Николай
Илларионович Скрыдлов
(1844-1918)
Российский
военно-морской деятель. Адмирал (1909). Закончил Морской кадетский корпус
(1864). Плавал на кораблях Балтийского флота: фрегат "Олег"
(1863-1865), яхта "Королева Виктория" (1865-1866), фрегат
"Дмитрий Донской" (1866), пароходофрегат "Олаф"
(1868-1872).
В 1869 г. был
наблюдающим за погрузкой и отправкой на судах артиллерийских грузов Военного
министерства в Выборг, Ревель и Гельсингфорс. На яхте "Держава"
лейтенант Скрыдлов в 1879 г. совершил плавание в Данию, Голландию и Англию. В
1875-1876 гг. командовал яхтой "Никса".
Вместе с
Гвардейским экипажем принял участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.,
командовал на Дунае минным катером (с шестовой миной) "Шутка". 8 июня
1877 г. катер Н.И. Скрыдлова атаковал на Дунае корабли противника, подошел к
пароходу "Эрекли", но не смог применить мину из-за того, что
проводники оказались перебитыми пулями. Сам командир получил ранения обеих ног,
но смог осуществить еще и демонстративную атаку турецкого монитора. Противник
не решился далее противодействовать русским кораблям и отступил. В этот день
впервые в мировой истории произведена дневная минная атака, за что лейтенант
Н.И. Скрыдлов удостоился ордена Св. Георгия 4-й степени. Памятному событию
посвятил свою картину художник А.П. Боголюбов.
В дальнейшем
Скрыдлов командовал на Дунае пароходом "Карабия" (1877-1878), занимал
должности старшего офицера фрегата "Светлана" (1878-1882), начальника
Практического отряда миноносок Балтийского флота (1882), командира клипера
"Стрелок" (1883-1885), старшего флаг-капитана командующего эскадрой
Балтийского моря (1886), командира броненосного фрегата "Дмитрий
Донской" (1886-1889), броненосца "Гангут" (1889-1893).
В 1893 г.
назначен младшим флагманом Балтийского флота с производством в чин
контрадмирала. Исполнял должность главного инспектора минного дела и начальника
минного отдела МТК в 1894-1898гг. Одновременно выполнял ответственные
поручения: командующий отдельным отрядом судов Балтийского флота (1895-1896),
который совершил поход в германский порт Киль; представлял Морское министерство
в комиссии по подготовке Всероссийской промышленной и художественной выставки в
Нижнем Новгороде в 1896 г. и возглавлял военно-морской отдел экспозиции.
В последующем
командовал Средиземноморским отрядом судов Балтийского флота (1898-1899), был
флагманом русской эскадры на торжествах в честь 60-летия правления британской
королевы Виктории (1897), представлял Российский флот на похоронах Президента
Французской республики Ф. Фера в 1899 г. В 1900 г. командующий сводным отрядом
флотских экипажей в Петербурге, в 1900-1902 гг. командующий эскадрой Тихого
океана, в 1903-1904 гг. главный командир Черноморского флота и портов Черного моря.
После гибели вице-адмирала С.О. Макарова в Порт-Артуре в 1904 г. Н.И. Скрыдлова
назначили командующим флотом Тихого океана. Однако он не успел прибыть в
осажденный Порт-Артур и осуществлял руководство из Владивостока.
После окончания
войны с Японией в 1906 г. инспектировал возвратившиеся на Балтийский флот
корабли. В течение нескольких месяцев командовал Черноморским флотом. Был
членом Адмиралтейств-совета (с 1904 г.), почетным членом Императорского
российского общества спасания на водах (с 1904). В августе 1909 г. уволен в
отставку. Продолжал активно заниматься вопросами развития отечественного
мореплавания и промышленности, был членом Особого комитета по усилению военного
флота на добровольные пожертвования, директором правления судоходного и пароходного
общества "И.И. Конецкий", членом Совета съездов судовладельцев,
членом правления "Русского дальневосточного промышленного акционерного
общества".
Награжден
орденами Св. Станислава 1-й степени. Св. Анны 1-й степени, Св. Владимира 2-й
степени, Белого Орла, иностранными орденами.
Казнен в
Петрограде во время большевистского террора (предположительно, утоплен вместе с
другими заложниками на барже в Финском заливе).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/