Реферат по предмету "Биографии"


Кербель Лев Ефимович

Кербель
Лев Ефимович

Вице-президент Российской академии художеств, Герой
Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий

Родился 7
ноября 1917 года в местечке Семеновка Черниговской губернии Украины. Отец,
Кербель Ефим Абрамович, работал приказчиком, после революции вступил в партию.
Работал в системе Росснабсбыта. Мать, Кербель Зинаида Иосифовна, домохозяйка.
Первая супруга - Татьяна. Была на фронте вместе со Львом Ефимовичем. Скончалась
спустя много лет после войны. Сын - Владимир (1944-1972). Вторая супруга -
Гертруда Николаевна. Дочери: Екатерина (1973г.рожд.), окончила МГИМО, работает
в рекламном фотоагентстве; Александра (1974г.рожд.) и Юлия (1981г.рожд.), обе -
студентки художественного института имени Сурикова. Внучка - Мария
(1972г.рожд.). Правнук - Владимир (1996г.рожд.).

Творческая
судьба Кербеля сложилась счастливо. Непосредственное участие в ней принимала
Н.К.Крупская, с которой он встретился зимой 1934 года, приехав в Москву из
Смоленска по путевке областного комитета ВЛКСМ, чтобы показать свою первую
работу - барельефный портрет В. И. Ленина. Надежда Константиновна почувствовала
в юноше незаурядное художественное дарование и направила его с рекомендацией к
скульптору С.Д.Меркурову, который впоследствии дал хороший отзыв на работу
юноши. Так Лев Кербель вступил на путь искусства: стал студентом Всероссийской
академии художеств, затем Московского художественного института имени
В.И.Сурикова, где овладевал мастерством под руководством замечательных
советских скульпторов-педагогов А.Т.Матвеева, В.Н.Домогацкого, Р.Р.Иодко,
Л.В.Шервуда. Большое влияние на становление творческой индивидуальности Кербеля
оказали работы И.Д.Шадра, В.И.Мухиной, С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, которые
открыли ему неисчерпаемое богатство выразительных возможностей, средств и
приемов пластического языка скульптуры. Их Кербель также считает своими
учителями.

Увлеченное
постижение любимой профессии прервала начавшаяся Великая Отечественная война. В
1942 году скульптор добровольцем ушел на фронт. Он служил военным художником на
Северном флоте, участвовал в боевых походах на миноносцах "Разумный"
и "Гремящий", не раз ходил на торпедных катерах, был вместе с
десантниками, освобождавшими город Петсамо. За эти операции он награжден
орденом Красной Звезды и знаком "За сопровождение транспорта с
продовольствием и боеприпасами".

Жизнь Кербеля
проходила среди моряков-подводников и летчиков Заполярья. Художника окружали
прекрасные люди. Их мужество, смелость, способность не отступать перед врагом
даже в смертельных ситуациях, убежденность в грядущей победе вдохновляли
молодого скульптора, давали ему силы творить. Командующий флотом, узнав, что
Лев Кербель - скульптор, поручил ему заниматься увековечиванием героев. В
походной мастерской, которая часто размещалась в полутемных землянках вблизи
передовой, Кербель создавал с натуры портреты своих фронтовых товарищей,
воинов-североморцев. С поразительной правдивостью, документальной точностью
очевидца запечатлел он суровые, со следами пережитых тягот войны образы таких
легендарных героев, как Н.Бокий, И.Колышкин, Н.Лунин, Б.Сафонов, А.Лебедев,
В.Петров, И.Фисанович, П.Климов и многие другие, вписав яркую страницу в
художественную летопись минувшей войны. Серия портретов героев-североморцев -
одно из самых дорогих и любимых детищ скульптора, начало его большой творческой
биографии.

В победном
1945-м командование советских войск в Германии вызывает Л. Е. Кербеля в Берлин,
где ему в соавторстве с его другом и коллегой В. Е. Цигалем предстояла работа
над монументом в память героев штурма Берлина, который решено было установить в
берлинском парке Тиргартен. Тогда же ими были созданы памятники советскому
солдату-освободителю, установленные в городе Кюстрине и на Зееловских высотах.

После окончания
войны уже достаточно известный молодой скульптор возвращается в Московский
художественный институт, успешно оканчивает его в 1948 году, защитив на
"отлично" диплом жанровой композицией "Трудовые резервы".

С тех пор
Кербель с присущим ему упорством и целеустремленностью безраздельно отдается
творчеству. Он работает без устали, самозабвенно, продолжая учиться у жизни, у
классиков мирового и отечественного искусства. Пожалуй, нет такого жанра
скульптуры, в котором бы Кербель не пробовал свои силы: выполняет портреты и
памятники, монументальные комплексы и станковые композиции, от работы к работе
обретая и накапливая опыт, совершенствуя свое профессиональное мастерство.

Л.Е.Кербель -
монументалист по призванию. Он автор более 50 памятников и мемориалов,
установленных во многих городах страны и за рубежом. Широко известны созданные
Кербелем памятники кораблестроителям у Речного вокзала в Москве, профессору
И.М.Сеченову, маршалу Ф.И.Толбухину, ополченцам Фрунзенского района Москвы,
медикам - героям Великой Отечественной войны в Москве, татарскому поэту
Габдулле Тукаю - в Казани, основоположнику башкирской литературы Мажиту Гафури
и мемориальный комплекс в память подвигов А. Матросова и М. Губайдуллина - в
Уфе. Памятник первому премьер-министру Республики Шри Ланка Соломону
Бандаранаике - в Коломбо, скульптурное оформление храма Santa Maria de
Cervellon в Мадриде, монумент в ознаменование 600-летия города Калуги, памятник
мирным жителям города Рудня Смоленской области, погибшим от рук фашистских
захватчиков в годы Великой Отечественной войны, многие другие. Среди его работ
- целый ряд надгробных памятников: С.Бондарчуку, Э.Тиссе, Е.Фурцевой,
М.Бабановой, Б.Лавреневу, адмиралу Головко, дважды Герою Советского Союза
Драгунскому, Д.Ойстраху и многим других известным деятелям.

Непрерывный
поиск, стремление идти вперед, не останавливаясь на достигнутом, понять и
осмыслить грандиозные свершения современности определили путь художника. С
годами в его произведениях все более ощутима тяга к обобщению, к созданию емких
символических образов.

Выдающиеся
творческие достижения скульптора связаны с многолетней работой над образом
Карла Маркса. Сегодня трудно представить Театральную площадь в Москве и центр
германского города Карл-Маркс-штадт без памятников Марксу, созданных Кербелем.
Торжественное открытие памятника в Москве состоялось 29 октября 1961 года при
участии зарубежных гостей, представлявших коммунистические и рабочие партии
всего мира. Могучей глыбой фигура Маркса вырастает из гранитной скалы, напоминающей
по форме высокую трибуну. Маркс как будто говорит с народом, властно подавшись
вперед. За эту работу Л. Е. Кербель удостоен Ленинской премии.

Оригинальностью
и своеобразием композиционного и пластического решения отличается памятник К.
Марксу, сооруженный в 1971 году в крупном промышленном центре ГДР городе
Карл-Маркс-Штадте. Гигантская бронзовая голова Маркса, вылепленная крупными,
сильными формами, установлена на строгом гранитном кубическом постаменте. Она
плакатно читается на фоне стены большого здания, на которой на четырех языках -
немецком, английском, французском и русском - начертаны слова из
"Манифеста Коммунистической партии": "Пролетарии всех стран,
соединяйтесь!". Конкретное и типическое, общезначимое слиты здесь в единый
образ-символ, ясный, выразительный, запоминающийся. За этот памятник
Л.Е.Кербель был награжден правительством ГДР орденом Карла Маркса, а Академия
художеств СССР присудила скульптору золотую медаль.

Разносторонен
круг интересов художника. С неослабевающим вдохновением работает он над темой
подвига советского народа в Великой Отечественной войне, его привлекают образы
выдающихся революционеров, героев труда и освоения космоса, представителей
науки и культуры, прогрессивных зарубежных деятелей, борцов за мир.

Большой мастер
скульптурного портрета, он наделен способностью не только передавать портретное
сходство, но и постигать духовную жизнь человека, тончайшие оттенки его
настроения, переживаний, улавливать психологическую структуру характера,
мастерски используя для раскрытия своего замысла выразительные возможности
материала. В лучших работах скульптора изображение конкретной индивидуальности
при бережном сохранении неповторимых черт перерастает в типический образ,
воплощающий представления художника о современнике.

Правдой жизни,
глубиной чувств, большим внутренним накалом и приподнятостью, пластическим
совершенством отмечены созданные Кербелем портреты Героев Социалистического
Труда колхозниц П.А.Малининой и К.П.Мухтаровой, крановщицы Марии Поповой,
дважды Героя Советского Союза В.С.Петрова, прославленных советских космонавтов
Ю.А.Гагарина, А.Г.Николаева, П.Р.Поповича, А.С.Елисеева, писателей
Б.А.Лавренева и Чингиза Айтматова, поэта Расула Гамзатова, композитора
Т.Н.Хренникова, художника Ф.П.Решетникова, лауреата международной Ленинской
премии "За укрепление мира между народами" Джеймса Эндикотта,
итальянского скульптора Джакомо Манцу, канадского поэта Джо Уоллеса,
негритянской певицы Пианы Пэнере, выдающегося руководителя кубинского народа
Фиделя Кастро. Это портреты-судьбы, портреты-биографии. Они волнуют зрителя,
потому что несут в себе частицу переживаний художника, проникнуты любовью к
человеку.

На протяжении
всей своей творческой жизни Лев Кербель работает над образом Владимира Ильича
Ленина. Лениниана Кербеля необычайно многообразна. Она включает выразительные
портреты вождя, композиции на темы революционной борьбы народа, многочисленные
монументальные произведения. По проектам Л.Е.Кербеля сооружены памятники
В.И.Ленину в Москве, Смоленске, Горках Ленинских, Кемерове, Полтаве,
Сыктывкаре, Липецке, Софии, Гаване (в соавторстве с Антонио Кинтаной).

Как бы ни были
значительны достижения мастера, его творческие планы всегда идут дальше. Уже
весной 1986 года Кербель завершает свою новую большую работу - монумент в честь
100-летия со дня рождения Эрнста Тельмана, ставший центром архитектурного
ансамбля одного из рабочих районов Берлина. В 1998 году в Измайлово был открыт
памятник Петру I.

Человек
прогрессивного мировоззрения, кипучей, неуемной энергии, удивительной работоспособности,
Кербель никогда не замыкается в рамки узких интересов. Напряженный труд
художника-творца он неизменно сочетает с большой педагогической и общественной
деятельностью.

С 1962 года
профессор Л.Е.Кербель ведет мастерскую скульптуры в Московском художественном
институте имени В.И.Сурикова. Он воспитал плеяду талантливых мастеров, успешно
работающих в России и за рубежом. Среди них такие известные скульпторы, как
Михаил Переяславец, Александр Рукавишников, Анатолий Бичуков, Владимир Кошелев,
Александр Вагнер и другие, а также ученики, ставшие мастерами, из Африки,
Китая, Монголии и других стран мира.

На протяжении
ряда лет Кербель являлся членом правления Советского фонда культуры, правления
Союза художников РСФСР, президиума Госгражданстроя СССР, председателем
Художественно-экспертного совета Министерства культуры РСФСР, входил в состав
ряда других советов и жюри. В настоящее время он - сопредседатель правления
ЦДРИ, член совета ветеранов Северного флота. Лев Ефимович - один из
организаторов студии Верещагина, член художественного совета студии имени М. Б.
Грекова.

Лев Ефимович
Кербель - Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР и РСФСР,
лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, лауреат премии имени Гете
(Германия), вице-президент и действительный член Российской академии художеств.
Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны
II степени, Красной Звезды, Дружбы народов, "За заслуги перед
Отечеством" III степени, многими медалями, в том числе "За оборону
Москвы", "За оборону Советского Заполярья", "За взятие
Берлина", а также наградами Израиля, Шри Ланки, Германии.

Л.Е. Кербель -
Почетный гражданин городов Смоленск и Полярный.

Свободного
времени у него почти нет. Но когда удается отдохнуть, Лев Ефимович предпочитает
поездки на природу, в лес. Любит собирать грибы, ягоды.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :