьмилетнего брата Йорка. Ричард поясняет
мальчику, что родные его матери лживы и таят в сердце яд. Глостеру, своему
опекуну, принц полностью доверяет и со вздохом принимает его слова. Он
спрашивает дядю, где будет жить до коронации. Ричард отвечает, что «советовал
бы» временно пожить в Тауэре, пока принц не изберет себе иное приятное жилище.
Мальчик вздрагивает, но затем покорно соглашается с волей дяди. Приходит
маленький Йорк — насмешливый и проницательный, который досаждает Ричарду
язвительными шутками. Наконец обоих мальчиков сопровождают в Тауэр.

Ричард,
Бекингем и их третий союзник Кетсби уже тайно договорились возвести на престол
Глостера. Надо заручиться еще поддержкой лорда Хестингса. К нему подсылают
Кетсби. Разбудив Хестингса среди ночи, тот сообщает, что их общие враги —
родственники королевы — нынче будут казнены. Это приводит лорда в восторг.
Однако идея коронования Ричарда в обход маленького Эдуарда вызывает у Хестингса
возмущение: «...чтоб за Ричарда я голос подал, / наследника прямого обездолил,
/ — нет, богом я клянусь, скорей умру!» Недальновидный вельможа уверен в
собственной безопасности, а между тем Ричард уготовил смерть любому, кто
посмеет воспрепятствовать ему на пути к короне.

В Памфрете
совершается казнь родственников королевы. А в Тауэре в это время заседает
государственный совет, обязанный назначить день коронации. Сам Ричард
появляется на совете с опозданием. Он уже знает, что Хестингс отказался
участвовать в сговоре, и быстро распоряжается взять его под стражу и отрубить
ему голову. Он заявляет даже, что не сядет обедать, пока ему не принесут голову
предателя. В позднем прозрении Хестингс проклинает «кровавого Ричарда» и
покорно идет на плаху.

После его ухода
Ричард начинает плакать, сокрушаясь из-за людской неверности, сообщает членам
совета, что Хестингс был самым скрытным и лукавым изменником, что он был
вынужден решиться на столь крутую меру в интересах Англии. Лживый Бекингем с
готовностью вторит этим словам.

Теперь
предстоит окончательно подготовить общественное мнение, чем снова занимается
Бекингем. По указанию Глостера он распространяет слухи, что принцы — незаконные
дети Эдуарда, что сам его брак с Елизаветой тоже незаконен, подводит различные
иные основания для воцарения на английском престоле Ричарда. Толпа горожан
остается глухой к этим речам, однако мэр Лондона и другие вельможи соглашаются
на то, что следует просить Ричарда стать королем.

Наступает
высший момент торжества: делегация знатных горожан приходит к тирану, чтобы
молить его о милости принять корону. Этот эпизод отрежиссирован Ричардом с
дьявольским искусством. Он обставляет дело так, что просители находят его не где-нибудь,
а в монастыре, где он в окружении святых отцов углублен в молитвы. Узнав о
делегации, он не сразу выходит к ней, а, появившись в обществе двух епископов,
разыгрывает роль простодушного и далекого от земной суеты человека, который
боится «ига власти» больше всего на свете и мечтает только о покое. Его
ханжеские речи восхитительны в своем утонченном лицемерии. Он долго упорствует,
заставляя пришедших говорить о том, как он добр, нежен сердцем и необходим для
счастья Англии. Когда же, наконец, отчаявшиеся сломить его нежелание стать
королем горожане удаляются, он как бы нехотя просит их вернуться. «Да будет мне
щитом насилье ваше / от грязной клеветы и от бесчестья», — предусмотрительно
предупреждает он.

Угодливый
Бекингем спешит поздравить нового короля Англии — Ричарда III.

И после
достижения заветной цели кровавая цепь не может быть разорвана. Напротив, по
страшной логике вещей Ричарду требуются новые жертвы для упрочения положения —
ибо он сам осознает, сколь оно непрочно и незаконно: «Мой трон — на хрупком
хрустале». Он освобождается от Анны Уорик, которая недолгое время была с ним в
браке — несчастливом и тягостном. Недаром сам Ричард заметил как-то, что ему
неведомо присущее всем смертным чувство любви. Теперь он отдает распоряжение
запереть жену и распустить слух о ее болезни. Сам он намерен, изведя Анну,
жениться на дочери покойного короля Эдуарда, своего брата. Однако прежде ему
надо совершить еще одно злодейство — самое чудовищное.

Ричард
испытывает Бекингема, напоминая ему, что жив еще в Тауэре маленький Эдуард. Но
даже этот вельможный лакей холодеет от страшного намека. Тогда король
разыскивает алчного придворного Тиррела, которому поручает убить обоих принцев.
Тот нанимает двух кровожадных стервецов, которые проникают по пропуску Ричарда
в Тауэр и душат сонных детей, а позже сами плачут от содеянного.

Ричард с
мрачным удовлетворением принимает весть о смерти принцев. Но она не приносит
ему желанного покоя. Под властью кровавого тирана начинаются волнения в стране.
Со стороны Франции выступает с флотом могущественный Ричмонд, соперник Ричарда
в борьбе за право владеть престолом. Ричард взбешен, полон ярости и готовности
дать бой всем врагам. Между тем самые надежные его сторонники уже или казнены —
как Хестингс, или попали в опалу — как Бекингем, или тайно изменили ему — как
ужаснувшийся от его страшной сути Стенли...

Последний,
пятый акт начинается с очередной казни — на этот раз Бекингема. Несчастный
признает, что верил Ричарду больше всех и за это теперь жестоко наказан.

Дальнейшие сцены
разворачиваются непосредственно на поле сражений. Здесь расположились
противостоящие полки — Ричмонда и Ричарда, Предводители проводят ночь в своих
шатрах. Они одновременно засыпают — и во сне им поочередно являются духи
казненных тираном людей. Эдуард, Кларенс, Генрих VI, Анна Уорик, маленькие
принцы, родные королевы, Хестингс и Бекингем — каждый из них перед решающим
боем обращает к Ричарду свое проклятие, заканчивая его одинаковым грозным
рефреном: «Меч вырони, отчайся и умри!» И те же самые духи безвинно казненных
желают Ричмонду уверенности и победы.

Ричмонд
просыпается, полный сил и бодрости. Его соперник пробуждается в холодном поту,
терзаемый — кажется, впервые в жизни — муками совести, в адрес которой
разражается злобными проклятьями. «У совести моей сто языков, / все разные
рассказывают сказки, / но каждый подлецом меня зовет...» Клятвопреступник,
тиран, потерявший счет убийствам, он не готов к раскаянью. Он и любит и
ненавидит сам себя, но гордыня, убежденность в собственном превосходстве над всеми
пересиливают прочие эмоции. В последних эпизодах Ричард являет себя как воин, а
не трус. На заре он выходит к войскам и обращается к ним с блестящей, полной
злого сарказма речью. Он напоминает, что бороться предстоит «со стадом плутов,
беглецов, бродяг, / с бретонской сволочью и жалкой гнилью...». Призывает к
решительности: «Да не смутят пустые сны наш дух: / ведь совесть — слово,
созданное трусом, / чтоб сильных напугать и остеречь. / Кулак нам — совесть, /
и закон нам — меч./ Сомкнитесь, смело на врага вперед, / не в рай, так в ад наш
тесный строй войдет». Впервые он откровенно говорит о том, что считаться стоит
только с силой, а не с нравственными понятиями или с законом. И в этом высшем
цинизме он, может быть, наиболее страшен и вместе с тем притягателен.

Исход боя
решает поведение Стенли, который в последний момент переходит со своими полками
на сторону Ричмонда. В этом тяжелом, кровопролитном сражении сам король
показывает чудеса храбрости. Когда под ним убивают коня и Кетсби предлагает
спастись бегством, Ричард без колебаний отказывается. «Раб, свою жизнь поставил
я и буду стоять, покуда кончится игра». Его последняя реплика полна, боевого
азарта: «Коня, коня! Венец мой за коня!»

В поединке с
Ричмондом он гибнет. Ричмонд становится новым королем Англии. С его воцарением
начинается правление династии Тюдоров. Война Белой и Алой Розы, терзавшая
страну тридцать лет, закончена.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://infolio.asf.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ учебно-методической работы моу «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» За 2010\2011 учебный год
Реферат Аналіз стану і використання основних фондів підприємства
Реферат По "лестнице наук" - к искусству
Реферат Развитие культурологии как научной дисциплины
Реферат Несанкционированный доступ к данным
Реферат Построение сети цифровой связи ОТС
Реферат Закаливание как средство укрепления здоровья
Реферат Восстановление электроразрядного эксимерного лазера XeCl*1.5
Реферат Автоматизация измерений, контроля и испытаний
Реферат Cruel Fate Essay Research Paper Throughout my
Реферат Древняя история нефти
Реферат Общество как развивающаяся система 2
Реферат Театралізовані ігри як засіб розвитку творчих здібностей першокласників на уроках музики
Реферат Государственный бюджет и фискальная политика РФ
Реферат Отчет по практике по кредиту и кредитным операциям на ОАО Саранский завод Резинотехника