Тургенев:
Бежин луг
Рассказ
начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах.
Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте
теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костер, а вокруг него
крестьянских детей, которые пришли в ночное. "Выгонять перед вечером и
пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских
мальчиков". Автор объясняет детям, откуда он, и присаживается к костру.
Следует
описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в
подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.
Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно
описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях
отчетливо просматривается разница их характеров. Мальчики варят в котелке
картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется.
Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней
связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели
домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике (остальные
мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью.
Его невеселый
нрав объясняется случаем, произошедшим с ним во время похода в лес за орехами.
Плотник заблудился и к ночи задремал поддеревом. Услышав сквозь сон, что его
кто-то зовет, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он
опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На
вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до
конца дней в "весельи", теперь же он перекрестился, и это стало
невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до
конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не
улыбается.
Другие дети
живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя,
как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако
Илюша рассказывает другую быль о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель
посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный
приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак,
выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит
барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает
взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в
глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить
барашка и говорить "Бяша, бяша". А баран в ответ зубы оскалил и тоже
говорит: "Бяша, бяша".
В этот момент
собаки вскакивают и бегут куда-то. Дети пугаются, но выясняется, что это просто
кони чего-то испугались то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут
все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом
разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных
сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то
ответил, что ищет разрыв-траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу
на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о
некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в
прошлом году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна еще жива, Илюша
отвечает, что год еще не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении
(солнечном затмении), бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого
явления, перепугались, решили, что "Тришка придет". На вопрос о том,
кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который
придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод
христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать ни в острог посадить, ни
в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести.
В деревне
многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже
выбежали па улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над
ними надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети
живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника
жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми
возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей
нечисти. Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о
водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают
Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как ее утащил на
дно водяной н там "испортил". Затем вспоминают о мальчике Васе,
который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды.
Вернувшийся от
реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе.
Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного
леса, затем картина наступления утра. Автор встает и уходит от костра. В том же
году (автор об этом узнает позднее) одного из мальчиков (Павла) не стало, по он
не утонул, а ушибся, упав с лошади.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/