Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Облака (Nephelai)

Облака (Nephelai)
Аристофан (Aristophanes) ок. 445–386 до н. э.
Комедия (423 до н. э.) Античная литература. Греция.

М. Л. Гаспаров

В Афинах самым знаменитым философом был Сократ. За
свою фило-софию он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили
именно за то, что он слишком многое ставил под сомнение, разлагал (будто бы)
нравы и этим ослаблял государство. Но до этого было пока еще далеко: сперва его
только вывели в комедии. При этом приписали ему и такое, чего он никогда не
говорил и не думал и против чего сам спорил: на то и комедия.

Комедия называлась «Облака», и хор ее состоял из
Облаков — развевающиеся покрывала и почему-то длинные носы. Почему «Облака» ?
Потому что философы раньше всего стали задумываться, из чего состоит все
разнообразное множество предметов вокруг нас. Может быть, из воды, которая
бывает и жидкой, и твердой, и газообразной? или из огня, который все время
движется и меняется? или из какой-то «неопределенности» ? Тогда почему бы не из
облаков, которые каждую минуту меняют очертания? Стало быть, Облака — это и
есть новые боги новых философов. К Сократу это отношения не имело: он как раз
мало интересовался происхождением мироздания, а больше — человеческими
поступками, хорошими и дурными. Но комедии это было все равно.

Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды
не задумывались и не рассуждали, а смолоду твердо знали, что такое хорошо и что
такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось,
будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не
плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан
комедию «Облака».

Живет в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у
него есть сын, молодой щеголь: тянется за знатью, увлекается скачками и
разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его,
как блохи. Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы,
которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой.
Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов?
И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.

Вот дом Сократа, на нем вывеска: «Мыслильня». Ученик
Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например,
разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и
куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки
мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными.
Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом
этими шажками вымерить прыжок. Или вот еще: жужжит комар гортанью или задницей?
Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через
зад, вот и получается, что задницей. А это что такое? Географическая карта: вон
посмотри, этот кружок — Афины. «Нипочем не поверю: в Афинах что ни шаг, то
спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно».

Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею.
Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звездам. «Сократ, Сократ,
заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!» —
«Какими богами? у нас боги новые — Облака». — «А Зевс?» — «Зачем Зевс? В них и
гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь». — «Как это — гром?» — «А
вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и
есть гром». — «А кто же наказывает грешников?» — «Да разве Зевс их наказывает?
Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то, и такому-то, и такому-то,
— а они ходят себе живехоньки!» — «Как же с ними быть?» — «А язык на что?
Научись переспоривать — вот и сам их накажешь. Вихрь, Облака и Язык — вот наша
священная троица!» Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо,
славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.

Так как же отделаться от кредиторов? «Проще простого:
они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно
уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву». Так что же, и впрямь с
правдой можно уже не считаться? «А вот посмотри». Начинается главный спор, На
сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда.
Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает. «Где на свете ты видел
правду?» — «у всевышних богов!» — «Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и
заковал в цепи?» — «И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно,
уважали стариков, побеждали врагов и вели ученые беседы». — «Мало ли что было у
предков, а сейчас смирением ничего не добьешься, будь нахалом — и победишь!
Иное у людей — по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей,
гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как
Зевс, сплю со всеми, кто понравится!» Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь
— Кривда и впрямь сильнее Правды. Стрепсиад с сыном радехоньки. Приходит
кредитор: «Плати долг!» Стрепсиад ему клянется: «Видит Зевс, ни гроша я у тебя
не брал!» — «Ужо разразит тебя Зевс!» — «Ужо защитят Облака!» Приходит второй кредитор.
«Плати проценты!» — «А что такое проценты?» — «Долг лежит и прирастает с каждым
месяцем: вот и плати с приростом!» — «Скажи, вот в море текут и текут реки; а
оно прирастает?» — «Нет, куда же ему прирастать!» — «Тогда с какой же стати и
деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь!» Кредиторы с проклятиями
убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: «Берегись, близка
расплата!»

Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад
побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго
думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: «Нет такого закона — отцов
колотить!» А сын приговаривает: «Захотим — возьмем и заведем! Это по уговору
бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?» Тут только старик понимает, в какую
попал беду. Он взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня?» Облака отвечают: «А
помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся!» Наученный горьким опытом,
Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его
«мыслильню». Вопли, огонь, дым, и комедии конец.
Список литературы

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.
Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и
Возрождения: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.:
«Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Толстой О веротерпимости
Реферат Caliban Essay Research Paper CalibanEnglish9Through Prosperos verbal
Реферат А. С. Ревайкин Сравнительный анализ структуры доходов в консолидированных бюджетах субъектах Российской Федерации Северо-Западного Федерального Округа
Реферат Китай. Период Восточного Чжоу
Реферат Анархические идеи - от начала XIX века до смерти Прудона (1865)
Реферат В.Парето и его теория элит
Реферат Трагедія рідного краю в драмі Лесі Українки Бояриня
Реферат Как заставить дистрибьютора работать с крупными корпоративными клиентами
Реферат Мужская одежда народностей Сахалина
Реферат Принципы арбитражного процессуального права: общая характеристика
Реферат Психогенные сексуальные расстройства
Реферат Перенос генетического материала и генетическое картирование у актиномицетов
Реферат Классификация и характеристика наиболее распространенных наркотических средств психотропных
Реферат Текстовой редактор “Word for Windows 6
Реферат Жизнь и творчество Генриха Белля