Содержание Введение 1. Литература Введение После распада СССР для стран СНГ исключительной актуальностью характеризуется проблема экономической безопасности в рамках новых парадигм обеспечения национальной безопасности, формированием которых в последние годы активно занимаются как в Украине, так и в Российской
Федерации (РФ). Экономическая безопасность неразрывно связана с экологической и социальной безопасностью. Для двух государств, в частности для Украины и России, использующих трансграничные ресурсы (природные и пространственные), например ресурсы Азовского моря, по нашему мнению, целесообразно использовать новые парадигмы реагирования на геополитические вызовы, "общую безопасность" субъектов хозяйственной деятельности и др. Вопрос обеспечения общей безопасности становится особенно актуальным в процессе активизации
морской деятельности государства в акваториях полузакрытых Азовского и Черного морей. Российская Федерация, которая в последнее десятилетие значительно активизировала свою морскую деятельность, может служить примером для Украины, стремящейся стать крупным морским государством. Этот опыт особенно важен для укрепления экономической безопасности, а также поиска путей и направлений
повышения устойчивости социально-экономического развития. В работе обсуждены экономические и ресурсно-экологические интересы Украины и Российской Федерации в бассейне Азовского моря, которые имеют стратегическое значение для обеих стран. Рассмотрен вопрос поиска эффективных организационных форм украинско-российского сотрудничества в этом регионе. 1. Стратегические экономические интересы украины и российской федерации в бассейне азовского
моря В системе формирования новой национальной морской политики в контексте повышения конкурентоспособности морского хозяйства как в Украине, так и в России весьма важное место занимает Азовское море. Здесь сосредоточены уникальные природные ресурсы, которые имеют большое значение для развития экономики украинского и российского Приазовья и смежных регионов, объективно заинтересованных в эффективном освоении этого потенциала. Системное представление украинских и российских интересов в
Азовском регионе приведено на рисунке. Государственные интересы двух стран в бассейне Азовского моря и их приоритетность обусловлены конкретными ситуациями, которые возникают в этом и Черноморско-Каспийском регионах, а также далеко за их пределами. Приоритетными национальными интересами Украины в бассейне Азовского моря являются: утверждение и защита государственного суверенитета, территориальной целостности
и неприкосновенности государственных границ, недопустимость вмешательства во внутренние дела обеих стран; рациональное использование богатейших природных ресурсов Азовского моря и Прикерченского района Черного моря, сохранение окружающей природной среды; интеграция региона в европейские системы, развитие экономического, экологического, правового пространства и системы обеспечения безопасности. Интересы Украины и России в решении эколого-экономических проблем
Азовского моря сводятся к следующему: снижение уровня загрязнения моря и антропогенного воздействия на его экосистему; уменьшение риска для здоровья людей, связанного с загрязнением морских вод и береговой зоны; сохранение и воспроизводство биологического разнообразия природных ландшафтов береговой зоны и мест обитания биологических видов; экологически и экономически эффективное использование, воспроизводство морских рыбных ресурсов и развитие аквакультурных видов деятельности; предотвращение разрушения морских
берегов и охрана земель в прибрежной полосе моря; создание системы интегрированного управления природопользованием в бассейне Азовского моря. Инструментами реализации указанных интересов двух стран являются: разработка совместной украинско-российской программы охраны и возрождения Азовского моря; создание действенной системы мониторинга для оценки влияния природных и антропогенных факторов на окружающую природную среду; привлечение общественности к реализации природоохранных мероприятий,
повышение уровня экологического образования и просвещения населения. Для Украины и России одним из важных стратегических интересов, безусловно, является обеспечение стабильности и сохранности региональной безопасности в Азовском, а в более широком понимании - в Азово-Черноморско-Каспийском регионах. В условиях расширяющихся тенденций экономического освоения Азово-Черноморского региона и обострения международных ресурсных проблем он может стать ареной крупных
экономических и экологических противоречий, Следует особо подчеркнуть, что эффективное решение экономико-экологических проблем Азовского моря, связанных с использованием природных ресурсов и обеспечением экотехногенной безопасности в Приазовье, возможно при достижении определенного уровня устойчивого стратегического партнерства (УСП) между Украиной и Россией. Без создания соответствующего институционального базиса УСП и политической воли со стороны руководства обоих государств решить экономико-экологические проблемы
Азовского моря невозможно. В связи с этим особую актуальность для эффективного решения экономических, ресурсно-экологических и политических проблем в бассейне приобретает фактор укрепления стратегического партнерства и добрососедских отношений. Такая постановка вопроса просто необходима в условиях действия ряда новых внешних факторов: влияния на регион социально-экономических и социально-политических конфликтов в Крыму и на Северном Кавказе; резкой активизации политической, экономической и иной деятельности третьих
стран, а также военно-политических и экономических группировок в Черноморско-Каспийском регионе, которая в отдельных случаях противоречит долгосрочным трансграничным интересам обеих стран в Азово-Черноморском бассейне. Необходимо отметить, что Азовское море целиком находится в границах Украины и России. Здесь формируются достаточно крупные морехозяйственные системы, базу которых составляют
морские транспортные коммуникации, освоение биологических ресурсов, развитие марикультуры, рекреационные хозяйства, припортовая металлургия, наличие полезных ископаемых (газа и газоконденсата) и др. Азовское море - регион возрастающих украинско-российских устремлений и противоречий. Оптимизация взаимовыгодных интересов возможна только через стратегическое партнерство на основе диверсификации форм трансграничного сотрудничества. Одно из главных направлений такого сотрудничества - установление
правового статуса и правового режима Азовского моря и Керченского пролива, с учетом долгосрочных интересов Украины и России, государственных границ как фактора предотвращения территориальных споров и повышения компетенции и ответственности каждого из государств в Азовском бассейне. При благоприятных условиях, скоординированном и целеустремленном украинско-российском
партнерстве Азовский регион экономического сотрудничества мог бы стать "локомотивом роста". Таковым его можно будет считать, если он будет удовлетворять следующим условиям: будет сформирована устойчивая тенденция развития транспортного комплекса, в том числе пассажиро- и грузопотоков; будет создан научно-образовательный центр мирового или государственного значения; будет реализован высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал; будет сформирована
стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны (в данном случае для двух стран - Украины и России); будет задействовано стратегическое партнерство власти (в данном случае Украины и России), гражданского общества и бизнеса; будет осуществляться (и это уже происходит) весомый вклад в прирост ВВП двух стран и каждой из них в отдельности; в ближайшие 10-12 лет данный регион может стать ориентиром для соседних территорий. По нашему мнению, эффективная реализация экономических, экологических
и других интересов двух стран в бассейне Азовского моря возможна на основе: 1) формирования институционального базиса согласования хозяйственной и иной деятельности на этой территории; 2) организации действенной системы трансграничного сотрудничества, направленного на восстановление и углубление экономических, экологических, социальных, научно-технических, культурных и других отношений между приграничными территориями (районами); 3) создания интегрированной системы управления использованием
природных ресурсов Азовского моря и обеспечением экологической безопасности Приазовья в контексте долгосрочных интересов двух государств. Проблема формирования институционального базиса согласованной хозяйственной деятельности Украины и РФ в бассейне Азовского моря связывается, прежде всего, с обоснованием нового правового статуса Азовского моря путем всеобъемлющей проработки следующих вариантов:
1) море с международно-правовым статусом в классическом варианте (выделяются внутренние морские воды, территориальное море, исключительные экономические зоны Украины и РФ); 2) море со смешанным статусом - международно-правовым и статусом внутренних вод одного из приазовских государств; 3) море с международно-правовым статусом - Украина и РФ устанавливают внутренние воды и территориальное море, остальное пространство передается
в общее совместное использование; 4) внутреннее море Украины и внутреннее море РФ, находящиеся в совместном использовании; 5) внутреннее море Украины и внутреннее море РФ. По последнему направлению реализации интересов Украины и России необходимо отметить следующее. Обе страны объективно заинтересованы в организации эффективной системы трансграничного сотрудничества в бассейне Азовского моря, которое охватывало бы разнообразные
по форме и содержанию взаимосвязи между их территориями. Расширение трансграничного сотрудничества в бассейне Азовского моря является одновременно инструментом социально-экономического развития приграничных территорий, реализации евроинтеграционных принципов сотрудничества, повышения конкурентоспособности и конвергенции приграничных территорий (районов). Активность Украины в плане развития трансграничного сотрудничества
на российском направлении крайне недостаточна в сравнении с западным направлением (протяженность общей границы Украины и России составляет около 2300 км, а Украины и стран Европейского Союза - 1390 км). Из 15 проектов трансграничного сотрудничества, реализуемых в настоящее время согласно Постановлению Кабинета Министров Украины "Об утверждении программы развития трансграничного сотрудничества на 2007-2010 годы"
от 27 декабря 2006 г которым предоставляется государственная финансовая поддержка, на российском направлении выполняется только один, и тот чисто символически (на 2008 г. было выделено 190 тыс. грн то есть менее 38 тыс. дол что составляет около 5% от общего объема финансирования). Особого внимания заслуживает расширение сфер поиска эффективных организационных форм украинско-российского сотрудничества в бассейне моря. Согласно принятому
Закону Украины "О трансграничном сотрудничестве" такое взаимодействие может осуществляться путем: установления и развития взаимовыгодных контактов между субъектами трансграничного сотрудничества - территориальными общинами, их представительскими органами, местными органами исполнительной власти, взаимодействующими с территориальными общественными организациями и соответствующими органами власти другого государства; заключения соглашений о трансграничном сотрудничестве в отдельных сферах; создания
и реализации проектов (программ) трансграничного сотрудничества и специальных совместных проектов (программ), направленных на решение конкретных общих задач и удовлетворение интересов территориальных общин. Долгосрочной основой эффективного украинско-российского сотрудничества в бассейне Азовского моря может быть организация еврорегиона "Азов", который может стать достаточно крупным центром региональной международной экономики, формируемой
на контактах природоцелостного образования - физико-географического района Азовского моря. В рамках расширения и углубления украинско-российского научного сотрудничества в экономико-экологической сфере, связанной с эффективным использованием природно-ресурсного потенциала Азовского моря, существуют проблемы, требующие немедленного решения. Для этого необходимо: подготовить научно обоснованные рекомендации по ликвидации экономико-экологических
последствий аварий судов в Керченском проливе (11 ноября 2007 г), в результате которых в водную среду попало более 6 тыс. т серы и 1 - 2 тыс. т мазута8; провести комплексную экономико-экологическую оценку последствий возможного сооружения и функционирования гравитационной гидротехнической дамбы в районе косы Тузла; разработать научно обоснованные предложения по оптимизации режима функционирования Керченского пролива с учетом решения проблемы безопасности судоходства в
Керчь-Еникальском канале; предоставить рекомендации по экономико-экологическому обоснованию и разработке механизмов согласования осуществляемых и планируемых проектов строительства и расширения (или строительства новых) перевалочных мощностей в районе Керченского пролива и других районах, затрагивающих экономические, экологические и иные интересы сторон; подготовить проект межгосударственного соглашения о совместном использовании, охране и воспроизводстве природных ресурсов
Азовского моря; согласовать украинскую "Общегосударственную программу охраны и воспроизводства природной среды Азовского и Черного морей" с соответствующими программами Российской Федерации; согласовать украинские и российские нормативно-правовые системы регулирования экономической и природоохранной деятельности в Азовском море; разработать скоординированную систему мероприятий по уменьшению антропогенного воздействия на экосистему
Азовского моря; разработать специальную программу по обеспечению ресурсно-экологической безопасности хозяйственной деятельности в бассейне Азовского моря; разработать экономико-экологический механизм предотвращения (уменьшения) вспышек биомассы медуз в Азовском море и выработать рекомендации по максимальному сокращению ущерба, наносимого ресурсно-экологическому потенциалу моря и экономике обоих государств; разработать и внедрить интегрированную бассейновую систему управления природными ресурсами
Азовского моря на основе современных ГИС-технологий. Особо важным вопросом украинско-российского сотрудничества в Азовском море является обеспечение безопасности хозяйственной деятельности, в том числе в части инженерно-экологической проблематики, контроля и защиты береговой зоны от опасных экзогенных процессов, сохранения биологического разнообразия морских сообществ, предотвращения разливов нефти и ликвидации их последствий.
В этом плане актуален вопрос разработки совместного плана ликвидации аварийных разливов нефти в акватории Азовского моря и Керченского пролива. Украина и Россия стоят перед необходимостью формирования, закрепления и расширения адекватных представлений о стратегических интересах обеих стран в бассейне Азовского моря; всемерного расширения сотрудничества и выхода на новый уровень понимания и доверия как ключевого фактора совместного разрешения сложных экономических, ресурсно-экологических и стратегических
проблем. В стратегическом компоненте украинско-российских отношений в бассейне Азовского моря ведущую роль следует отвести долгосрочным экономическим интересам, например: выгодной для обеих сторон реализации амбициозных проектов транспортного коридора Крым - Кавказ (через Керченский пролив) и канала "Евразия" (Каспийское море - Черное море); совместному использованию и воспроизводству рыбопромыслового
потенциала Азовского моря (в прошлые годы добыча достигала здесь 400 тыс. т в год); освоению месторождений газа и газоконденсата, с учетом обеспечения экологической безопасности; развитию индустрии туризма и др. Акцентируя в данной работе внимание на проблеме эффективного освоения ресурсно-экологического и экономического потенциалов Азовского моря и возможностей разрешения экономико-экологических конфликтов в Приазовье, а также учитывая интересы Украины и России, считаем необходимым обратить внимание на некоторые
перманентные факторы, которые можно рассматривать и как ресурс для развития украинско-российского сотрудничества в азовском регионе: а) благоприятные и достаточно мощные предпосылки и условия для существенного улучшения и развития на новой равноправной и взаимовыгодной партнерской основе экономического, экологического и другого сотрудничества, что обусловливается общей историей, глубокими традициями экономических, гуманитарных, научно-технических и иных связей, единством природной среды и желанием ее сохранить для настоящих и
будущих поколений; б) особые интеграционные интересы, связанные с выгодным для двух стран использованием морского пространства, рыбных ресурсов, полезных ископаемых морского дна, курортно-рекреационного потенциала и транспортных коммуникаций (такой интерес диктуется пониманием того факта, что ни Украина, ни Россия без содействия другой стороны не сможет решить существующие здесь ресурсно-экологические и экономические проблемы). Выводы 1. Долгосрочные интересы
Украины и России в бассейне Азовского моря, связанные с освоением его богатейшего ресурсного потенциала (транспортные, рекреационные, живые, минеральные и энергетические ресурсы) и обеспечением экономико-экологической безопасности в Приазовье, могут быть эффективно реализованы только на основе организации устойчивого стратегического партнерства, в котором должны доминировать уважение суверенитета и равноправие соседних суверенных государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, взаимовыгодность, постоянное
углубление равноправных партнерских отношений в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в частности Устава ООН, укрепление мира и безопасности в Азово-Черноморском бассейне. 2. Методологической основой и инструментом взаимовыгодной реализации тактических и стратегических интересов Украины и России в бассейне Азовского моря являются применение принципов теории интегрированного управления, создание интегрированной
системы управления использованием ресурсов Азовского моря и обеспечением экономико-экологической безопасности Приазовья в геоэкономических интересах обеих стран, а также формирование адекватного институционального базиса для устойчивого стратегического партнерства. 3. Особое внимание следует уделить крупномасштабным проектам, в частности строительству транспортного перехода через Керченский пролив "Крым - Кавказ" и канала "
Евразия". Строительство канала "Евразия", который должен соединить Каспий и Черное море, создаст новый водный путь между Каспием и Азовом, что существенно повысит геоэкономическое значение Азовского региона и позволит Украине и России получить дополнительный ресурс для развития и усиления их геополитических позиций в Азово-Черноморско-Каспийском регионе.
4. Пути повышения эффективности трансграничного межрегионального сотрудничества в бассейне Азовского моря и достижение целей ускорения социально-экономического развития украинского и российского Приазовья следует рассматривать в контексте перспектив формирования Азовского еврорегиона. Основой для этого может послужить создаваемый в настоящее время Черноморский еврорегион. 5. Украинский вектор российских интересов и российский вектор украинских интересов,
при всех своих возможных расхождениях, в сумме должны определить вектор развития Азовского региона в интересах двух стран, если оба они будут построены в единой системе координат с единой точкой отсчета. Литература 1. Концепція економічної безпеки України (керівник проекту Л.М. Геєць). К "Лотос", 1999.56 с; 2. Закон Украины "Об основах национальной безопасности
Украины" (утвержден 19 июня 2003 г. №964-IV). "Голос Украины" № 134, 2003, с. 20-21; 3. Дергачев В.А Кухарская Н. А Тараканов II.Л. Геоэкономические основы национальной безопасности. Одесса, ИПРЭЭИ НАН Украины, 2005, 154 с; 4. Экономическая безопасность государства и интеграционные формы ее обеспечения. (Под ред. В.К. Вороновского и
И.В. Недина). К "Знання України", 2007, 392 с. 5. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М ИСПИРАН, 2001,260 с. 6. Кудряченко АЛ. Геополітичні виклики сучасної України. "Стратегічні пріоритет" № 1, 2006, с.167-174. 7. Петренко И. Индикативная система общей безопасности хозяйствующего субъекта. "
Вопросы экономики" № 1, 2008, с.149-154. 8. Волович О. Політика Росії, Туреччини, США і ЄС в Чорноморсько-Каспійському регіоні: взаємодія і суперництво. "Чорноморська безпека" № 1, 2008, с.11-14 9. Xількевіч В Лосев Є. Основні тенденції розвитку ситуації в Чорноморському регіоні:
Загрози і виклики України. "Чорноморська безпека" № 1, 2008, с.26-32 10. Буркинский Б.В Степанов В. ІЇ. Черноморский регион: экономико-экологические конфликты и поиски путей их разрешения. "Экономические инновации". Вып.29. Украинское Причерноморье как субъект экономического, социального и экологического пространства. Одесса, ИПРЭЭИ ПАН Украины, 2007, с.9-17. 11. "
Голос Украины" № 134, 2004, с.7. 12. Матишов Г.Г Бердников С.В Савицкий Р.М. Экосистемный мониторинг и оценка воздействия разливов нефтепродуктов в Керченском проливе. Аварии судов в ноябре 2007 г. Ростов-на-Дону, ЮНЦ РАН, 2008, 79 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |