Аверроэс
Арабский
философ и врач, представитель арабского аристотелизма. В трактате
"Опровержение опровержения" отверг отрицание философии, с которым
выступил Газали. Рационалистические идеи Ибн Рушда оказали большое влияние на
средневековую философию, особенно в Европе (аверроизм). Автор
энциклопедического медицинского труда.
Абу-аль-Валид
Мухаммед Ибн Ахмед Ибн Рушд (лат. - Аверроэс) родился в Кордове в 1126 году.
Дед его был великим кадием Кордовы, правоведом-маликитом. Следуя фамильной
традиции, Ибн Рушд с ранних лет изучал теологию, юриспруденцию, арабскую
литературу, проявлял особые способности к медицине.
Во второй
половине 1168 года Ибн Рушд знакомится с халифом Абу-Якубом. Повелитель
правоверных приблизил к себе сорокатрехлетнего ученого и дал ему официальное
задание - заняться комментированием Аристотеля. Одновременно Ибн Рушд был
назначен кадием Севильи. Несколько месяцев спустя им была завершена работа над
толкованием аристотелевской книги "О возникновении животных".
В 1171 году Ибн
Рушд вернулся в Кордову, где занял наследственную в его роду должность великого
кадия.
В 1182 году Ибн
Рушд занимает должность лейб-медика халифа.
В 1184 году,
после смерти Абу-Якуба, халифский престол перешел к его сыну Абу-Юсуфу Якубу.
Первоначально новый правитель покровительствовал ученому, но в 1195 году
повелел сжечь сочинения Ибн Рушда, а самого философа сослал в местечко
аль-Ясана, близ Кордовы. По поводу этого события существует масса гипотез, как
средневековых, так и современных авторов. Вероятнее всего, что халиф стремился
хотя бы временно угомонить религиозных фанатиков и тем самым обеспечить
спокойствие в своих владениях на Пиренейском полуострове. Доказывают эту теорию
следующие факты: помимо Ибн Рушда репрессиям подверглись и другие представители
андалузской интеллигенции, кроме того был наложен запрет на изучение философии,
в связи с чем предусматривалось изъятие всех подозрительных сочинений. Опала
Ибн Рушда продолжалась недолго: после успешного завершения похода на
кастильцев, халиф вернулся в Марокко, куда пригласил Ибн Рушда и других ученых.
Ибн Рушд
скончался 10 декабря 1198 году в Марокко. Через три месяца по просьбе
родственников философа его останки были переправлены в Кордову.
Творческое
наследие Ибн Рушда включает в себя сочинения по философии, естественным наукам,
медицине, юриспруденции и филологии. Его труды делятся на комментарии и
самостоятельные работы. Комментарии были составлены им к произведениям
Аристотеля, Платона ("Государство"), Александра Афродизийского
("О разуме"), Николая Дамаскина ("Первая философия"),
Фараби (трактаты по логике), Ибн Сины ("Урджуза о медицине") и Ибн
Баджи ("Трактат о соединении человека с деятельным разумом").
Что же касается
оригинальных философских трудов Ибн Рушда, то важнейшим из них является
написанный около 1180 года трактат, в котором доказывается несостоятельность
обвинений, выдвинутых перед перипатетиками Абу-Хамидом Газали в
"Опровержении философов". Это произведение называют "Опровержением
опровержения". В нем Ибн Рушд рассматривает вопрос о соотношении философии
и религии. Он показывает, что философия и религия очень сходны в направленности
своих суждений. Они имеют предметом изысканий Бога, но рассуждают о нем
по-разному.
Согласно Ибн
Рушду, материальный мир вечен, как и Бог, который не сотворил мир. Материя
существует как постоянная возможность форм, которые из нее возникают; материя и
форма, для Ибн Рушда, нераздельны и образуют единство.
Индивидуальные
души не являются бессмертными, они умирают вместе с телом. Этика Ибн Рушда
заключается в учении, что человек создает добро в соответствии со своими
установками, а не в зависимости от того, что его ожидает - Ад или Рай.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/