Геракл (Heracles)
М. Л. Гаспаров
Имя
«Геракл» означает «Слава богини Геры». Звучало это имя иронически. Богиня Гера
была небесной царицей, супругой верховного Зевса-громовержца. А Геракл был
последним из земных сыновей Зевса: Зевс нисходил ко многим смертным женщинам,
но после Алкмены, матери Геракла, — уже ни к кому. Геракл должен был спасти
богов Олимпийцев в войне за власть над миром против восставших на них
земнородных Гигантов: было пророчество, что боги победят Гигантов, только если
к ним на помощь придет хотя бы один смертный человек. Таким человеком и стал
Геракл. Гера должна была бы, как все боги, быть ему благодарна. Но она была
законной женою Зевса, покровительницей всех законных браков, и внебрачный сын
ее мужа, да еще и самый любимый, был ей ненавистен. Поэтому все сказания о
земной жизни Геракла — это сказания о том, как преследовала его богиня Гера.
Главных
таких сказаний было три. Во-первых, о двенадцати подвигах Геракла: Гера
устроила так, чтобы могучий Геракл должен был отслужить двенадцать подневольных
служб ничтожному царю Еврисфею. Во-вторых, о безумии Геракла: Гера наслала на
него исступление, и он перебил из лука собственных детей, приняв их за врагов.
В-третьих, о мученической смерти Геракла: Гера сделала так, чтобы жена Геракла,
сама того не зная, подарила ему пропитанный ядом плащ, который так истерзал
героя, что тот сам сжег себя на костре. О самосожжении Геракла Софокл написал
свою трагедию «Трахинянки». А о безумии Геракла Еврипид написал трагедию
«Геракл». В разных концах Греции, как всегда, эти мифы рассказывались
по-разному. В Средней Греции, в Фивах, где будто бы родился Геракл, лучше всего
помнился рассказ о безумии. На юге, в Аргосе, где Геракл служил царю Еврисфею,
лучше всего помнился рассказ о двенадцати подвигах. На севере, возле горы Эты,
где был Гераклов погребальный костер, рассказывали о его самосожжении. А в
Афинах говорили иначе: будто Геракл не сжег себя, а нашел последний приют от
гнева Геры здесь, в Афинах, у своего молодого друга, афинского героя Тесея.
Этот малораспространенный миф и взял Еврипид для развязки своей трагедии. А
жену Геракла у него зовут не Деянира (как у Софокла), а Мегара (как называли ее
в Фивах).
Небесным
отцом Геракла был Зевс, а земным отцом Геракла был герой Амфитрион, муж его
матери Алкмены. (Про Амфитриона, Алкмену и Зевса напишет потом комедию римлянин
Плавт.) Амфитрион жил в Фивах; там родился и Геракл, там женился он на
фиванской царевне Мегаре, оттуда ушел он в Аргос служить царю Еврисфею. Двенадцать
лет — двенадцать служб на чужбине; последняя — самая страшная: Геракл должен
был сойти под землю и вывести оттуда чудовищного трехглавого пса, сторожившего
царство мертвых. А из царства мертвых — люди знали — никогда и никто не
возвращался. И Геракла сочли погибшим. Этим воспользовался соседний злой царь
Лик (имя которого значит «волк»). Он захватил Фивы, убил фиванского царя, отца
Мегары, а Мегару, и ее детей, и старого Амфитриона приговорил к смертной казни.
Здесь
и начинается трагедия Еврипида. На сцене — Амфитрион, Мегара и трое маленьких
безмолвных сыновей ее и Геракла. Они сидят перед дворцом у алтаря богов — пока
они за него держатся, их не тронут, но силы их уже кончаются, а помощи ждать
неоткуда. К ним приходят, опираясь на посохи, фиванские старцы, образуя хор, —
но разве это помощь? Амфитрион в длинном монологе рассказывает зрителям, что
здесь случилось, и кончает словами: «Только в беде познаем мы, кто друг и кто
нет». Мегара в отчаянии, и все же Амфитрион ее ободряет: «Счастье и несчастье
сменяются чередой: а вдруг Геракл возьмет и вернется?» Но этому не верится.
Появляется
злой Лик. «Не цепляйтесь за жизнь! Геракл не вернется с того света. Геракл
вовсе и не герой, а трус; он и воевал-то всегда не лицом к лицу, мечом и
копьем, а издали, стрелами из лука. И кто же поверит, будто он — сын Зевса, а
не твой, старик! Мой теперь верх, а вам — смерть». Амфитрион принимает вызов:
«Зевсов ли он сын — спроси у павших Гигантов! Лучник в бою бывает опасней, чем
латник. Фивы забыли, сколь многим они обязаны Гераклу, — тем хуже для них! А
насильник за насилье поплатится». И тут встает Мегара. «Довольно: смерть
страшна, но против судьбы не пойдешь. Гераклу не ожить, а злодея не вразумить.
Дайте мне одеть сыновей в погребальный наряд — и ведите нас на казнь!»
Хор
поет песнь во славу подвигов Геракла: как он побил каменного льва и диких
кентавров, многоглавую Гидру и трехтелого великана, поймал священную лань и
укротил хищных коней, победил амазонок и морского царя, поднял на плечи небо и
принес на землю золотые райские яблоки, спустился в край мертвецов, а оттуда
выхода нет... Мегара с Амфитрионом выводят Геракловых сыновей: «Вот они, одному
он завещал Фивы, другому Аргос, третьему Эхалию, одному львиную шкуру, другому
палицу, третьему лук и стрелы, а теперь им конец. Зевс, если хочешь их спасти,
— спаси! Геракл, если можешь нам предстать, — явись!»
И
Геракл является. Он только что вышел из царства мертвых, глаза его не привыкли
к солнцу, он видит детей, жену, отца в погребальных одеждах и не верит сам себе:
в чем дело? Мегара и Амфитрион, взволнованные, торопливо объясняют ему: сейчас
Лик придет вести их на казнь. «Тогда — все во дворец! и когда он войдет, то
будет иметь дело со мной. Я не побоялся адского пса — побоюсь ли жалкого Лика?»
Хор славит молодую силу Геракла. Входит Лик, шагает во дворец, хор замирает;
из-за сцены раздается стон гибнущего Лика, и хор поет победную, торжественную
песню. Он не знает, что самое страшное — впереди.
Над
сценой возникают две богини. Это Ирида, вестница Геры, и Лисса, дочь Ночи,
божество безумия. Пока Геракл вершил двенадцать подвигов, он был под защитой
Зевса, но подвиги кончены, и теперь Гера возьмет свое. Безумие нападет на
Геракла, как охотник на добычу, как наездник на коня, как хмель на пьяного.
Богини исчезают, на сцене только хор, он в ужасе, из-за сцены — крики, гремит
музыка, дрожит земля, выбегает перепуганный вестник. Он рассказывает: сразив
Лика, Геракл стал приносить очистительную жертву, но вдруг замер, глаза
налились кровью, на губах выступила пена: «Это не он, не Еврисфей, а мне нужен
Еврисфей, мой мучитель! Вот его дети!» И он бросается на собственных сыновей.
Один прячется за колонну — Геракл поражает его стрелой. Другой бросается к нему
на грудь — Геракл крушит его палицей. С третьим Мегара убегает в дальний покой
— Геракл взламывает стену и разит обоих. Он оборачивается к Амфитриону и готов
убить отца — но тут возникает могучая богиня Афина, покровительница Геракла,
ударяет его огромным камнем, он валится и погружается в сон, и тогда лишь
домочадцы связывают его и прикручивают к обломку колонны.
Внутренние
покои дворца: Геракл спит у колонны, над ним — несчастный Амфитрион, вокруг —
тела Мегары и детей. Амфитрион и хор оплакивают его как мертвого. Геракл
медленно пробуждается, он ничего не помнит и не понимает — может быть, он снова
в аду? Но вот он узнает отца, вот слышит о случившемся, ему развязывают руки,
он видит свое преступление, понимает свою вину и готов казнить себя, бросившись
на меч. И тут появляется Тесей.
Тесей
молод, но уже славен: он освободил целый край от разбойников, он убил на Крите
человека-быка Минотавра и спас свои Афины от дани этому чудовищу, он спускался
в царство мертвых, чтоб добыть для друга подземную владычицу Персефону, и лишь
Геракл вызволил его оттуда и вывел на белый свет. Он услышал, что злой Лик
свирепствует в Фивах, и поспешил на помощь, но появился слишком поздно. «Я
должен умереть, — говорит ему Геракл. — Я навлек на Фивы гнев Геры; я затмил
всю славу моих подвигов ужасом этого преступления; лучше смерть, чем жизнь под
проклятием; пусть торжествует Гера!» «Не надо, — отвечает ему Тесей. — Никто не
безгрешен: даже Олимпийцы в небе грешны против своего отца-Титана, Все
подвластны злой судьбе, но не всякий в силах ей противостать; ты ли дрогнешь?
Покинь Фивы, живи у меня в Афинах, но живи!» И Геракл уступает. «Только в беде
познаем мы, кто друг и кто нет, — повторяет он. — Никогда Геракл не плакал, а
теперь роняет слезу. Простите, мертвые! А вы, фиванцы, плачьте и о мертвых, и
обо мне, живом: всех Гера нас в один связала узел».
И,
опираясь на друга, Геракл уходит со сцены.
Список литературы
Все
шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое
издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» ,
1997. – 848 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://infolio.asf.ru/