Знаменитые авиаконструкторы
А.И. Микоян
Артем
Иванович Микоян родился 5 августа 1905 года в небольшой армянской деревне
Санаин в семье бедного деревенского плотника. С шести лет Микоян начал работать
пастухом. Микоян научился читать и писать в деревенской школе Санаина, а затем,
в 1918 году, когда семья переехала в Тбилиси, он поступил в городскую школу
вместе со своим старшим братом Анастасом.
В
1923 году Артем Микоян поступил в техническое училище при машиностроительном
заводе (Красный Аксай) в Ростове-на-Дону и следующий год проработал токарем в
железнодорожной мастерской. В 1925 году Микоян вступил в коммунистическую
партию и перешел работать на московский завод Динамо. К тому времени его
старший брат Анастас Микоян уже занимал высокие посты в партии и был близким
соратником В.И.Сталина. В декабре 1928 года Артема Микояна призвали на срочную
службу в армию, где он прослужил два года.
После
возвращения из армии он поступил на работу на завод “Компрессор”, и в 1931 году
был зачислен слушателем в Военно-воздушную инженерную академию им.
Н.Е.Жуковского. Там он, помимо прочего, занимался парашютным спортом и научился
управлять самолетом. В 1935 году Микоян и два других слушателя академии –
Самарин и Павлов - сконструировали и построили легкий самолет “Октябренок”,
который имел оригинальные для того времени средства механизации крыла –
закрылки и предкрылки. Полетная масса авиетки составляла 250 кг, она развивала
скорость 130 км/ч при двигателе в 22 л.с. В 1937 году на “Октябренке” был
совершен полет и авиетка получила положительную оценку Центрального аэроклуба.
В
1937 году Артем Микоян закончил академию с красным дипломом и был назначен
представителем военной приемки на завод №1 им. Авиахима. На этом заводе
размещалось ОКБ Н.Н.Поликарпова, завод был занят в серийном производстве
истребителя И-153 “Чайка”. Сначала Микоян занимался приемкой самолетов, а затем
был назначен представителем заказчика (ВВС) в ОКБ Поликарпова. С этого времени
он работал в постоянном контакте с Н.Н.Поликарповым.
Двумя
годами позже, в марте 1939 года, Поликарпов попросил Микояна помочь ему в
организации и обновлении производства И-153. В это время способности Микояна
привлекли внимание директора завода П.А.Воронина и главного инженера
П.В.Дементьева (после ухода П.А.Воронина на пост зам.наркома авиапрома в январе
1940 года П.В.Дементьев стал директором завода).
В
то время в ОКБ Поликарпова велась работа над проектом скоростного высотного
истребителя, и в ноябре 1939 года на совещании у И.В.Сталина было принято
решение о выделении из состава ОКБ Поликарпова группы конструкторов для
организации отдельного КБ, которое должно было довести проект нового
истребителя до стадии серийного производства. По рекомендации П.А.Воронина и
П.В.Дементьева руководителем опытно-конструкторского отдела (ОКО) был назначен
А.И.Микоян, его заместителем стал М.И.Гуревич, а В.А.Ромодин был утвержден
начальником ОКО. 8 декабря 1939 года был издан приказ НКАП №401, которым
А.И.Микоян был назначен началиником КБ-1 и заместителем главного конструктора
завода 1. Этот день и считается днем образования ОКБ им.А.И.Микояна.
Благодаря
своим выдающимся организаторским и конструкторским способностям А.И.Микоян
превратил свое КБ в главное истребительное КБ Советского Союза, самолеты
которого долгое время составляли основу боевой мощи ВВС СССР и многих стран
мира. Значительную роль его машины сыграли в победе Советского Союза в войне с
фашистской Германией. Более 3000 истребителей МиГ-1 и МиГ-3 приняли на себя
первый удар Люфтваффе и несли на себе тяжесть первых лет войны. Только
необходимость в штурмовиках Ил-2, двигатели АМ-38 для которых строились на том
же заводе, что и АМ-35А, которые ставились на МиГ-3, вынудила прекратить
производство этих истребителей.
Наибольшую
известность ОКБ А.И.Микояна получило уже в эру реактивной авиации. Истребители
Микояна всегда знаменовали собой новый этап в развитии авиации и воплощали в
себе последние достижения авиационной науки и материаловедения. Сначала МиГ-15,
а затем и последовавшие за ним МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25,
созданные под руководством А.М.Микояна достойно противостояли американским,
французским и британским машинам во всех вооруженных конфликтах новейшего времени.
Именно в этот период короткое слово МиГ прочно вошло в лексинон летчиков всего
мира.
Заслуги
А.И.Микояна были высоко оценены в СССР и за его пределами. Генерал-полковник
инженерно-технической службы, Генеральный конструктор, Академик АН СССР (1968),
дважды Герой Социалистического труда (1956, 1957), лауреат 6 Сталинских,
Ленинской и Государственной премий – таков краткий перечень его званий.
По
воспоминаниям сотрудников и друзей, Артем Иванович был общительным,
дружелюбным, гостеприимным человеком, заботливым начальником и хлебосольным
хозяином.
Гибель
Юрия Гагарина и В.С.Серегина в 1968 году на МиГ-15УТИ, а позже и гибель его
друга, командующего истребительной авиацией ПВО генерала Анатолия Кадомцева на
МиГ-25П в апреле 1969 года тяжело отразилась на здоровье Генерального
конструктора, и 9 декабря 1970 года Артем Иванович умер время операции на
сердце.
Р.А.Беляков
Советский
авиаконструктор, академик АН СССР, дважды Герой Соц. Труда. После окончания МРИ
в 1941работал инженером-конструктором в ОКБ Микояна, с 1962 - первый
заместитель генерального конструктора, а с 1971 по 1997 - генеральный
конструктор ОКБ. Под его руководством созданы самолеты и системы вооружения -
многочисленные модификации МиГ-21 и МиГ-23, истребитель-бомбардировщик МиГ-27,
фронтовой истребитель МиГ-29 и тяжелый перехватчик МиГ-31. На базе фронтового
истребителя МиГ-29 были созданы многоцелевой МиГ-29М(1986) и палубный МиГ-29К
(1988).
С начала 90-х велась работа над проектом
гиперзвукового разведчика-бомбардировщика “тип 301”, продолжающего линию
развития МиГ-25, -31. В 1992 был продемонстрирован модернизированный МиГ-31М,
способный уничтожать воздушные цели на удалении до 280 км.
В мае 1995 ОКБ им.Микояна, близкое к
банкротству, объединилось с серийным заводом МАПО (Московское Авиационное
Производственное Объединение) в МАПО-МиГ. В 1996 была создана
финансово-промышленная группа ВПК МАПО, куда вошли также разработчики и
производители двигателей и бортовой аппарартуры. Это поставило ОКБ во
второстепенное положение. Тем не менее созданы модификации МиГ-29СМТ (1995) -
многофункциональный самолет с увеличенной в 7-8 раз боевой эффективностью,
двухместный многоцелевой МиГ-29УБТ и учебно-боевой МиГ-АТ (1996).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.monax.ru