О дивный
новый мир. Хаксли Олдос
О ДИВНЫЙ НОВЫЙ
МИР Роман-антиутопия (1932) Действие происходит в вымышленном Мировом
Государстве. Идет 632-й г. эры стабильности, Эры Форда. Форд, создавший в начале
XX в. крупнейшую в мире автомобильную компанию, почитается в Мировом
Государстве за Господа Бога. Его так и называют - "Господь наш Форд".
В государстве этом правит технократия. Дети здесь не рождаются -
оплодотворенные искусственным способом яйцеклетки выращивают в специальных
инкубаторах.
Причем
выращиваются они в разных условиях, поэтому получаются совершенно разные особи
- альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Альфы - как бы люди первого сорта,
работники умственного труда, эпсилоны - люди низшей касты, способные лишь к
однообразному физическому труду. Сначала зародыши выдерживаются в определенных
условиях, потом они появляются на свет из стеклянных бутылей - это называется
Раскупоркой. Младенцы воспитываются по-разному. У каждой касты воспитывается пиетет
перед более высокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты
определенного цвета. Например, альфы ходят в сером, гаммы - в зеленом, эпсилоны
- в черном.
Стандартизация
общества - главное в Мировом Государстве. "Общность, Одинаковость,
Стабильность" - вот девиз планеты. В этом мире все подчинено
целесообразности во благо цивилизации. Каждый живет сегодняшним днем, забыв об
истории человечества.
"История -
сплошная чушь". Эмоции, страсти - это то, что может лишь помешать
человеку. В дофордовс-ком мире у каждого были родители, отчий дом, но это не
приносило людям ничего, кроме лишних страданий.
Бернард Маркс -
представитель высшего класса, альфа-плюсовик. Но он отличается от своих
собратьев. Чересчур задумчив, меланхоличен, даже романтичен. Хил, тщедушен и не
любит спортивных игр. Ходят слухи, что ему в инкубаторе для зародышей случайно
впрыснули спирт вместо кровезаменителя, поэтому он и получился таким странным.
Линайна Краун - девушка-бета. Она хорошенькая, стройная, сексуальная (про таких
говорят "пневматичная"), Бернард ей приятен, хотя многое в его
поведении ей непонятно. Например, ее смешит, что он смущается, когда она в
присутствии других обсуждает с ним планы их предстоящей увеселительной поездки.
Но поехать с ним в Нью-Мексико, Заповедник, ей очень хочется, тем более что
получить разрешение туда не так-то просто.
Бернард и
Линайна отправляются в Заповедник, туда, где дикие люди живут так, как жило все
человечество до Эры Форда. Они не вкусили благ цивилизации, они рождаются от
настоящих родителей, любят, страдают, надеются. В индейском селении Мальпараисо
Бертран и Линайна встречают странного дикаря - он не похож на других индейцев,
белокур и говорит на английском - правда, на каком-то древнем. Потом
выясняется, что в Заповеднике Джон нашел книгу, это оказался том Шекспира, и
выучил ее почти наизусть.
Оказалось, что
много лет назад молодой человек Томас и девушка Линда поехали на экскурсию в
Заповедник.
Началась гроза.
Томас сумел вернуться назад, в цивилизованный мир, а девушку не нашли и решили,
что она погибла. Но девушка выжила и оказалась в индейском поселке. Там она и
родила ребенка, а забеременела она еще в цивилизованном мире. Поэтому она и не
хотела возвращаться назад, ведь нет позора страшнее, чем стать матерью. В
поселке она пристрастилась к мескалю, индейской водке, потому что у нее не было
сомы, которая помогает забывать все проблемы.
Индейцы ее
презирали - она, по их понятиям, вела себя развратно и легко сходилась с
мужчинами, ведь ее учили, что совокупление, или, по-фордовски,
взаимопользование, - это всего лишь наслаждение, доступное всем.
Бертран решает
привезти Джона и Линду в Заоградный мир. Линда всем внушает отвращение и ужас,
а Джон, или Дикарь, как стали его называть, становится модной диковиной. Но он
влюбляется в Линайну и видит в ней прекрасную Джульетту. Линайне льстит
внимание Дикаря, но она никак не может понять, почему, когда она предлагает ему
заняться "взаимопользованием", он приходит в ярость и называет ее
блудницей.
Бросить вызов
цивилизации Дикарь решается после того, как видит умирающую в больнице Линду.
Для него это трагедия, но в цивилизованном мире к смерти относятся спокойно,
как к естественному физиологическому процессу. Детей с самого раннего возраста
водят в палаты к умирающим на экскурсии, развлекают их там, кормят сладостями -
все для того, чтобы ребенок не боялся смерти и не видел в ней страдания.
После смерти
Линды Дикарь приходит к пункту раздачи сомы и начинает яростно убеждать всех
отказаться от наркотика, который затуманивает им мозги. Панику едва удается
остановить. А Дикаря, Бертрана и его друга Гельм-гольца вызывают к одному из
десяти Главноуп-равителей, его фордейшеству Мустафе Монду.
Он и разъясняет
Дикарю, что в новом мире пожертвовали искусством, подлинной наукой, страстями
ради того, чтобы-создать стабильное и благополучное общество.
И тогда Дикарь
сам уходит от цивилизованного мира. Он решает поселиться на старом, заброшенном
авиамаяке.
На последние
деньги он покупает самое необходимое - одеяла, спички, гвозди, семена - и
намеревается жить вдали от мира, выращивая хлеб и молясь - Иисусу ли,
индейскому ли богу. И снова набегает толпа любопытных, для которых Дикарь -
лишь забавное и непонятное существо. "Хотим би-ча! Хотим би-ча!" -
скандирует толпа. И тут Дикарь, заметив в толпе Линайну, с криком
"Распутница!" бросается с бичом на нее.
На следующий
день пара молодых лондонцев приезжают к маяку и, войдя внутрь, видят, что
Дикарь повесился.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl