Жизнь Будды (Buddhacarita)
Ашвагхоша (Asvaghosa) I — II вв.
Индийская (санскритская) литература
Автор пересказов П. А. Гринцер
Поэма
в 28 песнях, от санскритского оригинала которой сохранились лишь первые
тринадцать с половиной, а остальные дошли в тибетском. и китайском переложениях
У
царя Шуддходаны из рода шакьев, живущего в городе Капилавасту в предгорье
Гималаев, рождается сын Сиддхартха. Рождение его необыкновенно: дабы не
доставлять мучения своей матери Майе, он появляется из ее правого бока, и тело
его украшено счастливыми знаками, по которым мудрецы предсказывают, что он
станет спасителем мира и учредителем нового закона жизни и смерти. Безмятежно,
в ничем не омраченном благополучии, протекают в царском дворце детство и юность
Сиддхартхи. В положенное время он женится на красавице Яшодхаре, от которой
имеет любимого сына Рахулу. Но однажды Сиддхартха выезжает из дворца на
колеснице и встречает сначала дряхлого старика, затем раздутого от водянки
больного и, наконец, мертвеца, которого несут на кладбище. Зрелище смерти и
страданий переворачивает все мировосприятие царевича. Окружающая его красота
кажется ему безобразием, власть, сила, богатство представляются тленом. Он
задумывается над смыслом жизни, и поиск конечной истины существования
становится его единственной целью. Сиддхартха покидает Капилавасту и
отправляется в долгое странствование. Он встречается с брахманами, излагающими
ему свою веру и учения; шесть лет проводит в лесу с подвижниками, изнуряющими
себя аскезой; царь Магадхи Бимбисара предлагает ему свое царство, чтобы он смог
воплотить на земле идеал справедливости, — но ни традиционные мудрствования, ни
умерщвление плоти, ни безграничная власть не кажутся ему способными разрешить загадку
бессмысленности жизни. В окрестностях города Гайя под деревом Бодхи Сиддхартха
погружается в глубокое размышление. Демон-искуситель Мара безуспешно пытается
смутить его плотскими искушениями, воинство Мары швыряет в него камни, копья,
дротики, стрелы, но Сиддхартха даже не замечает их, оставаясь недвижным и
бесстрастным в своем созерцании. И здесь, под деревом Бодхи, на него нисходит
просветление: из Бодхисаттвы, человека, которому суждено быть Буддой, он
становится таковым — Буддой, или Пробужденным, Просветленным.
Будда
направляется в Бенарес и там произносит свою первую проповедь, в которой учит,
что есть страдание, есть причина страдания — жизнь и есть путь к прекращению
страдания — отказ от хотения, избавление от желаний и страстей, освобождение от
мирских уз — путь отрешенности и духовного равновесия. Странствуя по городам и
весям Индии, Будда вновь и вновь повторяет это учение, привлекая к себе
множество учеников, объединяя тысячи людей в своей общине. Враг Будды Девадатта
пытается его погубить: он сбрасывает на него с горы огромный камень, но тот
раскалывается и не касается его тела; натравливает на него дикого разъяренного
слона, но тот смиренно и преданно припадает к стопам Будды. Будда поднимается
на небо и обращает в свою веру даже богов, а затем, завершив свою миссию,
устанавливает предел своей жизни — три месяца. Он приходит в город Кушинагару
на крайнем севере Индии, произносит там свое последнее наставление и, навсегда
прерывая для себя бесконечную цепь рождений и смертей, погружается в нирвану —
состояние полного покоя, бестелесного созерцательно бытия. Кости Будды,
оставшиеся после погребального костра, его ученики делят на восемь частей. Семь
уносят цари, явившиеся из дальних пределов земли, а восьмая в золотом кувшине
вечно хранится в Кушинагаре в воздвигнутом в честь Будды храме.
Список литературы
Все
шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое
издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» ,
1997.