Преториус
Михаэль
Praetorius
Michael
/M.Praetorius/
— немецкий композитор, органист и музыкальный теоретик. Его настоящая фамилия
Шультхайс, Шульц, Schultheiß, Schulz, Schulze. По сведениям одних источников
он родился примерно в 1571 - 1572гг., в Крейцбурге — ум. в 1621г. в
Вольфенбюттеле, J. Powrozniak* приводит следующую датировку: 15.2.1571
Creuzberg - 15.2.1621 Wolfenbüttel. Михаэль Преториус вырос в семье
потомственных музыкантов (отец его протестантский священник, был связан со
сторонниками М. Лютера.). Образование он получил в латинской школе, после
окончания которой изучал философию и теологию во Франкфуртском университете.
Уже в эти годы начинается его активная деятельность. Впоследствии Михаэль
Преториус служил придворным композитором и органистом в Брауншвейге (где
одновременно исполнял обязанности секретаря герцога), Дрездене, Магдебурге,
Вольфенбюттене (с 1604г. Преториус в должности придворного капельмейстера у
герцога Вольфенбюттельского).
В своем
творчестве Преториус был тесно связан с новым стилем, формами и жанрами,
идущими от итальянской музыки. Он первым ввел в практику немецкой музыки форму
хорового концерта и первым среди немецких композиторов стал применять технику
генерал-баса. Приверженец венецианской хоровой школы, он пропагандировал ее
достижения и как активный музыкальный деятель — инициатор и организатор своего
рода музыкальных представлений, и как педагог. Сотрудничал с Х.Л. Хаслером,
Г.Шютцем, С. Шейдтом.
Преториус —
автор многочисленных сочинений. В 1605-1610 гг. он опубликовал девять сборников
духовных песен под названием “Сионские музы” - "Musae Sionae" (Tl
1-9, Regensburg - [u.a.], 1605 - 10). В 1619 г. были опубликованы сборники
“Полигимния”,
“Песни мира и
радости”. Его перу принадлежат также церковные и светские произведения для
хора, инструментальные пьесы, токкаты, канцонеты для инструментальных
ансамблей.
Образованнейший
музыкант своего времени, Преториус создал энциклопедический труд по истории и
теории музыки “Sintagma Musicum” (1616-1620), отличающийся универсальной
широтой проблематики, 1-й том (на лат. яз.) освещает общие вопросы музыкального
искусства, 2-й и 3-й (на нем. яз.) посвящены описанию и классификации
музыкальных инструментов, рассмотрению современных композитору жанров и форм,
вопросам теории музыки и исполнительства. По сей день многочисленные таблицы
Преториуса и изображения инструментов, помещенные в его работах, служат
незаменимым источником знаний об инструментарии ушедшей эпохи. Трехтомный труд
Преториуса — основной свод сведений о музыке XVI—XVII вв. и одновременно одна
из первых значительных работ, заложивших основы подлинно научной истории
музыки.
Впервые
услышать переложение для гитары произведений Михаэля Преториуса, мне удалось, в
исполнении испанского гитариста Диего Бланко. Он приезжал в конце 70-х годов в
СССР, и запись его концерта я увидел в телепередаче тех лет. (Rustik68)
Список
литературы
Музыкальный
энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Булучевский Ю.,
Фомин В. Старинная музыка /словарь-справочник. Л., Музыка, 1974.
Josef Powrozniak "Gitarren-Lexikon". Verlag
Neue Musik, Berlin 1988.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/