Парменид
Перевезенцев С. В.
Сведения
о времени жизни Парменида (вторая пол. VI - сер.V вв. до н.э.) из
южноиталийского города Элея достаточно противоречивы. Есть упоминание о том,
что его акмэ приходится на 504-501 гг. до н.э., т.е. в данном случае Парменид
оказывается практически ровесником Гераклита. В то же время, Платон сообщает,
что 65-летний Парменид беседовал с юным Сократом, а это означает, что Парменид
был намного моложе и Гераклита, и Ксенофана и родился приблизительно в 515 г.
до н.э. Мнение Платона как будто подтверждает и свидетельство о том, что
Парменид был одно время учеником Ксенофана. Впоследствии Парменид сам стал
главой философской школы, сторонники которой получили прозвание элеатов (от
названия г. Элея).
Философское
учение изложено Парменидом в сочинении "О природе", написанном
гекзаметрами. От этой философской поэмы целиком сохранился "Пролог",
значительные фрагменты из первой части и некоторые куски из второй части.
Свои
мысли Парменид вкладывает в уста некой богини, которая призывает в свои
божественные чертоги юного Парменида. Путь к богине Парменид описывает в
прекрасных образах - карета, запряженная "мудрыми конями", в которой
по всей Вселенной летит на встречу с богиней Парменид; управляющие ею Девы
Дочери Солнца; Ворота путей Дня и Ночи; грозновозмездная Правда, стерегущая
двойные ключи от этих ворот. И, наконец, сама богиня, обещающая открыть
Пармениду великое знание об истинном и неистинном. Этому описанию посвящен
"Пролог" поэмы.
В
первой ("Путь Истины") богиня раскрывает Пармениду учение об истинном
и умопостигаемом бытие, которое чуждо большинству мнений смертных. По сути
дела, здесь ставятся две важнейшие философские проблемы: вопрос об отношении
бытия и небытия и вопрос об отношении бытия и мышления.
Уже
в начале этой части поэмы мы встречаемся с дилеммой, имеющей глубочайшее
значение, т.к. на ней строится вся философия Парменида: ЕСТЬ - НЕ ЕСТЬ. ЕСТЬ -
это то, что не может не быть, это бытие. НЕ ЕСТЬ - это, наоборот, то, что не
может быть, т.е. небытие. Бытие - это то, что существует. Небытие - это то, что
не существует.
И
здесь впервые в античной философии Парменид приводит логические доказательства
в пользу своего мнения, ибо до него философы либо изрекали истины, либо
опирались на аналогии и метафоры, как, например, Гераклит. Например, главное
доказательство несуществования небытия в том, что его невозможно познать,
невозможно выразить в слове. Небытие - немыслимо, невыразимо, следовательно оно
не может существовать. Более того, сама мысль о небытие является
доказательством того, что небытие не существует. Мысль о небытие предполагает
существование данного небытия, ибо, иначе не о чем было бы и мыслить. Значит
небытие существует. Но если небытие существует, то оно в таком случае является
бытием. Следовательно, сама мысль о существовании небытия доказывает как раз
обратное - то, что небытие не существует.
Существует
же лишь только то, что мыслимо и выразимо в словах, т.е. бытие. И тогда
получается, что "мыслить - то же, что быть". В этой фразе Парменид
формулирует идею совпадения, тождества бытия и мышления. Более того, самое
главное доказательство существования бытия и состоит в том, что его можно
осмыслить.
Парменид
выделяет основные признаки или свойства бытия:
1)
бытие не возникло.
2)
бытие не подвержено гибели;
3)
бытие целокупно, т.е. не состоит из многих частей;
4)
бытие единородно, что надо понимать в смысле его единственности;
5)
бытие неподвижно;
6)
бытие закончено или совершенно.
Все
эти свойства бытия необходимо вытекают из несуществования небытия, ибо только
при наличии небытия само бытие может иметь момент рождения и момент гибели,
может состоять из многих частей и не быть единственным, может двигаться и не
быть законченным. В силу же отсутствия небытия бытие обладает как раз совсем
противоположными свойствами.
Во
второй части своей поэмы ("Путь мнений") Парменид излагает
"мнения" смертных, которые не соотносятся с истиной, ибо ошибочны.
Эти мнения могут только в какой-то степени соответствовать истине и одно из
наиболее правдоподобных философ приводит в своем сочинении.
Учение
Парменида стало своего рода возражением учению Гераклита. Если эфесский
мыслитель воспевал противоречивый и постоянно изменчивый мир, то Парменид
утверждал как раз обратное - в мире царит неподвижность и непротиворечивость.
Само запрещение противоречия - своего рода закон мышления, ибо чтобы мыслить
противоречиями, нужно иметь две головы, иначе противоречивые мысли не могут
быть поняты.
Учение
Парменида и других элеатов сыграло огромную роль в истории философии. По сути
дела, впервые в истории европейской цивилизации столь ярко и убедительно
прозвучала мысль о мощи человеческого разума. Оказывается, что поиск мудрости
мира может быть заключен не только и не столько в изучении природы, сколько в
осмыслении свойств самого человеческого разума, в познании его способности
мыслить. В трактовке Парменида - мыслить, значит быть. Мышление, логика - вот
главная сила человека, вот что может позволить людям познать истину. Остальные
же пути познания - ложные.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/