Эйтор
Вилла-Лобос
Heitor Villa-Lobos
Эйтор
Вилла-Лобос /Heitor Villa-Lobos/ (родился 5 марта 1887г., в Рио де Жанейро —
ум. 17 ноября 1959г в Рио де Жанейро) — бразильский композитор, гитарист.
“Вилла-Лобос
останется одной из великих фигур современной ему музыки и величайшей гордостью
страны, которая его породила”. Это мнение Пабло Казальса о бразильском
композиторе Эйторе Вилла-Лобосе (1887—1959) разделяли многие выдающиеся
музыканты XX века; среди которых были Шарль Мюнш и Леопольд Стоковский.
Основоположник
бразильской национальной музыки, автор “Шоро” и “Бразильских бахиан”, симфоний
и опер, камерных сочинений и балетов, фольклорист и дирижер, инициатор
учреждения и первый президент Бразильской музыкальной академии, — всем этим
далеко не исчерпывается значение Вилла-Лобоса в мировой культуре. Основа его
творческой деятельности — блестящее знание очень сложного по составу
бразильского фольклора (где слились элементы индейской, африканской, испано-португальской
и других европейских музыкальных культур) и осознанный выбор национального
направления. Вилла-Лобос в лучших своих произведениях дал обобщенный и
поэтичный образ Бразилии, не впадая в экзотику и избежав элементарного
национализма. Вместе с тем творчество его — колоритное, оригинальное — обладает
огромной силой художественного воздействия.
“Пробой пера”
семнадцатилетнего Эйтора была пьеса для гитары, В 1908 году для гитары же
написана “Бразильская сюита”, в 1920 — “Шоро № I", в 1939—Прелюдии, в
1951—Концерт, посвященный А. Сеговии, другие пьесы.
Два цикла — “5
прелюдий” и “12 этюдов” — для гитары соло представляют собой замечательный
вклад Вилла-Лобоса в мировую гитарную литературу. Вероятно, потому, что для
Бразилии гитара — традиционно народный инструмент, Вилла-Лобос избегает в них
откровенно национальной окраски. Напротив, здесь ощущается “универсалистская”
ориентация, что отразилось даже в названиях, достаточно абстрактных для
Вилла-Лобоса последовательно программного композитора. И если в “Прелюдиях”
бразильское начало уже представлено в обобщенно-романтическом стиле, то
“Этюды”, значение которых выходит далеко за чисто академические рамки и которые
являются произведениями трансцендентной технической сложности, еще больше
подчеркивают статус гитары как общенационального концертного инструмента.
Подробнее см. в
статье Пичугин П.А. "Эйтор Вилла Лобос и бразильская национальная
музыкальная культура" / стр. 101-122 в сборнике "Культура
Бразилии"/, М., Наука, 1981.
Список
литературы
Рецензия Г.
Машинской к грампластинке с записью Н.Комолятова
Музыкальный
энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Josef Powrozniak "Gitarren-Lexikon". Verlag
Neue Musik, Berlin 1988.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/