Розенбаум
Александр Яковлевич
Родился 13
сентября 1951 г. в Ленинграде. Отец, Яков Шмарьевич, - уролог. Мать, Софья
Семеновна, - акушер-гинеколог. Дед, брат, дядя - тоже врачи, что не могло не
сказаться на выборе начальной профессии молодого Александра, хотя, со слов
взрослого А.Розенбаума, профессию он выбрал сам «без нажима» со стороны родни.
Музыкой стал
заниматься с пятилетнего возраста. Окончил музыкальную школу по классу
фортепиано, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности, затем окончил
вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл
дома, играл во дворе. В общем, по выражению Александра Яковлевича, на «сцене с
пяти лет». Музыкально с детства был достаточно прилично образован, чего нельзя
было сказать о поэзии. В детстве будущий поэт ее совсем не знал. Это было
воспитано и двором, и мальчишескими отношениями. Потом открыл для себя
Маяковского - «потрясающего лирика», сейчас хорошо знаком не только с отечественной,
но и мировой поэзией.
Интеллигентного
мальчика мама водила и на скрипку, и на фигурное катание, но дворовое
бойцовское воспитание дало себя знать, и семиклассник Саша сбежал в бокс.
Сбежал, правда, не ради того, чтобы отточить умение бить по физиономии. Просто
в силу характера ему более по душе мужественные виды спорта. Надежды в боксе
Саша подавал неплохие, но совместить по полной программе тренировки с учебой в
Первом медицинском институте оказалось невозможным и бокс пришлось оставить.
Музыкальное
образование и гитара положили начало творчеству. Песни начал писать еще в
школе. Первые штук сто - это туристские, вполне подражательные. Особенно
«разыгрался» в институте. В Первом медицинском, по воспоминаниям Александра
Яковлевича, жизнь была интересная. Ставили самодеятельные спектакли, готовили
«капустники», ходили в походы. И везде с ним была гитара. Именно тогда
появилась первая рецензия на его выступление в студенческой газете «Пульс».
Много пел, много сочинял. И те песни «одесского цикла», которые разошлись затем
по стране в магнитофонных записях, были написаны тогда к «одесским рассказам»
И.Бабеля. Магнитофонные кассеты с записями этих песен появились, наверное, в
каждом доме. Правда, мало кто понимал тогда, где живет их автор: то ли у нас,
то ли в Америке, а может быть, в Австралии?
Ранний
Розенбаум, естественно, находился под впечатлением песен Б.Ш.Окуджавы. Когда же
услышал Владимира Высоцкого, Булат Окуджава отошел на второй план.
В середине 70-х
сочинил 8-10 песен, которые неосознанно получились такими же, какими их мог бы
написать и сам Высоцкий. До недавнего времени даже как-то стеснялся этого
подражания. Переубедил Александра композитор А.Дольский: «Что же здесь
страшного?! Это был период ученичества». Впрочем, написать так, чтобы было
похоже на Высоцкого - это тоже надо суметь.
Пока песня была
хобби - на первом месте была медицина. В институте в его жизнь вошел флот: он
стажировался на кораблях Тихоокеанского флота. Окончив в 1974 году Первый
медицинский институт, Александр Розенбаум в течение года проходил службу на
военных кораблях Балтийского флота, а затем работал
анестезиологом-реаниматологом на специализированной скорой помощи. Так все и
шло: основная работа - в паузах песни. К тому времени увлекся эстрадой,
рок-музыкой. В начале 70-х годов талант музыканта все больше требовал
профессионального к нему отношения. Необходимо было сделать выбор. Любимому
делу следовало отдаваться целиком, без остатка. Не хотелось быть лучшим певцом
среди врачей или лучшим врачом среди певцов. В 30 лет А.Розенбаум бросился в
омут с головой - ушел на эстраду. Тогда это было почти бессознательно, лишь
позднее Александр Яковлевич понял, что внутренне этого хотел и знал наперед,
что скажет людям.
Путь к
официальному признанию был нелегок. Семь лет работал без афиши. Просто:
«Автор-исполнитель на эстраде». Розенбаум - не только поэт и исполнитель
авторских песен. Розенбаум - композитор. Мощное психологическое воздействие
песен Александра Розенбаума достигается не только смыслом слов, но и ее
музыкальным сопровождением. Розенбаум - профессиональный артист эстрады и этим
все сказано.
Особое место в
его творчестве занимает военная тема. Это воспоминание о прошлом, о доле
народной, о его подвиге - и отрицание войны будущей. Не случайно первая его
пластинка «Эпитафия» посвящается военной теме, по опросам заняла первое место в
творчестве А.Розенбаума. Как продолжение военной темы - «Афганский цикл» -
отношение музыканта к народной беде, народной трагедии, которая не должна
повториться. В этих песнях - не только сострадание к нашим ребятам, погибшим в
Афганистане, но и размышление о том, почему они оказались там.
Как собственную
боль переживает Розенбаум равнодушие государства, пославшего солдат на ту
бессмысленную бойню и отвернувшееся затем от них, искалеченных телом и душой.
«За что же ты, страна, наградила нас этой долей?» Без чьей-либо продсказки, а
просто по велению души и сердца, положил Александр Яковлевич начало традиции: в
мае, в День Победы он устраивает свои сольные праздничные концерты в зале «Октябрьский».
Огромное место
в творчестве артиста занимает также цикл «казачьих песен». Это стилизация под
песни кубанских и донских казаков. Здесь и удаль, и озорство, и «эмигрантская»
печаль, и зарисовки старинного казачьего быта...
Много песен
Александр Розенбаум посвятил своему городу. Любит он и Санкт-Петербург, но с
особой нежностью хранит память о Ленинграде, где прошли его детство и юность. В
сборнике стихов «Белая птица удачи» теме этой посвящен целый цикл под рубрикой
«Я попрошу Дворцовый мост в награду...»
Многими своими
песнями Александр Яковлевич обнажает укоренившиеся пороки в отношениях между
людьми: лицемерие, угодничество, страх перед истиной и величием ума. По его
убеждению, песня может изменить многое, хотя и не все, она может стать оружием.
Боясь остаться непонятым в своих песнях, Александр Розенбаум уделяет огромное
внимание в своем творчестве смысловой нагрузке. «Песня должна давать
эмоциональный посыл. Развлекательная - по-настоящему развлечь, проблемная -
затронуть самые тонкие струны души и заставить задуматься».
К своей
популярности А.Розенбаум относится спокойно, считая ее авансом, выданным
людьми, не испытывая неловкости, потому что свой пьедестал построил он сам:
своими песнями, своим трудом. Многие строки его стихов стали христоматийными,
некоторые из которых уже воплотились в жизнь как пророческие: «Мечтаю снять
леса со Спаса на Крови…». Розенбауму выпало счастье узнать, как отозвалось его
слово в сердцах современников. Его творческая биография может быть
охарактеризована строкой Ф.Тютчева: «...и нам признание дается, как нам дается
благодать». Что может быть выше для Артиста, Поэта и Композитора, чем
«благодать» народного признания.
Живет и
работает в г.Санкт-Петербурге.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/