Содержание стр. Введение… 4 Глава 1. Определение и сущность теневой экономики 1.1 Понятие теневой экономики….… 1.2 Структура теневой экономики… 1.3 Причины возникновения теневой экономики… 15 Глава 2. Последствия и методы борьбы с теневой экономикой 2.1 Масштабы теневой экономики… … ….2.2 Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономики…
……2.3 Борьба с теневой экономикой как механизм обеспечения экономической безопасности страны…… … 32 Заключение… ….39 Список литературы… … 40 Введение В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования
предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит. Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом.
Актуальность проблем, выбранной мною курсовой работы, не нуждается в специальном обосновании. Удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов. В условиях криминализованной экономики возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики,
уголовного права, так и экономических наук. Структура и содержание курсовой работы предусматривает освещение наиболее важных тем и вопросов. Материал выстроен в определённой последовательности. В первой главе можно ознакомиться с определением и сущностью теневой экономики. Во второй главе акцент делается на последствия и методы борьбы с теневой экономикой. Целью же работы является раскрытие экономической сущности теневой экономики.
Теоретические и практические аспекты которой позволяют наиболее четко разобраться в понимании данной проблемы, понять ее значимость в экономической теории. Объектом исследования является теневая экономика как одна из подсистем рыночного хозяйства, оказывающая негативное влияние на экономическую безопасность государства. Вот почему данные процессы, происходящие в обществе каждого государства, необходимо тщательно изучать,
и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению. В последнее время термин «теневая экономика» употребляется достаточно часто. И потому, наверное, что встречается он в ряду таких негативных явлений, как рост преступности, ухудшение экологической обстановки, многие считают его «новообразованием» последних лет. У других остались смутные воспоминания о газетных публикациях, бичевавших теневую экономику социализма.
Во всех странах и при всех режимах были и есть люди, стремящиеся делать деньги вне правого поля, вне законов. До настоящего времени не существует единого понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов. Для каждой категории населения понятие теневой экономики так же различно. Для одних это подпольные (трикотажные, кондитерские) цеха, для других – скрытые от налоговой инспекции доходы. Для третьих – операции «отмывания» денег.
Каждый прав, но даже сумма этих ответов – далеко не полный образ теневой экономики. 1. Определение и сущность теневой экономики 1.1 Понятие теневой экономики Широкое комплексное изучение теневой экономики и на Западе, и в нашей стране началось относительно недавно. Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в 30-х годах.
В конце 70-х годов появились серьезные исследования этой сферы. Одной из первых серьезных работ в этой области является работа П.Гутманна (США) "Подпольная экономика" (1977 г.), в которой обращалось внимание на недопустимость игнорирования ее масштабов и роли. В 1983 году в г. Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено
около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем. В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление
деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма. В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования. На вопрос о том, что такое теневая экономика, в социально-экономической и юридической литературе даются
самые разные ответы. Так, высказывается мнение, согласно которому теневая экономика – это экономическая деятельность, противоречащая действующему законодательству, то есть представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые «подпитывают» уголовные преступления различной степени тяжести. Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимается неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных ресурсов, денежных
средств, различных благ. В соответствии с третьей точкой зрения к теневой экономике относятся, прежде всего, виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение деструктивных потребностей, культивирующих в человеке различные пороки (производство и продажа оружия, наркотиков и др.). Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и соответствует разным этапам развития и сторонам экономики и различному состоянию общественного осознания происходящих в ней социально-экономических
процессов. К настоящему времени все эти точки зрения в той или иной мере отражают наблюдающиеся в экономике реальные процессы и дополняют друг друга, когда речь идет о «теневых» явлениях в современной экономике. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и, по существу, не противоречат одна другой. Рассмотрим основные подходы к определению интересующего нас понятия. Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями: фундаментальный
теоретический анализ, статистическая оценка, оптимизация социально-экономической политики, совершенствование правоохранительной деятельности, обеспечение экономической безопасности. Возможно, наиболее существенно различается понимание теневой экономики в зависимости от того, избирается ли теоретический либо операциональный подходы. При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая
сложную систему экономических отношений. Для операционального подхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики. Сложность и важность проблем теневой экономики стимулируют развитие междисциплинарного подхода к ее
исследованию. Понимание теневой экономики различными ее исследователями во многом определяется выбором основного критерия отнесения экономических отношений к этой сфере. В зависимости от этого критерия различаются учетно-статистический, формально-правовой и комплексный подходы. Рассмотрим конкретные подходы к определению и структурированию теневой экономики. Учетно-статистический подход. При учетно-статистическом подходе основным критерием выделения теневых
экономических отношений выступает их неучитываемость, то есть отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последовательным и развитым является учетно-статистический подход на основе методологии системы национальных счетов (СНС) ООН. Понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели СНС - максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП).
В соответствии с методологией СНС все проявления теневой экономики разделяются на две группы: а) продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются в составе ВВП; б) преступления против личности и имущества, не включаемые в состав ВВП и фиксируемые на специальном счете для уменьшения статистических погрешностей. В состав производительной части теневой экономики, включаемой в
ВВП, включаются следующие элементы: 1. Показатели законной деятельности, скрываемой или приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств; 2. Показатели неформальной (неофициальной легальной) деятельности, в том числе: • деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто - семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же
потребленных; • деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т.п.). 3. Показатели неофициальной нелегальной деятельности, в том числе: • легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных разрешений); • нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция,
контрабанда). Преимуществом данного подхода является возможность количественной оценки скрытой части производительной экономической деятельности на основе общепринятой методологии СНС, использования результатов расчетов при формировании экономической политики и международных сопоставлений. Результаты расчетов параметров теневой экономики по методологии СНС являются исключительно ценными для формирования социально-экономической политики.
Вместе с тем, данный подход не лишен недостатков. Отметим наиболее важные. В рамках концепции СНС не удается сколько-нибудь удовлетворительно оценить масштабы, структуру и влияние криминальной деятельности, не связанной с производством реального ВВП. В состав теневой экономики, с одной стороны, включаются все виды как общеуголовных, так и экономических преступлений, что чрезмерно расширяет границы теневой экономики, а с другой стороны их учет ограничивается
тем влиянием, которое они оказывают на производство и потребление ВВП текущего года. Использование этой информации ограничивается целями уменьшения погрешностей статистических расчетов. Формально-правовой подход. В качестве ключевого критериям выделения теневых экономических явлений выступает отношение к нормативной системе регулирования. Конкретными критериями являются: уклонение от официальной или государственной регистрации, от государственного
контроля; противоправный характер. Д. Макаров В.М. Есипов , главной отличительной особенностью теневой экономической деятельности, считали ее неконтролируемый характер, то есть такие критерии как противоправность и уклонение от официальной регистрации, а так же отсутствие государственной регистрации сделок. Вследствие чего недоступность экономической информации для ее получения открытыми контрольными методами. В.
О. Исправников для отнесения экономических явлений к теневым использует критерий противоправности и уклонения от официальной регистрации . П. Ореховский использует для отнесения к теневой экономике более жесткий критерий - отсутствие государственной регистрации сделок. Комплексные подходы. В рамках комплексного подхода в качестве основы выделения теневой экономики используются различные сочетания рассмотренных ранее критериев.
Например, А.Н. Шохин использует для выделения явлений теневой экономики такие критерии, как отсутствие учета, нерегламентированность и противоправность Т.И.Корягина в состав теневой экономики включает экономическую деятельность, не фиксируемую статистикой, запрещенную законом, а также приписки, спекулятивные сделки, мошенничество, связанное с получением и передачей денег (некоторые экономические преступления).
Классификация теневых экономических явлений Рассмотрим классификацию теневых экономических явлений по различным основаниям. В зависимости от характера результата выделяют теневую экономическую деятельность: 1. производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта; 2. перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество. По отношению к официальной экономике различают внутреннюю и параллельную экономику.
Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Данный подход последовательно реализуется Д. Макаровым. Параллельная (вторгающаяся) экономика - теневые отношения, не связанные с официальным экономическим
статусом их участников. Данной позиции при характеристике теневой экономики придерживается Гинзбург В. (Ginsburgh V.), который рассматривает ее как особый сектор с особой производственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочей силы . В зависимости от стадий воспроизводственного цикла выделяют: • теневое производство; • теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления); • теневой обмен (реализация нелегально
произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей); • теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей). Трактовка теневой экономики у большинства авторов включает в ее состав экономическую деятельность на всех стадиях воспроизводственного цикла. Исключение составляет статистическая концепция, рассматривающая теневую экономику как производительный
сектор, участвующий в создании ВВП. Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. Выделяют в связи с этим: • теневой рынок; • неформальную экономику; • властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия. Если изучение теневого рынка как неотъемлемого элемента теневой экономики является общим правилом,
то неформальный сектор ряд экономистов в состав теневой экономики не включают. Властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается лишь не многими исследователями. По видам рынков и находящихся в обороте экономических ресурсов выделяют: • теневые экономические отношения на рынках потребительских товаров и услуг; • на рынках инвестиционных товаров; • на финансовых рынках; • на рынке труда; • других рынках (информации, технологий, интеллектуальной собственности).
1.2 Структура теневой экономики В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки. Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта: а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике; б) нелегальная (неформальная) занятость, работа по найму; в) запрещенная законодательством экономическая
деятельность. Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия. Т.И. Корягина использовала термин "фиктивная экономика" - экономика приписок, спекулятивных сделок, точнее взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег . В.О. Исправников включает в этот сектор также деятельность, направленную на получение необоснованных
выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей . Существую два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики. Домашняя экономика представлена сферой общественно необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного
обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики. Признаками домашней экономики являются: производительный характер-отсутствие учета, официальной регламентации, непротивоправный характер-отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах. Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на
обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п. Общинная экономика – это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.
Признаками общинной экономики являются: производительный и непротивоправный характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываетмый характер. Данные сектора, на мой взгляд, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрирации и уплаты налогов законодательство не предусмотривает.
Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений. Некоторые экономисты относят эти сферы экономической деятельности к легальной части неформальной экономики.
1.3 Причины возникновения теневой экономики Причины теневой экономики различны для всех регионов мира, однако, комплекс причин существования теневого бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики. Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики: 1. Экономические факторы: а) Высокий уровень налогообложения.
Официально доля всех налоговых поступлений в России была в 1993-1995 гг. на уровне 30-33% ВВП. Это почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции - 61%). Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятий при¬были: от 60 до 80-90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной производственной деятельности. б) Переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного
производства, услуг, торговли); в) Кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом. Уход экономики в «тень» является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор. г)
Несовершенство процесса приватизации. д) Деятельность незарегистрированных экономических структур. 2. Социальные факторы: а) Низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности. б) Высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом. Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т.д. являются прекрасной «питательной средой» для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами
заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодате¬лем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т.д. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес «хозяина» оставался таковым; работодатели обладают неконтролируе¬мой властью
над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда пла¬тить не надо и т.д. в) Неравномерное распределение валового внутреннего продукта. 3. Правовые факторы: а) Несовершенство законодательства. б) Недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности. в) Несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью. г)
Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведе¬ние исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою при¬быль, то это надо делать.
д) Политическая нестабильность. Этот фактор так же, как и «незащищенность прав собственности», стимулирует и развивает психо¬логию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет «затенения», но и по причине элементарного свертывания
деятельности «до лучших времен». В зависимости от развития рыночных отношений, состояния эко¬номики в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая с вседозволенностью деформация морально этических требований. Глава 2. Последствия и методы борьбы с теневой экономикой 2.1
Масштабы теневой экономики Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой - теневая экономика носит скрытый характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения используются различные, преимущественно косвенные методы. Для начала, рассмотрим состояние и масштабы теневой экономики в различных странах, периода конца 20 века, используя результаты исследований австрийского экономиста
Фридриха Шнайдера (Университет Линц, Австрия), представленные в журнале "Эксперт" . Впервые на проблему теневой экономики мировая общественность обратила внимание в конце 60−х — начале 70−х годов ХХ века. По данным МВФ, в конце 90−х годов теневая экономика в глобальном масштабе составляла порядка 8 трлн долларов, что сопоставимо с ВВП США. Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика
была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39% ВВП. В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. В 1998 году страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%).
Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%). Таким образом, даже в относительно благополучных странах абсолютный объем теневой экономики составляет в США - 700 млрд долларов, в Италии - 310 млрд, а в Великобритании -
190 млрд долларов. Наиболее быстрый рост масштабов теневого сектора в 80-90-е годы наблюдался в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например, объем теневой экономики Германии с 1975-го по 1997 год вырос в пять раз - с 60 до 300 млрд долларов. Причем неофициальный сектор рос в Германии со скоростью 8% в год - значительно быстрее, чем официальный ВВП. Наибольших масштабов достиг теневой сектор экономики в развивающихся странах.
Так, теневая экономика в Нигерии достигает 76% от официального ВВП. Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме (62%). Фактически в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее о существовании "параллельной", или "
второй" экономики, ненамного уступающей по масштабу экономике официальной. Если в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, в развивающихся странах ситуация иная. Мигранты из сельской местности неспособны найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в экономике теневой. Повсеместная коррупция и изъяны в законодательстве способствуют тому,
что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальными властями. В постсоциалистические странах, согласно различным исследованиям, наибольшее значение в первой половине 90-х годов теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%). Для всех постсоветских стран характерна была одна тенденция: теневая экономика активно растет, в среднем с 26% в 1990-м до 35% в 1995 году.
Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегали к теневым операциям наряду с вполне легальной деятельностью в официальной экономике. В Восточной Европе наибольший масштаб теневая экономика приобрела в балканских странах - Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика практически полностью функционирует в теневой сфере.
В Албании, где среднегодовой доход гражданина составляет всего 70 долларов, сегодня только по официальной статистике на 3,2 млн. населения насчитывается 500 тысяч автомобилей, причем 60% из них - это "Мерседесы". В то же время в 1990 году их было всего 5 тысяч. Основная часть автомобилей была угнана из западноевропейских стран. Если в 1973 году теневой сектор в СССР равнялся примерно 3%
ВВП, в 1990-1991 годах - 10-11%, то в 1993 году он составлял 27% ВВП, а еще через три года, согласно данным Московского института социоэкономических проблем уже 46%. Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция. Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях.
Так, по оценкам российского Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63%. Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных россиян (а это 21 млн. человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности"
, треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе. В условиях экономического кризиса теневая экономика в России имела устойчивую тенденцию к росту. По оценке аналитиков американского инвестиционного банка Chase Manhattan, в 1999 году она выросла на 5,4% (официальный ВВП лишь на 1,8%). Рис. 1 Теневая экономика в развитых странах в период с 1980-1999 год.
Современное состояние и масштабы теневой экономики, дают оценку о дальнейшем приросте теневой экономики в странах Евросоюза на 0,6 %. Этот показатель изменился впервые за 15 лет и составил - девять десятых процента. Хуже всех с этим в Великобритании, Ирландии и Испании, говорится в исследовании австрийского экономиста Фридриха Шнейдера. Лучше себя чувствует экономика Бельгии,
Австрии и Германии. Черный рынок ЕС набирает обороты и растет коррупция: бизнесмены предпочитают договариваться с полицией в обход интересов государства. Высокие налоги и безработица активизировали теневой сектор Евросоюза. И как следствие - рост преступности, нелегальной занятости и бедности, говорится в докладе организации экономического сотрудничества и развития /ОЭСР/. Динамичнее всех в этом отношении развивается Великобритания,
Ирландия и Испания. Там черный рынок вырос на девять процентов. В Скандинавии на этот сектор приходится 10 % ВВП. В Португалии – 25%. Такая ситуация существует во всех странах мира. И в период кризиса она только усугубляется. Сократившиеся зарплаты, вынуждают многих выбирать серые схемы для заработка, говорит эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований
Владимир Брутер: "Это совершенно нормальная практика в случае кризиса, когда люди готовы рисковать конфликтами с государственными структурами, хотя бы для того, чтобы обеспечить свой бизнес поступлением необходимых средств и необходимыми источниками денег и заказов". Наибольший прирост теневой экономики приходится на восточную Европу, там он был всегда, даже перед вступлением этих стран в
Евросоюз. И сейчас эта проблема не уменьшилась. Уровень коррупции между средним и мелким бизнесом остается высоким. Всегда можно договориться и платить меньше. Бухгалтерская документация подтасовывается и доходы идут мимо госказны - комментарий Business FM главного научного сотрудника института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Гусева: "Кризис в значительной степени с одной стороны создал серьезные трудности,
но с другой - и определенные послабления, я имею в виду прежде всего отношение к оффшорным зонам, которые существуют. На деле многие страны говорили о том, что пора покончить с оффшорными зонами с одной стороны, с другой стороны открыть вклады в швейцарских банках, но к большому сожалению это не произошло и, вероятно, этого не произойдет". Размеры теневой экономики варьируются в зависимости от региона. Некоторые советские страны по этому показателю находятся на уровне
Средиземноморья, говорится в исследовании Шнайдера. Между тем в Эстонии, Латвии, Румынии и Болгарии эти цифры достигают 40%. В Белоруссии и Молдавии теневая экономика составляет половину ВВП, на Украине – 57%. Россия в список австрийского экономиста не вошла. Доля теневой экономики в общем объеме произведенного
ВВП России, по оценке Госкомстата России, составляет в последние годы более 20%. Надо отметить, что статведомство включает в эту категорию только скрытую и неформальную, но легальную деятельность. Таким образом, доходы от криминальной экономической деятельности (наркобизнеса, проституции и т. п.), а также от криминальной неэкономической деятельности (рэкета, грабежей, печатания фальшивых денег и др.) остаются предметом специального анализа.
Доходы от криминальной деятельности в российской статистике, как и в большинстве стран, не включаются в состав ВВП, поскольку их очень сложно оценить статистически. Важно отметить, что соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики зависит от ее масштабов. Рассмотрим рис.2. Рис.2 Зависимость эффектов теневой экономики от ее масштабов Позитивный эффект теневой экономики возрастает по параболе, т.е. темп его роста замедляется с увеличением
относительной величины теневой экономики. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере увеличения теневой экономики. В таком случае результирующий эффект сначала будет иметь положительный знак и расти (участок 0А), потом его рост остановится (в точке А), начнется процесс спада (участок АВ), а затем результирующий эффект приобретет отрицательное значение, величина которого будет стремительно расти (после точки
В). Эта графическая модель показывает важность контроля над масштабами теневой экономики. Общественное благосостояние максимизируется, если величина теневой экономики равна 0А, так как при этом результирующий эффект имеет максимально позитивное значение. В крайнем случае, можно допустить разрастание теневой экономики до величины 0В, когда позитивный и негативный эффекты взаимно гасятся. Если величина теневой экономики превышает 0В, то общество несет
чистые потери. Масштабы теневой экономики во многом зависят от типа экономической системы, но эта зависимость носит неоднозначный характер. Очевидно, что теневой экономики нет (точнее, она минимальна) при абсолютно государственной и при абсолютно разгосударственной экономике: в первом случае государство запрещает всякую теневую активность и имеет средства этот запрет реализовать, а во втором случае нет запретов и контроля, следовательно, нет и нужды «скрываться в тени».
Теневая активность будет увеличиваться в «пограничной зоне» между централизованным и децентрализованным хозяйством: с одной стороны, в слабеющей централизованно управляемой экономике (как в СССР 1980-х) уменьшаются возможности контроля; с другой стороны, в подвергающемся огосударствлению рыночном хозяйстве множатся меры контроля, далеко не всегда эффективного. Следует учитывать, что оценка масштабов теневой экономики, которая по определению уклоняется от «учета
и контроля», сама по себе является довольно сложной проблемой. Поскольку расчеты в теневой экономики производятся почти исключительно наличными, а в официальной экономике – безналичными деньгами, то хорошим индикатором динамики теневых сделок является изменение количества наличных денег в обращении. Другой часто используемый метод – это анализ расходов электричества (оно является таким производственным ресурсом, который необходим при многих видах скрываемого производства,
но при этом скрыть его расход почти невозможно). Нетрудно заметить, что оба этих метода в принципе не могут охватить многих видов теневой деятельности (например, распространенное в России огородничество для самообеспечения) и дают заниженные оценки. 2.2 Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономики Теневая и криминальная экономика является сегодня составным элементом хозяйственной системы.
Негативные последствия присущи всем видам и проявлением криминальной и теневой экономики. Однако в ряде случаев некоторые теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное воздействие. При определенных условиях криминальная экономика превращается в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего функционирования. В наиболее сложных случаях криминализации подвергаются
и государственные институты, органы власти и управления, демократические учреждения, контролирующая, правоохранительная система. Известны случаи, когда криминальная экономическая деятельность становится основой международной специализации, определяющей место страны в международном разделении труда. Конкретные социально-экономические последствия криминальной экономики крайне многообразны, как многообразна и разнопланова самая эта деятельность. Рассмотрим наиболее значимые ее последствия.
Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях: 1. Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация ее структуры. Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками.
Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности. Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической
деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений. 2. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры. Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных
интересов участников экономических отношений. Недофинансирование государственных расходов является одной из важнейших причин кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику. Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания.
3. Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Оно связано, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе. Эффективность макроэкономической политики снижается также вследствие коррупции, незаконных форм лоббистской деятельности, влияющих на формирование и распределение бюджетных ресурсов.
4. Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом. Манипуляции с валютой, которые осуществляют организованные преступные группировки с целью отмывания денег или для получения незаконных доходов, могут оказывать пагубное влияние на обменные курсы и банковские
системы во многих странах. Кроме того, наличие крупных, полученных незаконным путем средств в отдельной стране создает зависимость, которую преступные элементы охотно готовы использовать. 5. Деформация структуры экономики. Криминальная экономическая деятельность является не только следствием деформаций экономической структуры, но и ее фактором. Это касается практически всех ее видов. Начиная от сокрытия разрешенной законом экономической деятельности
, и заканчивая наиболее опасными формами организованной преступности. 6. Влияние криминальной экономики на экономический рост и развитие не является однозначно деструктивным. Воздействие является разнонаправленным. Так, сокрытие разрешенной законом хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное воздействие на экономический рост. Это происходит в условиях необоснованной жесткости
государственного регулирования, консервативности и неэффективности официальных институтов. Поскольку любая подпольная работа порождает легальную экономическую деятельность (путем использования доходов от нелегальной экономической деятельности на приобретение товаров и услуг, созданных легально), то ВВП увеличивается. Например, в Италии, согласно проведенным исследованиям, высокая рентабельность подпольной экономической деятельности, осуществляемая домохозяйками в домашних условиях, может придать
экономике динамизм, который бы отсутствовал при других обстоятельствах. Кроме того, если работник занимается деятельностью, которая без него не нашла бы исполнителя, то общество не несет потерь. В остальных случаях, сокрытие экономической деятельности негативно отражается на экономическом развитии, снижая налоговые поступления и вызывая цепь описанных выше последствий. Организованная преступность также не обязательно препятствует экономическому развитию.
Она ограничивает развитие некоторых законных форм инвестиций и открытых рынков. Особую опасность представляют организованные формы криминальной экономической деятельности для развивающихся государств. Организованная преступность подрывает усилия в области развития, поскольку скудные ресурсы приходится отвлекать от других проектов и направлять на борьбу с преступной деятельностью. Влияние криминальной экономической деятельности на рост и развитие определяется ее влиянием на инвестиционный
процесс. 7. Влияние на инвестиционный процесс - один из наиболее значимых результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое развитие и может быть весьма различным в зависимости от вида, формы криминальной активности, а также социально-экономических условий. Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных.
Возможна и противоположная ситуация. Так, в современной России, по мнению некоторых исследователей , экономический спад в легальном секторе перекрыт подъемом в секторе теневой деятельности. Причем обеспечивается он путем сокрытия источника происхождения инвестиций. Сокрытие истинных инвесторов является методом страхования инвестиционных рисков. Оценка воздействия организованной преступности на инвестиционный процесс также неоднозначна.
С одной стороны, существует точка зрения, согласно которой организованная преступность представляет собой транснациональное явление в период накопления капитала. Лидеры преступных группировок важны для развития экономики. Для экономического развития в целом это может иметь и положительные последствия поскольку, несмотря на преступной происхождение средств ускоряется процесс концентрации капитала и не ослабляется инвестиционный
процесс. 8. Влияние на состояние природной среды. Преступные организации могут нанести серьезный экологический вред, особенно слаборазвитым странам. Они не заботятся об окружающей среде. Деятельность организованной преступности уже привела к уменьшению численности осетровых рыб в Каспийском море вследствие браконьерской ловли с целью добычи икры и оптовым заготовкам леса без мероприятий по восстановлению. 9. Деформация структуры потребления является закономерным следствием криминальных
форм перераспределения доходов и собственности и расширения рынков нелегальных товаров и услуг. Имеет место перераспределение ВВП в пользу паразитического потребления. Деформация структуры потребления порождает деформацию отраслевой структуры экономики, стимулируя развитие секторов, обслуживающих обладателей криминальных сверхдоходов. Результатом криминальной экономической деятельности является увеличение расходов узкого круга лиц на
предметы роскоши в условиях, когда существует острая необходимость в более широком распределении ресурсов в рамках общества. Отрасли, обеспечивающие удовлетворение потребностей большинства населения не развиваются и приходят в упадок. Важной тенденцией в изменении структуры потребления является увеличение объема товаров и услуг, направленных на удовлетворение и эксплуатацию деструктивных потребностей и влечений. К таковым можно отнести наркорынок, эксплуатацию проституции, нелегальный игорный бизнес и другие.
10. Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма. Результаты влияния на режим конкуренции нелегальной экономики зависит от взаимоотношений нелегальных и легальных предприятий, от того, являются ли они конкурирующими. Предприятия конкурирующей части нелегального сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из за своей относительной неэффективности общее производство
и потребление в стране. По этим же причинам деятельность нелегального сектора ведет к повышению потребительских цен и снижению качества потребления. Предприятия, приобретенные лицами, входящими в организованные преступные группировки, как правило, имеют преимущества перед соблюдающими законы соперниками, которые должны заботиться о размере получаемых доходов, издержках производства и выплате займов банкам. Проникновение организованной преступности в законную экономику почти неизбежно ведет к нарушению естественного
действия рыночных сил. В конце концов, это сказывается на расходах потребителей, которые прямо или косвенно вынуждены платить более высокие цены. Чрезвычайно опасна для эффективной конкуренции недобросовестная лоббистская деятельность и коррупция государственных институтов. Распространение организованной преступности может привести к политическому клиентелизму и контролируемому рынку. В некоторых случаях криминальная экономическая деятельность может оказать положительное воздействие
на развитие конкуренции, развиваясь в тех отраслях, которые имеют тенденцию к монополизации. 11. Влияние на систему международных экономических отношений. Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм. Эксперты ООН полагают, что нельзя недооценивать воздействие «отмытого» капитала на международную
экономику. Организованная преступность в силу своей природы склонна к нарушению национальных границ. В результате ее деятельности государства сохраняют суверенитет в формальном смысле этого слова, однако, если они не способы поставить под контроль ввоз оружия, людей и наркотиков на свою территорию, то суверенитет утрачивает многое из своего реального значения. Позитивные стороны теневой экономики. Теневая экономика оказывает в ряде случаев и положительное воздействие на экономические процессы.
Это присуще скорее некриминализованной ее части. Например,это может относиться к позитивной экономической деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в производство ВВП. К числу положительных сторон скрытой экономической деятельности можно отнести возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и обеспечение занятости части населения. Некоторые социологи рассматривают нелегальный сектор как реакцию на безразличие и враждебность к человеку
в современном обществе. Этому сектору, в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют личного доверия. Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит контрольные сведения властям.
А тот, кто платит без квитанции, вряд ли сможет обратиться в суд, если товар или качество труда окажутся не на уровне. Но все же, большая часть исследователей считают подпольную работу в основном негативным феноменом. Нелегальная деятельность может дать некоторые преимущества практикующим ее предприятиям (увеличение прибыли), работникам (получение возможности трудиться) или потребителям (возможность получить товары и услуги по более низким ценам). Нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования
экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно - другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. Среди всех форм криминальной экономической деятельности наибольшую опасность представляет сегодня деятельность организованной преступности. Последствия ее деятельности не ограничиваются социально-экономической сферой и затрагивают практически
все стороны общественной жизни. 2.3 Борьба с теневой экономикой как механизм обеспечения экономической безопасности страны Экономическая безопасность стран традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной
части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии безопасности и вместе с тем дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают его возможности разрабатывать и реализовывать программы экономической компенсации и стабилизации. Значимость макроэкономических аспектов экономической безопасности заметно повышается также в условиях
крупных национально-государственных преобразований и винить государство в существовании теневой экономики как таковой бессмысленно. Исторический опыт свидетельствует, что теневая экономика является составной частью хозяйственного механизма. Однако именно на государстве лежит ответственность за то, что она разрастается порой до значительных масштабов. Государство несет большую ответственность за масштабы вынужденной теневой экономики. Непродуманная социально-экономическая политика загоняет в тень многих хозяйствующих субъектов.
При улучшении же экономической ситуации они часто ее покидают. В целом степень ответственности государства за масштабы теневой экономики и наносимый ею ущерб может быть оценена по следующим направлениям: - нарушение самим государством правовых норм, морально-нравственных принципов общества (правовой и этический произвол); - теневые сговоры государства и его представителей с олигархами, противоречащие интересам общества; - коррупция государственных чиновников, превращение
государственных институтов в систему, которую можно определить как коррумпированное государство; - непрофессионализм государственных политиков и их субъективные ошибки и просчеты в экономической политике, имеющие следствием развитие вынужденной внелегальной экономики. Можно выделить несколько основных направлений государственного воздействия на теневую экономику: 1) Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели.
Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии социально-экономического развития применительно к теневой экономике являются: - Минимизация теневой экономики – одна из стратегических целей; - Формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной
конкуренции; - Эффективное антимонопольное регулирование; - Фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики. 2) Хозяйственное законодательство очеркивает поле легитимной предпринимательской деятельности. Оно создает определенные стимулы для развития добросовестной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушения существующих норм. Важными элементами хозяйственного законодательства являются:
- Приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин; - Прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов; - Упрощенные формы регистрации и отчетности; - Ответственность банков перед вкладчиками. 3) Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев, что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики.
Начиная со второй половины XX века многие государства зафиксировали в своих конституциях, что отныне они являются социальными государствами. Важными элементами социальной политики государства являются: - Формирование социального государства; - Установление достойного прожиточного минимума; - Недопущение глубокой социальной дифференциации общества; - Минимизация теневых операций в системе трудовых отношений; -
Особое внимание к проблеме занятости молодежи. 4) Отношения с бизнесом подразумевают соблюдение основных принципов взаимодействия государственной власти и частного бизнеса. Эти принципы предполагают создание равных условий конкуренции для всех участников рынка и поддержку наиболее уязвимых хозяйствующих субъектов. Важнейшими принципами отношений с бизнесом являются: -
Равноудаленность бизнеса и власти; - Государственная поддержка малого и среднего бизнеса. 5) Карательная функция государства направлена на борьбу с криминальной экономикой, наиболее опасной для общества. Реализация карательной функции подразумевает ужесточение карательных мер в отношении: - Традиционного криминала; - Коррумпированной части чиновничества; - Теневых операций олигархических структур. 6) Воспитательная функция государства связана с глубокими
культурными изменениями, препятствующими распространению теневой экономики. Она реализуется через систему образования и средства массовой информации. Ее важными элементами являются: - Формирование культуры законопослушания; - Обсуждение культа насилия, вседозволенности, наркобизнеса, проституции; - Формирование национальной идеи на основе морально-нравственных принципов общества.
7) Сотрудничество с институтами гражданского общества позволяет привлечь наиболее активные социальные силы к воздействию на теневую экономику. Элементы гражданского общества начали формироваться уже давно, но только сейчас можно говорить о его определенной зрелости и значительном повышении его роли. Гражданское общество представляет собой совокупность объединений, ассоциаций, союзам по интересам, связанных не вертикальными иерархическими зависимостями, а главным образом горизонтально-сетевыми взаимоотношениями.
Сюда входят, в частности, такие социальные институты, как семья, церковь, община, органы самоуправления, кооперативы, мелкие предприятия, землячества, трудовые коллективы, политические партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, творческие союзы. Важными способами сотрудничества с ними являются: - Координация деятельности органов местного самоуправления и правоохранительных органов; -
Использование материалов независимых расследований в сфере экономической преступности, проводимых средствами массовой информации; - Сотрудничество в рамках системы социального партнерства с организациями предпринимателей и профсоюзами трудящихся по вопросам социальной политики, формирования предпринимательской корпоративной этики; - Сотрудничество с общественными и религиозными организациями в сфере духовного воспитания общества; - Сотрудничество с общественными палатами. 8) Сотрудничество с международными организациями позволяет
проводить согласованную политику по отношению к теневой экономике в мировом масштабе. Прежде всего следует перечислить официальные (межгосударственные) организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Интерпол и другие. Существуют и независимые международные организации (например, «Транспэрэнси Интернэшнл»). К основным элементам международного сотрудничества относятся: - разработка общих принципов
борьбы с отмыванием денег, коррупцией, мошенничеством; - обмен оперативной информацией по экономической преступности, совместные расследования; - обмен опытом в рамках международных конференций, семинаров, учений; - учет мнения авторитетных международных организаций о состоянии теневой экономики. Государственное воздействие на теневую экономику должно осуществляться дифференцированно. Вынужденная внелегальная экономика должна подвергаться в основном косвенному воздействию (через создание
благоприятной рыночной среды), а криминальная – преимущественно воздействию административными методами на основе конституционного права (в виде указов, постановлений, программ, распоряжений) при активном участии правоохранительных органов. Что касается наиболее действенных методов борьбы с теневой экономикой, то по этому поводу мнения расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития теневой экономикой считать более важными. Сторонники Э. де Сото убеждены, что главная причина роста теневой экономикой
— это "плохие" законы, которые искусственно тормозят развитие деловой активности и вынуждают нормальных граждан превращаться в "теневиков". В таком случае стратегией борьбы с теневой экономикой должна стать ликвидация бюрократических "препон", а тактикой — поэтапная либерализация хозяйственной деятельности (облегчение правил регистрации фирм, снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций).
Многие исследователи, однако, полагают, что наиболее важным фактором сдерживания теневой экономики являются не формальные нормы права, а неформальные культурные традиции (например, протестантская этика по Максу Веберу). По их мнению, для минимизации теневой экономикой прежде всего необходимо, чтобы люди рассматривали хозяйственную деятельность как честную "игру по правилам", а не как "пиратство". При таком подходе стратегический путь борьбы с теневой экономикой — это "выращивание" хозяйственной
культуры, благоприятной для легального бизнеса, а тактические приемы — пропаганда честного предпринимательства, публичное общественное осуждение нарушающих закон бизнесменов, общая забота о моральном климате общества. Заключение Невозможно представить себе развитие любого цивилизованного общества без изучения экономической теории и применения ее конкретно к каждому государству. Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая
теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно, что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе – практически невозможно. Масштабы и разнообразие форм существования теневой экономики в наши дни значительно больше. Она охватила практически все сферы общественного производства и имеет место во всех странах мира. Это связано с тем, что причины, ее порождающие, весьма разнообразны: экономические, политические,
социальные, психологические, моральные, криминальные и т.д. Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни. Для достижения поставленной цели исследования были последовательно решены следующие частные задачи: раскрыто содержание, определена сущность, особенности и специфика теневой экономики и ее влияние на
экономическую безопасность стран; рассмотрены социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности, а также ее эволюция. Основные результаты исследования составляют основы достижения цели и определяют перспективную концепцию по преодолению и ограничению теневой экономики. Список литературы 1. Егоршин В.М Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности СПб.: Фонд «Университет» 2005 С.304 2. Есипов В.М.
Теневая экономика М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 1997 3. Завельский М.Г. Теневая экономика и трансформационные процессы // Социол. исслед 2003 N 1 С.126-130 4. Исправников В.О Куликов В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила//М.: Российский экономический журнал 1997 С.16 5. Корягина
Т.И. Теневая экономика в СССР//Вопросы экономики 1990 № 3 С. 33 6. Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма. - Вопросы экономики 1998 № 10 С.76-77 7. Кузнецова Т. Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России//Вопросы экономики 1998 №9 8. Латов Ю.В. Экономика вне закона.
Очерки по теории и истории теневой Экономики М.: МОНФ, 2001 9. Левинсон А. В тени экономики // Неприкосновенный запас 2003 N 3. – С.76-78 10. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики 1998 № 3 11. Никифоров О. Большие неформалы// Эксперт 2000 №40 (252) С.18 12.
Николаев И. Теневая экономика: причины, последствия, перспективы// Общество и экономика 1997 №6 С.43 13. Панова Е.И. Теневой сектор и экономический рост М.: Российская экономическая школа, 1998 14. Пономаренко Л. Подходы к определению параметров теневой экономики//Вопросы статистики 1997 № 1 С.23-24 15. Сергеев Е. Теневики. Борьба с дельцами теневой экономики
М.: ООО «Хельга», 2000 С.293 16. Скобликов П.А. Имущественные споры и криминал в современной России М.: Дело, 2001 С.344 17. Сото Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995 18. Фролов Д. Анализ теневой экономики: институциональный подход // Экономист 2008 N 9 С.65-71 19. Шадрина О. Обратная сторона экономики //
Эксперт-Сибирь 2005 N 35. - С.11-15 20. Шмелев Н.В. Неплатежи – проблема номер один российской экономики // Вопросы экономики 2004 №4 С.29 21. Шохин А.Н. Социальные проблемы перестройки М.: Экономика, 1989
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |